Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
В случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, нарушений лицензиатом либо его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения. Этот срок не может превышать шести месяцев.
Если указанные в предписании нарушения лицензиатом не устранены, лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до одного месяца. Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в этом решении.
В случае систематического (три и более раз в течение календарного года) нарушения лицензиатом либо его обособленным подразделением требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания, лицензирующий орган на основании представленной информации о наложении взысканий обязан принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев.
О принятом решении лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата не менее чем за 5 дней до даты, с которой приостанавливается действие лицензии, с указанием причины его приостановления.
На время приостановления действия лицензии прекращается осуществление лицензиатом и его обособленным подразделением (филиалом) вида деятельности, указанного в лицензии.
Лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, с приложением письменного подтверждения их устранения.
Проверка устранения лицензиатом нарушений проводится лицензирующим органом в течение 10 дней после получения им предписания об устранении нарушений.В случае осуществления проверки государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, он обязан по окончании проверки в течение 3 дней сообщить о ее результатах лицензирующему органу.
Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, по результатам проверки, указанной в части первой настоящего пункта, принимает решение о возобновлении действия лицензии с указанием даты его возобновления, о чем в 3-дневный срок со дня принятия этого решения в письменной форме уведомляет лицензиата. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия.
Согласно п.30 Декрета о лицензировании, в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.
По общим основаниям действие лицензии прекращается:
по истечении срока, на который она выдана;
по решению лицензирующего органа:
об аннулировании лицензии в соответствии с законодательством;
в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;
при реорганизации юридического лица;
в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
по решению суда:
об аннулировании лицензии;
в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
Лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа в случае, если:
лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии;
лицензиатом в установленный срок не представлены документы для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию;
лицензия выдана на основании недостоверных сведений, представленных соискателем лицензии;
лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче.
Лицензия может быть аннулирована по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия.
В случае повторного (два и более раза в течение календарного года) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.
Лицензирующий орган в 3-дневный срок со дня принятия решения о прекращении действия лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований прекращения действия лицензии.
В случае прекращения действия лицензии лицензиат обязан в 5-дневный срок возвратить лицензию и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, в соответствующий лицензирующий орган.
Лицензия считается аннулированной со дня принятия решения о ее аннулировании.
Лицензирующий орган в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата, который в 5-дневный срок со дня получения уведомления обязан возвратить лицензию (ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, в соответствующий лицензирующий орган.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии либо о ее аннулировании принимается коллегиальным органом лицензирующего органа (при его наличии) в установленном порядке.
Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии):
ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда;
признание сделок совершенных субъектом хозяйствования,
недействительными.
Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» предусмотрена финансовая ответственность субъекта хозяйствования, за осуществление деятельности без лицензии, которая устанавливает, что полученные от занятия такой деятельностью доходы и штраф в размере полученного дохода подлежат внесению в бюджет [32].
Кроме того, Кодекс об административных нарушениях Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за нарушение связанные с осуществление предпринимательской деятельности, в частности за осуществление лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), на что указывает ст. 154 [28]. Ответственность предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.
Статья 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, в крупном и особо крупном размере [27].
Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
Предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования должна осуществляться строго в соответствии с правилами установленными законодательством, регулирующим предпринимательскую деятельность. Кроме требований о государственной регистрации Закона о предпринимательстве содержит в ст.ст.6 и 7 общие для всех предпринимателей положения об их правах и подлежащих исполнению обязанностях. Предприниматель имеет право:
заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;
создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;
самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);
устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;
открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, оставшейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;
получать любой не ограниченный по размерам личный доход;
пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;
выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;
приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.
В состав обязанностей предпринимателя входят следующие:
выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);
заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях – коллективные договоры в соответствии с законодательством;
предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;
вносить в государственный фонд социального страхования отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, в порядке и размерах предусмотренных законодательством;
осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;
производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;
соблюдать права и законные интересы потребителей;
получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством;
представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным, Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования;
и другие.
Статья 11 выше названного Закона гарантирует право гражданам и юридическим лицам на занятие предпринимательской деятельность, возможность создавать любой организационно-правовой формы предприятия, приобретать необходимое имущество для своей деятельности, защищать свои права и законные интересы в соответствии с законодательством Республики Беларусь, возможность страховать предпринимательские риски, на что указывает ст. 822 ГК и др.
В деятельность предпринимателя не допускается вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. В случае неправомерного вмешательства в его хозяйственную деятельность, предприниматель имеет право обращаться в суд или арбитраж с заявлением о признании недействительными и неправомерными актов государственных органов и действий их должностных лиц. Убытки, которые были причинены предпринимателю, незаконными действиями подлежат возмещению этими органами в порядке, предусмотренном законодательством. В данном случае необходимо руководствоваться нормами ГК Республики Беларусь, в частности ст. 15 и Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. [84]. Здесь следует отметить, что согласно п. 11 Положения, возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъекту хозяйственной деятельности в виде произведенных им расходов, утраты или повреждения его имущества.
Защита субъективных прав и законных интересов субъектов хозяйствования осуществляется путем применения соответствующих форм и методов защиты.
Существуют две основные формы защиты юрисдикционная и неюрисдикционная. Юрисдикционная - это деятельность компетентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, т.е. в суде.
Судебная защита прав граждан (юрисдикционная) является наиболее распространенным порядком защиты гражданских прав. Это право гарантировано ст. 60 Конституции Республики Беларусь. Причем за судебной защитой можно обратиться в случае нарушения прав, а также в случае их оспаривания. Лицо, чьи права были нарушены, имеет право обратиться в суд в установленном порядке. Суд в свою очередь, может обязать правонарушителя прекратить правонарушение и восстановить первоначальное положение потерпевшего, компенсировать ущерб или осуществить другие действия, предусмотренные законодательством. Судебный порядок обеспечивается обращением граждан-предпринимателей и юридических лиц в суды общей юрисдикции, хозяйственные или третейские суды.
Неюрисдикционная – это форма защиты, представляющая собой самостоятельные действия субъектов по защите нарушенных их прав и охраняемых законом интересов без обращения лица в суд или иной компетентный государственный орган.
Статьей 11 ГК предусмотрены способы защиты нарушенных прав путем:
признания прав;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания недействительным акта государственного органа или орган местного управления и самоуправления;
самозащиты права;
присуждение к исполнению обязательств в натуре;
возмещение убытков;
взыскание неустойки;
компенсация морального вреда;
прекращение или изменение правоотношения;
иные способы.
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения
- Понятие хозяйственного права
- Предмет, принципы и метод хозяйственного права
- Наука хозяйственного права
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Вопросы к теме:
- Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Вопросы к теме:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Тема 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Вопросы к теме:
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
- Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
- Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизации
- Формы и способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре
- Понятие хозяйственного договора
- Система и виды хозяйственных договоров
- Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
- Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Тема 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях
- Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности). Виды санкций (ответственности)
- Понятие и виды мер оперативного воздействия
- Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Вопросы к теме:
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования
- Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
- Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
- Вопросы к теме:
- Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции
- Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее виды
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Вопросы к теме:
- Тема 12. Правовое регулирование деятельности бирж
- Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж. Биржевые сделки
- Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков
- Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь
- Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь
- Правовой режим создания и деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Тема 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
- Профессиональная деятельность по ценным бумагам
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Вопросы к теме:
- Тема 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестиционной деятельности
- Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Вопросы к теме:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Хозяйственное право»
- Используемая в авторском курсе литература и нормативные акты: