Объединенный комитет Европейских надзорных органов
Объединенный комитет Европейских надзорных органов призван служить в качестве форума, на котором эти органы будут сотрудничать, обеспечивая межсекторальную согласованность с органами по банковскому надзору, страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения, в частности, в отношении:
- финансовых конгломератов;
- бухгалтерского учета и аудита;
- микропруденциального анализа межсекторальных мероприятий, рисков и уязвимости для финансовой стабильности;
- розничных инвестиционных продуктов;
- мер борьбы с отмыванием денег;
- обмена информацией с ЕКСР и развития отношений между ЕКСР и Европейскими надзорными органами.
Как можно видеть из всего вышесказанного, система правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС основывается прежде всего на гармонизации норм национального банковского права государств - членов ЕС и приведении их в соответствие с едиными общеевропейскими стандартами. По мере укрепления интеграционных процессов на межгосударственном уровне увеличивается и степень унификации нормативного регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС. При этом развитие такого регулирования значительно опережает темпы развития законодательства в других областях, что обусловлено экономическими интересами ЕС. Особую роль в надзоре за деятельностью банков в ЕС играет Европейский центральный банк. Не исключено, что создание Центрального банка ЕврАзЭС и надзорных органов по типу органов ЕС положительно отразится не только на ПОД/ФТ в ЕврАзЭС, но и на стабильности финансовой системы интеграционного образования.
Опыт иных интеграционных образований в сфере ПОД/ФТ показывает следующее. К сожалению, как показывает мировой опыт, не все попытки региональной интеграции увенчались абсолютным успехом. Наряду с таким высокоорганизованным интеграционным образованием, как ЕС, можно отметить следующие международные организации, достигшие разного уровня интеграции на региональном уровне, в том числе в ПОД/ФТ.
Одним из примеров является североамериканская зона свободной торговли. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, North American Free Trade Agreement) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Согласно статье 102 соглашения*(44) целью его заключения являются:
- снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;
- установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
- значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения;
- обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
- урегулирование экономических споров;
- создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.
В Латинской Америке попытки экономической интеграции осуществляются в рамках МЕРКОСУР - общего рынка стран Южной Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай.
В соответствии со статьей 1*(45) Договора об учреждении общего рынка государства-участники решили создать общий рынок, который влечет:
- свободное движение товаров, услуг и факторов производства между странами путем, в частности, ликвидации таможенных пошлин и ограничений на оборот товаров и любой другой равноценной мерой;
- установление общего тарифа и принятие общей торговой политики по отношению к третьим государствам или группам государств и координации позиций в экономических форумах, региональной и международной торговли;
- координацию макроэкономической и секторальной политики между государствами - участниками внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, монетаристской финансовой, валютной и капиталов, услуг, таможни, транспорта и связи и др., с тем чтобы обеспечить надлежащую конкуренцию между государствами-участниками;
- обязательство государств-участников по согласованию (унификации) своего законодательства в соответствующих областях в целях укрепления процесса интеграции.
Согласно статье 6 *(46) Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia) высокие договаривающиеся стороны будут сотрудничать для ускорения экономического роста в регионе в целях укрепления основы для процветающего и мирного сообщества наций в Юго-Восточной Азии. С этой целью они будут способствовать более широкому использованию своего сельского хозяйства и промышленности, расширению их торговли и улучшению их экономической инфраструктуры для взаимной выгоды. В этой связи они должны продолжать изучать все возможности для тесного и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, а также международных и региональных организаций за пределами региона.
На африканском континенте существует Африканский союз (African Union) - международная межправительственная организация, объединяющая 53 государства Африки. Согласно статье 3 *(47) учредительного акта целями Африканского союза являются в том числе:
- укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
- защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов;
- ускорение политической и социально-экономической интеграции континента;
- продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов;
- содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик.
Как видно из вышеуказанных учредительных документов и соглашений, они лишь провозглашают цели создания международных организаций, направленных на интеграцию.
Сложность заключается в том, что этими же соглашениями параллельно провозглашаются принципы защиты суверенитета и независимости государств-членов. В то время Европейский союз пошел по другому пути - добровольному ограничению суверенитета государств - членов ЕС. Именно ЕС как интеграционное образование достиг наибольших результатов в применении международного стандарта ПОД/ФТ.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление Азиатско-Тихоокеанского сообщества. АТЭС не имеет устава, поэтому не может называться организацией и действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов.
Какие предпосылки обеспечили интеграционный успех, что было предпринято для его достижения и что предстоит сделать странам ЕврАзЭС для приближения к аналогичным результатам?
Странам ЕврАзЭС необходимо совершить следующие действия для более эффективного ПОД/ФТ:
1. Без приведения экономик государств ЕврАзЭС к относительно равному уровню развития, эффективное взаимодействие в сфере ПОД/ФТ невозможно, учитывая опыт ЕС в этой сфере. То есть необходимо исключить предпосылки возникновения такой преступной деятельности, как отмывание доходов, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Добиться этого можно в первую очередь экономическими мерами, создавая благоприятные условия для экономического развития во всех государствах ЕврАзЭС.
2. Создание наднациональных надзорных органов, имеющих четкие наднациональные полномочия и системы центральных банков во главе с Центральным банком ЕврАзЭС позволит создать условия для управления процессами интеграции и взаимодействия, в том числе в взаимодействия в сфере ПОД/ФТ.
3. Законодательство государств ЕврАзЭС на данном этапе не в полной мере гармонизировано. Государствам ЕврАзЭС предстоит проделать большую работу по его максимальному сближению.
4. Государства ЕврАзЭС обязаны обеспечить неукоснительное следование требованиям международных стандартов в сфере ПОД/ФТ и активно развивать сотрудничество в данном направлении в рамках РГТФ.
- Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕврАзЭс Введение
- 1.2. Конвенция оон о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
- 2. Правовые и институциональные основы формирования системы под/фт в ес и других интеграционных образованиях
- 2.1. Рекомендации фатф как международный стандарт по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Опыт применения в ес
- 2.2. Деятельность иных международных организаций в области под/фт
- 3. Заимствование международного опыта для создания организационно-правовых основ под/фт в ЕврАзЭс
- Европейская система финансового надзора
- Европейский Комитет системных рисков
- Орган по банковскому надзору
- Объединенный комитет Европейских надзорных органов
- 1.2. Институциональные основы под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(48)
- 1.2.1. Сравнительный анализ современного состояния институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(49)
- Российская Федерация*(57)
- Белоруссия*(75)
- Казахстан*(77)
- Кыргызская Республика*(86)
- Республика Таджикистан*(88)
- Субрегиональный институциональный уровень под/фт на пространстве ЕврАзЭс*(95)
- Исследование путей и перспектив формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭс
- Рассмотрение вопросов взаимодействия национальных подразделений финансовой разведки в рамках ЕврАзЭс
- 2. На ключевое место в новой редакции Рекомендаций выходит проблематика внедрения и применения риск-ориентированного подхода (Рекомендация 1)
- 3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления
- 4. В соответствии с новой редакцией стандартов фатф (Рекомендация 5) уточнено понятие преступления финансирования терроризма
- 5. Повышение требований к прозрачности публичных должностных лиц / политически значимых лиц
- 6. Повышение прозрачности юридических лиц
- 7. Повышение прозрачности безналичных переводов
- 8. Требования к финансовым группам по вопросам под/фт
- 9. Расширение международного сотрудничества
- Особенности имплементации новых Рекомендаций фатф в национальное законодательство России и других государств - членов ЕврАзЭс
- 1.4. Актуальные вопросы взаимосвязи и координации политики в области под/фт/фрому и антикоррупционной политики в ЕврАзЭс*(152)
- Выводы в отношении гармонизации национального законодательства государств - членов ЕврАзЭс сфере под/фт
- В отношении развития институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс
- В отношении проблем и перспектив имплементации новой редакции Рекомендаций фатф в национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭс
- Глава II. Проблемы и перспективы развития национальной системы под/фт применительно к банковскому сектору России
- 2.1. Особенности реализации международных противолегализационных процедур в российской банковской практике
- 2.2. Сущность, факторы и виды банковских рисков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
- Особенности проявления операционного риска при реализации в кредитной организации внутреннего контроля в целях под/фт
- 2.3. Инструменты управления специфическими банковскими рисками в области под/фт
- 2.4. Развитие нормативно-правового регулирования деятельности российских банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем