logo search
Пособия по ВСР / pensii voennoslugashih

§ 8. Граждане, имеющие право на одновременное получение нескольких государственных пенсий от различных органов

1. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пунктом 3 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьями 2, 3 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3062-1, постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 года № 253 членам семей граждан, проходивших военную службу, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний или увечья (травмы), связанных с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие лучевой болезни, других заболеваний, включенных в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых связано с радиационным воздействием вследствие непосредственного участия в 1957—1961 годах в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также участия в работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949—1962 годах, вследствие лучевой болезни, связанной с радиационным воздействием вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, а также членам семей умерших пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, являвшихся инвалидами вследствие указанных причин (независимо от причин смерти пенсионера) (состав членов семьи см. в пункте «а» § 11 главы 2 настоящего издания), пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается независимо от получения ими других видов государственных пенсий, пособий и доходов.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» от 27 декабря 1991 года № 2123-1 семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, проходивших военную службу в подразделениях особого риска, льготы, определенные статьей 29 упомянутого Закона (назначение пенсии по случаю потери кормильца независимо от других видов пенсий, пособий и доходов), не предусмотрены.

2. Жены граждан, проходивших военную службу, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии (часть 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

Женам граждан, проходивших военную службу, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак, получавшим две пенсии от органов социальной защиты населения России, в том числе за погибшего мужа — гражданина, проходившего военную службу, указанного в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пенсия по случаю потери кормильца от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (см. § 2 главы 2 настоящего издания), назначается со сроков, указанных в пункте 1 § 1 данной главы и пункте 2 § 7 главы 7 настоящего издания, но не ранее:

1 января 1996 года — для жен граждан, проходивших военную службу и погибших в период Великой Отечественной войны;

1 января 2001 года — для жен граждан, проходивших военную службу и погибших в войну с Финляндией и войну с Японией.

При этом сумма подлежащей выплате разницы в пенсии за прошлое время определяется исходя из пенсии, которая полагалась бы пенсионеру за соответствующие периоды в существовавших тогда размерах, и фактически выплаченных им от органов социальной защиты населения сумм пенсии, без применения правила, указанного в пункте 3 § 10 главы 8 настоящего издания.

В связи с поступающими запросами о порядке назначения пенсии по случаю потери кормильца Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации письмом от 5 июля 2000 года № I80/I3/I-524 разъяснило следующее:

«1. … Женам погибших военнослужащих пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа (при наличии права на эту пенсию) от Минобороны России назначается независимо от получения ими других видов государственных пенсий, за исключением пенсии по случаю потери кормильца.

В случае, если на момент обращения за назначением пенсии по случаю потери кормильца от Минобороны России жены погибших военно­служащих получают указанную пенсию от других органов, пенсия от Минобороны России может быть назначена только после прекращения выплаты этой пенсии другими органами.

О назначении женам погибших военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца пенсионные органы Минобороны России в обязательном порядке информируют органы социальной защиты населения и другие органы по месту получения ими других видов пенсии».

Кроме того, Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации направило для сведения и руководства в части, касающейся порядка реализации части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 22 февраля 1993 года № 4468-1, разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2000 года № 5, утвержденное постановлением Минтруда России от 26 апреля 2000 года № 35.

В своем разъяснении от 26 апреля 2000 года № 5 Министерство труда и социального развития Российской Федерации сообщило следующее: «2. Право на, получение двух пенсий имеют вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года и войну с Японией в период с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года, а также умерших в указанный период вследствие ранения, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, в том числе и пребыванием в плену, если погибший (умерший) не совершил в этот период преступления против Родины, а также пропавших без вести.

3. Для подтверждения права на получение пенсии по случаю потери кормильца наряду с другими документами представляются извещение о гибели или иной документ, подтверждающий смерть военнослужащего в годы войны с Финляндией и войны с Японией, и свидетельство о браке.

При отсутствии свидетельства о браке в подтверждение наличия брачных отношений с погибшим (умершим) военнослужащим могут быть представлены следующие документы:

— решение суда о признании фактических брачных отношений;

— свидетельства о рождении детей, в которых вдова и погибший (умерший) военнослужащий значатся родителями ребенка;

— извещение о гибели (смерти) военнослужащего (другой документ), в котором указано, что оно адресовано жене военнослужащего (при наличии фамилии, имени, отчества жены);

— пенсионное дело, из которого следует, что заявительница являлась женой погибшего (умершего) военнослужащего.

4. При вступлении супруги погибшего (умершего) военнослужащего после его смерти в новый брак пенсия по случаю потери кормильца не назначается.

Отсутствие в паспорте отметки о регистрации брака является достаточным основанием для того, чтобы вдова считалась не вступившей в новый брак…

9. Две пенсии по случаю потери кормильца (за разных кормильцев) не назначаются…

12. Надбавки и повышения, установленные законодательством Российской Федерации, начисляются только к одной из двух пенсий, в порядке, предусмотренном пунктом 5 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20 мая 1996 года №1-4-У (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июня 1996 года №1103)…

14. На вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, распространяется указание Минсоцзащиты России от 22 мая 1995 года № 1-5-У «О порядке применения Федерального закона «Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (зарегистрировано в Минюсте России 25.05.95 № 858), а также указание Минсоцзащиты России от 20 мая 1996 года № 1-4-У «О праве на вторую пенсию вдов военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, в связи с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (зарегистрировано в Минюсте России 10.06.96 №1103)» (Указание Минсоцзащиты России от 20 мая 1996 года № 1-4-У см. в приложении № 17 к настоящему изданию).

3. Родители граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте 1 § 8 главы 4 настоящего издания (за исключением случаев, когда смерть указанных граждан наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (часть 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1) (с 1 января 2002 года Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу).

Право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую в соответствии с частью 3 статьи 7 и частью 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 22 февраля 1993 года № 4468-1, предоставлено каждому из родителей указанных в настоящем пункте граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, по достижении ими (родителями) возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умершего (погибшего) вследствие военной травмы кормильца.

Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации в своем письме от 4 октября 1999 года № 180/13/1-750 по вопросу применения части 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 4468-1 сообщило следующее:

«1. … родители умерших (погибших) вследствие военной травмы военнослужащих права на одновременное получение двух пенсий от Минобороны России (пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности) и пенсии по случаю потери кормильца), назначаемых в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обес­печении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не имеют.

2. … право на одновременное получение двух пенсий предоставляется также родителям лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обес­печении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», умерших (погибших) после увольнения с военной службы, но вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 указанного Закона.

Причинно-следственная связь смерти (гибели) военнослужащего определяется ВВК и указывается в приказе командира части о его исключении из спи­сков части, а лица, уволенного с военной службы, определяется соответствую­щими учреждениями медико-социальной экспертизы.

3. Родители умерших (погибших) вследствие военной травмы военнослужащих, получающие пенсию по случаю потери кормильца от Минобороны России и приобретшие после 1 января 2000 года право на получение второй пенсии, за назначением пенсии по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальной) обращаются в органы социальной защиты населения по месту жительства…

5. …надбавки и повышения, установленные пенсионным законодательством, начисля­ются только к одной из двух пенсий…

Поэтому, если вторая пенсия (по случаю потери кормильца) родителям умерших (погибших) вследствие военной травмы военнослужащих назначается органами социального обеспечения Минобороны России, надбавки и повышения к этой пенсии не устанавливаются, поскольку они начислены к пенсии, выплачиваемой органами социальной защиты населения, и наоборот, как это предусмотрено указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20 мая 1996 года № 1-4-У для вдов военнослужащих, погибших в период Великой Отече­ственной войны…

7. Пенсия по случаю потери кормильца от Минобороны России родителям умерших (погибших) вследствие военной травмы военнослужащих назначается по мере их обращения в военные комиссариаты со сроков, предусмотренных пунктом «б» статьи 53 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», но не ранее 1 января 2000 года».