Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
Руководствуясь нормами Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах. Они вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства.
Законодательное регулирование создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется:
главой 15 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь;
статьями 47-61 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 [69];
Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 1997 г. № 929 [93].
Коммерческими организациями с иностранными инвестициями понимаются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности на территории Республики Беларусь (ст.77 ИК Республики Беларусь).
Коммерческие организации с участием иностранного капитала могут создаваться в любых организационно-правовых формах юридических лиц – ООО, ОДО, ОАО, ЗАО, унитарных предприятий, товариществ полных и коммандитных.
В зависимости от особенностей регистрации все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные или коммерческие иностранные организации.
Юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь именуется коммерческой совместной организацией (п.3 ст.80 ИК Республики Беларусь).
Юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов именуется коммерческой иностранной организацией (п.4 ст.80 ИК Республики Беларусь).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь и соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе этой организации, виды деятельности, подлежащие лицензированию, коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем: ее учреждения; в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций; приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом или его части.
Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками).
Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых, перестраховочных организаций, с соответствии с п. 13 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11, осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом) [69].
В регистрирующий орган для государственной регистрации коммерческих совместных организаций учредителями (собственниками имущества или уполномоченными органами) представляются следующие документы:
- письменное заявление учредителей (подписывается всеми учредителями коммерческой совместной организации);
- нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов создаваемой коммерческой совместной организации в двух экземплярах;
для учредителей - юридических лиц Республики Беларусь - нотариально заверенная копия решения собственника имущества или уполномоченного им органа о создании коммерческой совместной организации, а также нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию, и нотариально заверенные копии учредительных документов (для каждого белорусского юридического лица);
для учредителей - физических лиц Республики Беларусь - копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;
- для учредителей - иностранных юридических лиц (организаций) - легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его места нахождения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой совместной организации (легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
- для учредителей - иностранных физических лиц - ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для коммерческой совместной организации в форме открытого акционерного общества);
- гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой совместной организации по месту ее нахождения;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
Для государственной регистрации коммерческих иностранных организаций, в регистрирующий орган представляется тот же перечень документов, за исключением документов предоставляемых юридическими и физическими лицами Республики Беларусь, так как они не могут участвовать в создании коммерческих иностранных организаций.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется в течение не более 15 дней со дня подачи ее учредителями (участниками) всех необходимых документов. Регистрирующий орган в течение пяти дней в письменной форме сообщает учредителям (участникам) о регистрации коммерческой организации и выдает свидетельство о регистрации.
В государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано по основаниям нарушения установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка создания коммерческой организации с иностранными инвестициями и несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Республики Беларусь. Отказ в государственной регистрации по основаниям нецелесообразности ее создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации, об этом сообщается ее учредителям (участникам) в течение пяти дней со дня принятия решения об отказе, они в свою очередь, могут обжаловать это решение в суд.
Статья 87 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь определяет порядок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями. Объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года, со дня государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации. Исключение составляет, создание коммерческих организаций в форме открытого акционерного общества, уставный фонд которого должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации организации.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями представляет в зарегистрировавший ее орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах (аудиторское заключение) не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода. На основании этого факта, регистрирующий орган выдает свидетельство в течение 10 дней о формировании уставного фонда коммерческой организации.
Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь - также и в денежных единицах Республики Беларусь.
Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд в денежной и (или) неденежной форме.
Для пересчета вкладов используется официальный курс соответствующей валюты, установленный Национальным банком Республики Беларусь на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения устава, что необходимо учитывать при внесении вклада.
Неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или денежные единицы Республики Беларусь, если они получены на законном основании. Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями подлежат экспертизе достоверности оценки неденежных вкладов в соответствие с Порядоком проведения экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. [85]. Оценка проводится в денежных единицах, в которых объявлен уставный фонд. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности их оценки. В случае отсутствия названного акта имущество не считается внесенным в уставный фонд.
По решению учредителей (участников), собственника имущества или органа этой организации, уполномоченного на то ее учредительными документами, либо в судебном порядке в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть ликвидирована или реорганизована. Основанием для ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями может являться несоблюдение коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда (ст.90 ИК Республики Беларусь), а также ликвидация может последовать по основаниям, предусмотренным Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом от 16 марта 1999 г. №11 [69]. Сообщение о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями публикуется в печати.
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения
- Понятие хозяйственного права
- Предмет, принципы и метод хозяйственного права
- Наука хозяйственного права
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Вопросы к теме:
- Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Вопросы к теме:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Тема 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Вопросы к теме:
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
- Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
- Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизации
- Формы и способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре
- Понятие хозяйственного договора
- Система и виды хозяйственных договоров
- Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
- Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Тема 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях
- Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности). Виды санкций (ответственности)
- Понятие и виды мер оперативного воздействия
- Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Вопросы к теме:
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования
- Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
- Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
- Вопросы к теме:
- Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции
- Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее виды
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Вопросы к теме:
- Тема 12. Правовое регулирование деятельности бирж
- Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж. Биржевые сделки
- Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков
- Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь
- Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь
- Правовой режим создания и деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Тема 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
- Профессиональная деятельность по ценным бумагам
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Вопросы к теме:
- Тема 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестиционной деятельности
- Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Вопросы к теме:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Хозяйственное право»
- Используемая в авторском курсе литература и нормативные акты: