logo
DO_ak_hospravo

Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Правовое регулирование обеспечения добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках Республики Беларусь осуществляется с помощью системы антимонопольного законодательства, включающего в себя нормы гражданского, административного и уголовного права. Его состав определен следующими актами:

Для проведения государственной антимонопольной политики, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, Закон о монополистической деятельности предусмотрел создание специальных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление надзора и контроля в этой сфере, таковым являлся изначально Комитет по антимонопольной политике при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1992г. №251 [88]. В настоящее время его функции переданы департаменту ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, положение о котором утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002г. №194 [125]. На местах, для реализации своих полномочий в области антимонополистической деятельности, создаются территориальные антимонопольные органы, подведомственные антимонопольному органу.

Функциями антимонопольных органов являются: реализация в соответствие с законодательством государственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков; содействие и развитие добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей; деятельность по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; деятельность по принятию мер обеспечивающих исполнение антимонопольного законодательства; формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и др..

Руководствуясь нормами Закона о монополистической деятельности, деятельность государственных органов в данной сфере условно можно подразделить на два вида: репрессивную и созидательную.

Репрессивная функция – осуществляется в виде предварительного и текущего контроля за деятельностью предпринимателей. Например, за правонарушение на нарушителя налагается штраф.

Созидательная деятельность включает в себя контроль за формированием рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции и развитии предпринимательской деятельности.

Закон о монополистической деятельности ограничивает полномочия антимонопольных органов, они могут давать предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, требовать восстановления в первоначальное положение, отменять неправомерные акты органов управления в адрес субъектов хозяйственной деятельности. Однако, не могут принимать решение о взыскании убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, отменять акты органов власти и управления, вследствие их недействительности и др..