Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
ГК Республики Беларусь предусматривает реорганизацию и ликвидацию коммерческих организаций.
Сущность реорганизации коммерческой организции состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство.
В отличие от реорганизации коммерческой организации его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).
Ликвидация коммерческой организации может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ст. 57 ГК Республики Беларусь дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации коммерческой организации. К ним относятся: истечение срока, на который создана коммерческая организация; достижение цели, ради которой она создана; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) коммерческой организации при прекращении ее деятельности обязаны провести ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.
Принудительная ликвидация коммерческой организации допускается по решению суда или иных органов, в том числе регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Некоторые из оснований принудительной ликвидации коммерческой организации по решению суда предусмотрены в ст. 57 ГК Республики Беларусь: непринятие решения о ликвидации в соответствии с изложенным выше подп. 1 п. 2 ст. 57 ГК Республики Беларусь; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства; в иных случаях, предусмотренных законодательством (подп. 2 п.2 ст.57 ГК).
ГК Республики Беларусь предусматривает ликвидацию коммерческой организации, помимо изложенных в ст. 57 оснований и по иным основаниям. Подпункт 3 п. 2 ст. 57 ГК Республики Беларусь предусматривает в случаях, предусмотренных законодательными актами, ликвидацию коммерческой организации по решению иных органов. Они вправе ликвидировать (прекратить деятельность) субъектов хозяйствования в случае: нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством; неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; не выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством; препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами; систематического грубого нарушения законодательства о труде (п.41.3 Положения от 16 марта 1999г.).
Требование о ликвидации коммерческой организации предъявляются государственным органом или органом местного управления или самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Такое требование адресуется лицам, принимающим решение о ликвидации (п.3 ст.57 ГК).
Государственными органами, имеющими право предъявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования являются: органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации.
Процедура ликвидации коммерческой организации определена ст.ст. 59-60 ГК Республики Беларусь и пунктами 41-72 Положения от 16 марта 1999г..
Ликвидация коммерческой организации:
влекут прекращение их деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами;
включают в себя принятие в установленном порядке учредителями (участниками) либо органом данной организации, уполномоченным на то учредительными документами, или регистрирующим органом, или хозяйственным судом решений о ликвидации этой организации и исключении ее из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При ликвидации коммерческой организации по решению учредителей (участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в регистрирующий орган представляются:
заявление о ликвидации;
решение о ликвидации;
сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
сведения о порядке и сроках ликвидации.
На основании выше изложенных документов, регистрирующий орган в пятидневный срок представляет Министерству юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.47 Положения от 16 марта 1999г.). С этими сведениями может ознакомиться любое заинтересованное лицо (п.4 ст.47 ГК). Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.
Субъекты, принявшие решение о ликвидации коммерческой организации, в десятидневный срок создают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации (п.2 ст.58 ГК).
В состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты и юристы.
Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа.
В случае решения суда о ликвидации коммерческой организации на ее учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации (ч.2 п.3 ст.57 ГК). К ликвидационной комиссии переходят правомочия по управлению делами коммерческой организации. Она от имени ликвидируемой коммерческой организации выступает в суде (п.3 ст.58 ГК).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор), созданная регистрирующим органом, в соответствии с законодательством:
помещает в газете "Рэспублiка" сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;
составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;
уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации коммерческой организации;
принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;
оценивает имущество ликвидируемой коммерческой организации;
рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;
обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;
утверждает смету расходов по ликвидации коммерческой организации, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы;
составляет в установленном порядке ликвидационный баланс, в том числе промежуточный, и представляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом о работе ликвидационной комиссии;
осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) коммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации (п.5 ст.59 ГК). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его.
При недостатке имущества некоторых коммерческих организаций кредиторы могут потребовать удовлетворения их требований за счет имущества их учредителей (участников). В случаях, когда при принятии решения о ликвидации коммерческой организации или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса будет установлена недостаточность имущества коммерческой организации для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация коммерческой организации должна проводиться по правилам законодательства о банкротстве (ст.61 ГК).
Имущество ликвидированной коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами коммерческой организации (п.7 ст.59 ГК).
Расходы, связанные с ликвидацией юридического лица по решению регистрирующего органа, производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке, а при отсутствии указанных средств - возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, поступивших в качестве регистрационного сбора за государственную регистрацию, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с п.63 Положения от 16 марта 1999г., ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации коммерческой организации:
копию публикации в газете "Рэспублiка";
печати и штампы организации либо заявления учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;
документ, подтверждающий закрытие расчетного (текущего) и иных счетов в банках;
отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора);
ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственниками имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то учредительными документами, а в случае, если коммерческая организация ликвидирована по решению регистрирующего органа, - подписанный ликвидационной комиссией и утвержденный регистрирующим органом;
подлинник свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;
справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты о расчетах с бюджетом Фонда;
справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;
справку соответствующего территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников.
В случае, если коомерческая организация ликвидируется по основанию неосуществления в течение 6 месяцев предпринимательской деятельности, она будет ликвидироваться регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии при наличии:
соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа;
акта проверки уполномоченного органа, подтверждающего факт неосуществления коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления этой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
справки налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом;
справки Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты о расчетах с бюджетом Фонда.
Кроме того, коммерческая организация представляет в регистрирующий орган:
подлинник свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;
справку соответствующего территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников;
печати и штампы либо заявление учредителей (участников) организации об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате (п.64 Положения от 16 марта 1999г.).
На основании выше указанных документов, регистрирующий орган принимает решение об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня вынесения (получения) данного решения представляет в Министерство юстиции сведения для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, органы государственной статистики.
Министерство юстиции вносит запись об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения.
Решение регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке (п.72 Положения от 16 марта 1999г.).
Регистрирующие органы ежемесячно публикуют в газете "Рэспублiка" сведения о зарегистрированных, а также о ликвидированных (прекративших деятельность) субъектах хозяйствования.
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения
- Понятие хозяйственного права
- Предмет, принципы и метод хозяйственного права
- Наука хозяйственного права
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Вопросы к теме:
- Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Вопросы к теме:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Тема 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Вопросы к теме:
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
- Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
- Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизации
- Формы и способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре
- Понятие хозяйственного договора
- Система и виды хозяйственных договоров
- Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
- Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Тема 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях
- Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности). Виды санкций (ответственности)
- Понятие и виды мер оперативного воздействия
- Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Вопросы к теме:
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования
- Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
- Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
- Вопросы к теме:
- Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции
- Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее виды
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Вопросы к теме:
- Тема 12. Правовое регулирование деятельности бирж
- Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж. Биржевые сделки
- Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков
- Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь
- Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь
- Правовой режим создания и деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Тема 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
- Профессиональная деятельность по ценным бумагам
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Вопросы к теме:
- Тема 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестиционной деятельности
- Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Вопросы к теме:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Хозяйственное право»
- Используемая в авторском курсе литература и нормативные акты: