Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны суду (ст. 47 ХПК) и рассматриваются (подсудны) по месту нахождения должника, причем независимо от того, кто является заявителей (резидент или нерезидент Республики Беларусь) (ст. 51 ХПК) [30].
Согласно ст. 265 ХПК Республики Беларусь дела об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования рассматриваются хозяйственным судом по правилам предусмотренным, кодексом с учетом особенностей законодательных актов об экономической несостоятельности (банкротстве).
Процесс банкротства содержательно изложен в Законе о банкротстве. Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой, предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.
Правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банкротстве субъекта хозяйствования, в связи с неисполнением им денежных обязательств обладают сам должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в порядке установленном законодательством.
Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своем банкротстве, при наличии обстоятельств очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности. Соответственно, исходя из ст.7 Закона о банкротстве, основанием является неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.
Статьей 8 Закона о банкротстве, предусмотрена обязанность должника подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда:
удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;
органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
выявлено обстоятельство, предусмотренное ч. 1 ст. 247 Закона о банкротстве, т.е. если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор), а также иные уполномоченные органы обязаны подать в хозяйственный суд заявление должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
В случаях, предусмотренных настоящей статьей, заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания.
Неподача должником заявления должника в случаях и срок, предусмотренные настоящей статьей, влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении срока.
Наряду с основаниями, предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85.
Должник обязан в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в хозяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.
К заявлению должника, помимо документов, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), прилагаются:
документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;
учредительные документы должника или их копии;
расчет коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на основе данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, заверенных в установленном порядке;
Статьей 15 и п. 1.4 Указа от 12 ноября 2003 г. предусматриваются принимаемые в обязательном порядке руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами до подачи заявления в суд, меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, т.е. «досудебное оздоровление» должника или меры по предотвращению банкротства.
В целях предупреждения банкротства юридических лиц учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на улучшение финансового состояния должника. Кредиторы или иные лица на основании соглашения с должником могут также принимать меры, направленные на улучшение финансового состояния должника.
Законодательством устанавливается ответственность за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также за не соответствующее действительности обоснование отказа в принятии таких мер, а также принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), - влекут наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо - в размере от 50 до 500 базовых величин.
Статьей 10 Закона о банкротстве предусматриваются основания для подачи заявления кредитора о своем банкротстве:
наличие у кредитора достоверных данных о неплатежеспособности должника, если эта неплатежеспособность имеет или приобретает устойчивый характер;
применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение одного месяца за неимением имущества, либо выявление в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований;
неисполнение должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого кредитор намерен подать заявление кредитора. Продолжительность срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого он намерен подать заявление кредитора, не может быть менее одного месяца;
невыплата денежных средств кредитору (кредиторам) по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в течение срока, предусмотренного законодательством или устанавливаемого в соответствии с ним;
неплатежеспособность должника, умышленно вызванная деянием должника - индивидуального предпринимателя и (или) деянием физического лица, являющегося заинтересованным лицом в отношении должника, за которые они привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законом;
утаивание или растрата имущества должника либо совершение иных действий должником - индивидуальным предпринимателем или заинтересованным лицом в отношении должника, в результате которых должник стал неплатежеспособным;
недостаточность стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов;
сообщение должником кредитору, в хозяйственный суд или в средствах массовой информации о своей неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер.
Пункт 1.11 Указа от 12 ноября 2003 г. наряду со статьями Закона о банкротстве устанавливают основания для подачи кредиторами заявления о признании должника банкротом. В качестве таких оснований выступают в совокупности следующие:
наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия
у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.
Отсутствие одного из указанных выше оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований.
Наличие таких оснований следует рассматривать как специальное условие реализации кредиторами своего права на подачу заявления о признании банкротом должника. Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня поступления в суд такого заявления. При отсутствии совокупности таких оснований хозяйственный суд отказывает в принятии этого заявления. Форма и содержание заявления о банкротстве установлены в Законе о банкротстве ст.ст. 23-27 Закона о банкротстве.
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения
- Понятие хозяйственного права
- Предмет, принципы и метод хозяйственного права
- Наука хозяйственного права
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Вопросы к теме:
- Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Вопросы к теме:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Тема 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Вопросы к теме:
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
- Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
- Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизации
- Формы и способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре
- Понятие хозяйственного договора
- Система и виды хозяйственных договоров
- Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
- Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Тема 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях
- Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности). Виды санкций (ответственности)
- Понятие и виды мер оперативного воздействия
- Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Вопросы к теме:
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования
- Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
- Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
- Вопросы к теме:
- Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции
- Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее виды
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Вопросы к теме:
- Тема 12. Правовое регулирование деятельности бирж
- Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж. Биржевые сделки
- Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков
- Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь
- Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь
- Правовой режим создания и деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Тема 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
- Профессиональная деятельность по ценным бумагам
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Вопросы к теме:
- Тема 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестиционной деятельности
- Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Вопросы к теме:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Хозяйственное право»
- Используемая в авторском курсе литература и нормативные акты: