logo
DO_ak_hospravo

Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1993г. № 51 утверждено «Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен» [90].

Положение определяет основы государственного контроля за установлением и применением цен на продукцию (товары, услуги) предприятий, организаций и иных субъектов хозяйствования независимо от форм собственности (в дальнейшем именуются субъекты хозяйствования). В сфере действия свободных цен контролю подлежит также соблюдение порядка включения в них экономически обоснованных затрат.

Органами контроля являются департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекторы по контролю за ценами в городах, районах и районах городов.

Основными задачами этих органов являются:

Органы контроля в соответствии с возложенными на них задачами:

проверяют правильность установления и применения субъектами хозяйствования цен (наценок, надбавок), порядка свободного ценообразования, оказывают им методическую помощь в этих вопросах;

вносят в соответствующие органы управления предложения о государственном регулировании цен в случаях необоснованного и чрезмерного их роста, снижения производства продукции в натуральных показателях;

дают субъектам хозяйствования обязательные для исполнения указания об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, порождающих их;

принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством.

Должностные лица органов контроля имеют право:

- получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, а также объяснения должностных лиц по этим вопросам;

- беспрепятственно посещать (при наличии служебных удостоверений) министерства, ведомства, субъекты хозяйствования для осуществления контроля за установлением и применением цен;

- привлекать к проверкам соблюдения дисциплины цен специалистов министерств, ведомств, объединений, предприятий, организаций (с согласия их руководителей);

- давать обязательные для всех субъектов хозяйствования указания об устранении нарушений дисциплины цен и причин, порождающих их;

- вносить в министерства, ведомства, субъекты хозяйствования предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении государственной дисциплины цен;

- принимать решения о применении к министерствам, ведомствам, субъектам хозяйствования экономических санкций за несоблюдение порядка установления и применения цен согласно действующему законодательству и вносить в соответствующие органы предложения по этим вопросам;

- направлять при выявлении признаков уголовно наказуемых действий материалы в правоохранительные органы.

Директор Департамента цен и его заместители, начальник отдела по контролю за соблюдением цен и тарифов, начальники отделов цен облисполкомов, Минского горисполкома и их заместители имеют право рассматривать дела о нарушении дисциплины цен и налагать взыскания, предусмотренные ст.ст. 144-1 и 166-7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и другими законодательными актами [28].

Должностные лица органов контроля при проверках соблюдения дисциплины цен устанавливают соответствие цен (наценок, надбавок), других показателей, указанных в товарно-сопроводительных, платежных документах, ценам (наценкам, надбавкам) протоколов их согласования, деклараций, прейскурантов, иных нормативных документов по вопросам ценообразования.

В случае неправильного указания или неуказания субъектами хозяйствования в платежных документах необходимых реквизитов, что может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на поставщика (продавца), так и на получателя (покупателя) продукции (товаров) штраф в размере 10 процентов стоимости продукции (товаров). Эти средства на основании решения органов контроля взыскиваются финансовыми органами в доход соответствующего бюджета с предприятий и организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, в судебном порядке.

Взыскание с субъектов хозяйствования необоснованно полученной выручки и штрафов за нарушение дисциплины цен не освобождает их должностных лиц от ответственности, предусмотренной законодательством.

Должностные лица органов контроля обязаны ознакомить с материалами проверок руководителей министерств, ведомств, субъектов хозяйствования. При несогласии с материалами руководители должны изложить возражения и замечания в письменном виде.

Жалобы на действия должностных лиц органов контроля рассматриваются не позднее месячного срока со дня их поступления, а жалобы, требующие дополнительного изучения и проверки, - до 45 дней.

Жалобы на органы контроля могут быть направлены в вышестоящий в порядке подчиненности орган, а при несогласии с его решением - в суд. Решение о наложении административного штрафа обжалуется в порядке, определенном действующим законодательством. Подача жалобы не приостанавливает выполнения этого решения.

Неправильно взысканные в бюджет суммы возвращаются финансовыми органами на основании решений органов контроля, а также других органов, имеющих право принимать соответствующие решения, при условии, если с момента зачисления этих сумм в бюджет по день вынесения решения не истек годичный срок.