Инвестиционный и концессионный договоры
В целях оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов имеющих для государства особое значение могут заключаться два вида договоров – инвестиционный и концессионный.
Договор с инвестором на отдельные инвестиционные проекты, имеющие важное значение для экономики Республики Беларусь с целью вложения в нее необходимых для республики средств инвесторов, называется инвестиционным договором.
В том случае, если инвестиционная деятельность осуществляется в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов (в том числе предприятий, как имущественных комплексов в целом либо их части), находящихся только в собственности государства, либо деятельности, на осуществление которой распространяется исключительное право собственности государства, заключается концессионный договор.
Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь (ст. 50 ИК Республики Беларусь).
Сторонами инвестиционного договора являются с одной стороны - Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь), с другой стороны - национальные или (и) иностранные инвесторы (ст. 45 ИК Республики Беларусь).
Сторонами в концессионном договоре выступают: с одной стороны - Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь) (концессионный орган); с другой стороны - национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры) (ст. 52 ИК Республики Беларусь).
Статья 46 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь определяет обязательные условия инвестиционного договора. Он должен содержать:
срок действия инвестиционного договора;
объект и объем инвестиционной деятельности;
права и обязанности инвестора, в том числе по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности;
дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора и касающиеся налогового и таможенного режима, экологических норм и иных условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения данного инвестиционного договора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора;
порядок и орган рассмотрения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из инвестиционного договора.
Помимо названных обязательных условий инвестиционный договор может включать иные условия, например, взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона; право инвестора на вывоз из Республики Беларусь произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов) и др.
Заключение инвестиционного договора и принятие решение по его заключению рассматривается Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Условия инвестиционного договора сохраняют силу на весь срок его действия и могут быть изменены, если после заключения договора законодательством устанавливаются новые условия, ухудшающие положение партнеров. Заключенный инвестиционный договор регистрируется в государственном реестре инвестиционных договоров.
Особенности концессионной деятельности определены главой 11 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.
Заключения концессионного договора осуществляется на основе проведения публичных конкурсов или аукционов проводимых уполномоченным Правительством Республики Беларусь республиканским органом государственного управления Республики Беларусь (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь). По решению Правительства Республики Беларусь конкурсы и аукционы на заключение концессионных договоров в отношении отдельных объектов могут проводиться только среди национальных или только среди иностранных инвесторов.
Порядок принятия заявки на участие в торгах и проведения торгов осуществляется в соответствии с нормами ст.ст. 63-66 Инвестиционного кодекса. Заключение концессионных договоров без проведения конкурса или аукциона допускается лишь:
в случаях, когда поступила единственная заявка;
по решению Президента Республики Беларусь, когда в целях государственной безопасности или интересов обороны Республики Беларусь требуется заключение концессионного договора путем прямых переговоров с определенным инвестором.
В зависимости от прав передаваемых концессионерам, концессионные договоры подразделяются на следующие виды:
полный концессионный договор;
концессионный договор о разделе продукции;
концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ).
Под полным концессионным договором понимается концессионный договор с сохранением за концессионером права собственности на произведенную им продукцию. При этом если иное не определено в концессионном договоре, концессионер уплачивает все установленные законодательством Республики Беларусь налоги и другие обязательные платежи.
Под концессионным договором о разделе продукции понимается концессионный договор, согласно условиям которого, произведенная в соответствии с договором продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых концессионным договором.
При этом концессионер в соответствии с условиями договора полностью или частично освобождается от уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Республики Беларусь, в связи с передачей Республике Беларусь права собственности на часть произведенной им продукции.
Под концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ) понимается концессионный договор, в силу которого право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение.
При заключении концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) с риском вознаграждение концессионеру выплачивается лишь при условии достижения концессионером результата, предусмотренного в концессионном договоре.
При заключении концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) без риска вознаграждение концессионеру выплачивается за оказанные им услуги (выполненные работы) вне зависимости от достигнутого результата.
В соответствие со ст.67 ИК Республики Беларусь, в концессионный договор должны быть включены следующие существенные условия:
срок действия концессионного договора;
виды деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии;
права сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора;
обязательства концессионного органа перед концессионером по выдаче ему разрешительных документов, необходимых для осуществления предусмотренной договором деятельности;
право собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль (доходы) в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
территорию Республики Беларусь или ее часть, на которой концессионер имеет право, в том числе и исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности (если объектом концессии является право на осуществление отдельных видов деятельности), а также программу и график работ, выполняемых в соответствии с договором;
обязанность концессионера соблюдать трудовое законодательство Республики Беларусь и правила техники безопасности;
обязанность концессионера соблюдать законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
порядок проверки деятельности концессионера;
ответственность сторон договора;
порядок и орган разрешения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из концессионного договора.
Помимо выше названных обязательных условий в него могут быть включены, по согласованию сторон, иные специальные условия в зависимости от вида концессионного договора, например: формы и порядок государственного участия в концессионном договоре; обязательства концессионера по использованию новых и высоких технологий; порядок изменения концессионного договора и др.
Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. При условии соблюдения всех условий договора инвестором по решению полномочных государственных органов, действие договора может быть продлено на тот же срок без проведения конкурса или аукциона при наличии заявки (подается за один год до истечения срока концессии).
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения
- Понятие хозяйственного права
- Предмет, принципы и метод хозяйственного права
- Наука хозяйственного права
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Вопросы к теме:
- Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Вопросы к теме:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Тема 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Вопросы к теме:
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
- Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
- Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизации
- Формы и способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре
- Понятие хозяйственного договора
- Система и виды хозяйственных договоров
- Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
- Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Тема 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях
- Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности). Виды санкций (ответственности)
- Понятие и виды мер оперативного воздействия
- Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Вопросы к теме:
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования
- Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
- Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
- Вопросы к теме:
- Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции
- Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее виды
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Вопросы к теме:
- Тема 12. Правовое регулирование деятельности бирж
- Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж. Биржевые сделки
- Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков
- Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь
- Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь
- Правовой режим создания и деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Тема 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
- Профессиональная деятельность по ценным бумагам
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Вопросы к теме:
- Тема 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестиционной деятельности
- Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Вопросы к теме:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Хозяйственное право»
- Используемая в авторском курсе литература и нормативные акты: