Порядок приватизации объектов государственной собственности
Проведение порядка приватизации государственного имущества условно можно подразделить на несколько стадий:
Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
Предложение может исходить от Правительства Республики Беларусь, республиканского органа по управлению государственным имуществом и приватизации, местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов и иных субъектов приватизации. Форму предложения на разгосударствление и приватизацию, перечень документов и порядок их представления определяет республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации. Особенности подачи предложения на приватизацию объектов государственной собственности определены Положением о порядке подачи и рассмотрения предложения на приватизацию объекта государственной собственности, утвержденного приказом Мингосимущества Республики Беларусь, Минэкономики Республики Беларусь, Минфина Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 122/61/162 (в ред. от 12 августа 2004 г. № 194) [145].
Предложение трудового коллектива о создании открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности подается на основе решения высшего органа самоуправления трудового коллектива (общего собрания или конференции) лицами, уполномоченными на то этим решением.
В предложении по приватизации объекта указывается: наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка стоимости имущества, источники средств для выкупа имущества, направления использования объекта после его приватизации и иная информация.
2. Принятие решения о приватизации.
Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в месячный срок со дня его поступления. Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение на разгосударствление и приватизацию. Решение содержит согласие, сроки и условия проведения приватизации или мотивированный отказ. Отказ в принятии предложения на разгосударствление и приватизацию возможен только в случае, если имеются установленные ограничения или запрещение на приватизацию. Отказ органа приватизации в принятии предложения может быть обжалован субъектом приватизации в судебном порядке.
Создание комиссии по приватизации объекта.
При положительном решении о приватизации соответствующий орган приватизации создает комиссию по приватизации, деятельность которой регулируется Положением о комиссии по приватизации, утвержденным Приказом Мингосимущества Республики Беларусь от 17 июля 1996 г. № 171 (в ред. от 12 августа 2004 г. № 194) [145].
Комиссия создается в отношении объектов республиканской собственности - Министерством экономики Республики Беларусь или по его поручению территориальными органами, а также в отношении объектов коммунальной собственности - органами приватизации местных исполнительных и распорядительных органов.
Основными задачами комиссии являются:
Проведение комплекса работ по подготовке объекта к приватизации включающего: определение стоимости объекта; организацию проведения ревизии и инвентаризации; выявление дебиторов и кредиторов; определение условий включения в состав приватизируемого имущества объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия; заключение о возможности приватизации объекта, способе приватизации и форме платежа; подготовка, при необходимости, предложений по реорганизации и преобразованию приватизируемого объекта.
Подготовка проектов договоров (купли-продажи, безвозмездного пользования и др.).
Согласование проекта приватизации.
Подготовка сведений для информационного сообщения о приватизируемом объекте.
Представление соответствующему органу приватизации заключения о приватизации объекта.
В качестве исходных материалов для начала работы комиссии администрация приватизируемого объекта обязана представить:
акт переоценки основных фондов;
документы о правовой регистрации государственного приватизируемого объекта;
государственный акт на пользование землей и выписку из решения местного Совета депутатов об условиях пользования земельным участком, на котором расположено государственное предприятие;
бухгалтерский баланс на 1 января текущего года с приложениями, при наличии дочерних предприятий - сводный бухгалтерский баланс (для арендных предприятий, кроме того, баланс на момент выхода на аренду и договор аренды с приложениями, дополнениями (изменениями);
заключение территориального бюро технической инвентаризации о физическом износе зданий;
акты последней ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
данные о численном и квалификационном составе работающих.
При приватизации акций предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество в процессе приватизации государственной собственности, комиссия по приватизации создается после согласования отраслевой комиссией проекта создания акционерного общества. В этом случае комиссия по приватизации осуществляет следующие функции: готовит заключение о возможности создания открытого акционерного общества на базе государственного имущества; разрабатывает предложения по приватизации акций открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации государственной собственности.
Отраслевая комиссия организует проведение ревизии, контролирует полноту инвентаризации, правильность определения стоимости государственного имущества и величины уставного фонда создаваемого открытого акционерного общества, принимает решения по условиям использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия, согласовывает проект создания открытого акционерного общества, согласовывает договоры о совместной деятельности по созданию открытого акционерного общества с участием иных учредителей.
С момента создания комиссия имеет право отменять любые решения органов управления приватизируемого объекта, влекущие изменения состава и оценку его имущества. Предписания комиссии обязательны для выполнения органами управления объекта. Спорные вопросы, вытекающие из этих действий, разрешаются в суде.
Председателем комиссии назначается представитель органов приватизации. Комиссия вправе привлекать к деятельности специалистов, экспертов и других лиц.
Председатель комиссии, ее члены, а также привлекаемые к работе комиссии специалисты, эксперты и организации несут ответственность в установленном порядке за:
проведение работы в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь; объективность материалов, подготовленных для принятия решения о приватизации объекта; соблюдение сроков проведения работ.
Комиссия по приватизации прекращает работу: после государственной регистрации акций в республиканском органе государственного управления рынком ценных бумаг - при создании открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности; при продаже объекта приватизации на аукционе, по конкурсу, при выкупе арендованного имущества арендным предприятием - после принятия органом приватизации решения о способе и об условиях продажи объекта.
На основании заключения комиссии соответствующий орган приватизации:
принимает решение об оценочной стоимости приватизируемого объекта, об окончательных сроках и условиях продажи;
осуществляет публикацию информации об объекте, подлежащем приватизации в республиканском или местном периодическом печатном издании, и несет ответственность за достоверность публикуемых данных;
направляют принятые решения комиссии для проведения дальнейшей работы.
Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
На основании заключения комиссии, орган приватизации публикует информационное сообщение о приватизации не позднее чем за один месяц до продажи объекта приватизации в республиканском или местном периодическом печатном издании. Информационное сообщение должно содержать полную и достоверную информацию об объекте, подлежащем продаже. В информационном сообщении указываются:
полное и сокращенное наименование объекта;
его адрес;
орган, осуществляющий приватизацию данного объекта, и его местонахождение;
способ и сроки приватизации;
сроки предъявления претензий к приватизируемому объекту;
стоимость имущества;
площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;
условия продажи.
При приватизации предприятий подлежат опубликованию дополнительно следующие сведения: численность работающих; финансовое состояние; наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в активах других предприятий; объекты интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов; обязательства предприятия; укрупненная номенклатура выпускаемой продукции; другие сведения.
При продаже акций акционерного общества, дополнительно должны быть указаны следующие сведения: размер уставного фонда; количество выставляемых на продажу акций и их номинальная стоимость; доля государства в уставном фонде; список лиц, каждое из которых владеет более чем 10 процентами уставного фонда.
В указанные в информационном сообщении сроки, лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации. Лица, не подавшие своевременно заявление, к приватизации данного объекта не допускаются.
В случае выкупа арендным предприятием имущества государственного предприятия, сданного в аренду, допускается заключение договора о выкупе закрепленного за структурным подразделением имущества с юридическим лицом, образованным членами трудового коллектива этого структурного подразделения, при наличии согласия арендатора и арендодателя.
Находящиеся на балансе приватизируемого предприятия государственное имущество, на которое установлен запрет на приватизацию или на приватизацию которого имеется отказ на законных основаниях, и объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории, стадионы и т.д.) по решению органа приватизации могут быть безвозмездно переданы новому собственнику этого предприятия во владение и пользование без права распоряжения с условием сохранения их целевого использования в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Приватизированное предприятие подлежит регистрации как вновь созданное предприятие либо включению в состав действующего субъекта хозяйствования с негосударственной формой собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь с одновременным исключением из названия предприятия терминов, указывающих на его государственную и ведомственную принадлежность.
5. Оформление сделки по приватизации.
Порядок оформления сделок и права собственности при приватизации объектов республиканской собственности регулируется Закон Республики Беларусь Приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 19 июля 1996г. №176 «Об утверждении Порядка оформления сделок и прав собственности при приватизации объектов республиканской собственности» [144].
Данный порядок оформления сделок применяется при приватизации следующих объектов республиканской собственности: государственных предприятий, учреждений, организаций, структурных единиц объединений и структурных подразделений предприятий, а также государственного имущества, сданного в аренду.
Сделка по приобретению объекта приватизации считается совершенной с момента заключения субъектом приватизации с соответствующим органом приватизации договора купли-продажи объекта приватизации государственной собственности.
В случаях, когда среднесписочная численность работающих на объекте приватизации не превышает 1000 человек, договор купли-продажи такого объекта с субъектом приватизации заключает территориальный органом приватизации по месту нахождения объекта.
При среднесписочной численности работающих на объекте приватизации свыше 1000 человек договор купли-продажи с субъектом приватизации заключает Министерством экономики Республики Беларусь.
Объекты социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемого предприятия, предаются новому собственнику на основе договора безвозмездного пользования имуществом без права распоряжения.
Порядок оформления сделок при приватизации определен в ст. 21 Закона о приватизации. В договоре определяются: порядок и сроки передачи объекта; форма и сроки платежа; взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию объекта; другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон.
Оплата объекта приватизации может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора. Конкретный способ оплаты определяется в договоре, заключаемом между государственным органом приватизации и новым собственником (субъектом приватизации). Для оплаты объекта приватизации наряду с денежными средствами могут использоваться именные приватизационные чеки.
Договор после его подписания в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации.
Права владения и пользования переходят к новому собственнику после регистрации договора. Право распоряжения объектом наступает с момента выдачи свидетельства.
Свидетельство о праве собственности выдается республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации при приватизации объектов республиканской собственности и местным исполнительным и распорядительным органом по объектам собственности административно-территориальных единиц в течение месяца после полной оплаты объекта в соответствии с договором и представления необходимых документов.
Вопросы к теме:
«Разгосударствление»- это…? «Приватизация»- это…?
На каких принципах осуществляется приватизации?
Каким законодательством закреплены правовые основы разгосударствления и приватизации?
Основные направления современной приватизации?
Назовите субъектов и объекты приватизации?
Назовите органы, осуществляющие регулирование разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности? Какова их сфера руководства?
Назовите способы приватизации государственной собственности?
Какие стадии в процессе приватизации предусмотрены?
Каковы функции комиссии по приватизации на стадии принятия решения о приватизации?
Что представляет собой аукцион?
Дайте определение понятию «конкурс»?
Порядок оформления права собственности на приватизированный объект?
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения
- Понятие хозяйственного права
- Предмет, принципы и метод хозяйственного права
- Наука хозяйственного права
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Вопросы к теме:
- Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Вопросы к теме:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Тема 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Вопросы к теме:
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
- Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
- Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизации
- Формы и способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре
- Понятие хозяйственного договора
- Система и виды хозяйственных договоров
- Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
- Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Тема 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях
- Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности). Виды санкций (ответственности)
- Понятие и виды мер оперативного воздействия
- Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Вопросы к теме:
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования
- Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
- Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
- Вопросы к теме:
- Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции
- Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее виды
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Вопросы к теме:
- Тема 12. Правовое регулирование деятельности бирж
- Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж. Биржевые сделки
- Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков
- Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь
- Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь
- Правовой режим создания и деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Тема 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
- Профессиональная деятельность по ценным бумагам
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Вопросы к теме:
- Тема 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестиционной деятельности
- Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Вопросы к теме:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Хозяйственное право»
- Используемая в авторском курсе литература и нормативные акты: