logo
DO_ak_hospravo

Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь

Основополагающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит техническому нормированию и стандартизации товаров, работ и услуг. Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г. «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о стандартизации) [58]. Действие Закона о стандартизации распространяются на:

органы государственного управления;

юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь;

иностранных юридических лиц и иностранных граждан;

лиц без гражданства;

иных субъектов правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (субъекты технического нормирования и стандартизации).

Статья 1 Закона о стандартизации определяет понятия технического нормирования и стандартизации. Под техническим нормированием понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Стандартизация - это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг (ст.1 Закона о стандартизации).

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование технического нормирования и стандартизации включает в себя:

К видам технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствии со ст. 15 Закона о стандартизации относятся: технические регламенты; технические кодексы; стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций; технические условия.

Кроме перечисленных технических нормативов и стандартов в Республике Беларусь применяются международные и межгосударственные стандарты, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь, правила, нормы и рекомендации применения которых, устанавливает Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Статья 1 Закона о стандартизации раскрывает понятия всех видов технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Так, под техническим регламентом понимается технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.

Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.

В техническом регламенте могут также содержаться:

правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;

требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.

Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

В соответствии со ст.17 Закона о стандартизации, технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения требований технических регламентов, но не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, если они не противоречат требованиям законодательства.

Технический кодекс - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, требования которых основываются на результатах установившейся практики. Они вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов. Разработка и утверждение их, а также право их официального издания осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Стандарт - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

В Республике Беларусь существуют два вида стандартов это государственный стандарт Республики Беларусь (далее - государственный стандарт), который утверждается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства - Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и стандарт организации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

национальной безопасности;

защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;

требования к технической и информационной совместимости;

правила оформления технической документации;

общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;

требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры и строительства - в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Срок рассмотрения проектов государственных стандартов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Государственные стандарты являются добровольными для применения (ст.20 Закона о стандартизации).

Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то его становятся обязательными для соблюдения.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели и распоряжаются ими по собственному усмотрению, причем их технические требования распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших.

Государственные стандарты и стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Технические условия – это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации и вводятся в действие в сроки ими утвержденные.

Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов.

В целях информационного обеспечения и применения субъектами хозяйственной деятельности в своей хозяйственной деятельности технического нормирования и стандартизации постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2004г. №781 утверждено «Положение о Национальном фонде технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», содержание которого составляют официально изданные технические регламенты, технические кодексы, международные, межгосударственные (региональные) и государственные стандарты, а также информация о технических нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию, а также иные документы, предусмотренные актами законодательства [106].