§ 4. Порядок установления группы и причины инвалидности
1. Правовое регулирование деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы.
Группа и причина инвалидности, а также время ее наступления устанавливаются бюро медико-социальной экспертизы, действующее в соответствии с Положением о признании лица инвалидом и Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 года № 965).
На основании вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965 с 1 сентября 1996 года утратило силу постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС «Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях» от 9 апреля 1985 года № 147.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) прекращают свою деятельность, а вместо них создаются учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
Положение о признании гражданина инвалидом определяет в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом, которое осуществляется учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы (далее — учреждение).
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (см. § 6 настоящей главы).
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее — учреждение здравоохранения).
В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.
Руководитель учреждения назначает состав специалистов учреждения, проводящих медико-социальную экспертизу лица и принимающих экспертное решение о признании лица инвалидом.
Гражданин либо его законный представитель имеет право привлекать любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
Учреждение обязано ознакомить гражданина в доступной для него форме с порядком и условиями проведения медико-социальной экспертизы.
Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы (далее — Примерное положение об учреждениях) регулирует деятельность учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (далее — учреждения), создаваемых в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в системе органов социальной защиты населения для проведения медико-социальной экспертизы лиц, нуждающихся в этом.
Положения об учреждениях утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании вышеназванного Примерного положения об учреждениях.
К учреждениям относятся бюро медико-социальной экспертизы (далее — бюро) и главное бюро медико-социальной экспертизы (далее — главное бюро).
В своей деятельности учреждения руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также Примерным положением об учреждениях.
Учреждения при установлении инвалидности руководствуются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Решение об установлении инвалидности принимается коллегиально простым большинством голосов специалистов учреждения, проводивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности.
Учреждения несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выполнение возложенных на них задач.
2. Организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы.
В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм) и смешанного профиля.
В штатный норматив бюро входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера.
При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, сурдопереводчик и другие специалисты.
В штатный норматив главного бюро входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.
В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи.
В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.
Количество составов специалистов, входящих в штатный норматив главного бюро, определяется в зависимости от числа бюро, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, из расчета, как правило, 1 состав специалистов на 4 бюро.
Для проведения медико-социальной экспертизы граждан главное бюро может привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам.
Бюро выполняет следующие функции:
определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал;
устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности;
определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;
определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах;
формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию;
оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию;
предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.
Главное бюро выполняет следующие функции:
проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;
проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования;
формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;
оказывает первичную реабилитационно-психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу;
предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста;
оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро;
осуществляет контроль за деятельностью бюро.
Учреждения для осуществления своих полномочий имеют право:
направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в целях уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;
проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
направлять специалистов в организации всех форм собственности в целях изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения.
3. Порядок направления на медико-социальную экспертизу.
Для определения права на пенсию по инвалидности военный комиссариат района направляет на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы через соответствующие медицинские учреждения для решения вопроса о возможности установления инвалидности:
а) всех военнослужащих, уволенных с военной службы по болезни, не имеющих права на пенсию за выслугу лет;
б) военнослужащих, уволенных с военной службы по болезни с правом на пенсию за выслугу лет, и других военнослужащих, уволенных с военной службы, — по их желанию.
При направлении на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы вышеуказанных военнослужащих им выдаются на руки заверенная военным комиссариатом района или области копия свидетельства о болезни, выданного военно-врачебной комиссией (ВВК), либо копии имеющихся в их личных делах справок о ранениях, контузиях, увечьях и нахождении на излечении в военно-лечебных заведениях, а при отсутствии указанных документов — справка с указанием данных о прохождении военной службы (без наименования воинских частей), периодов пребывания в составе действующей армии, времени и причины увольнения с военной службы (в целях сохранения врачебной тайны в необходимых случаях медицинские документы передаются или пересылаются в бюро медико-социальной экспертизы непосредственно военным комиссариатом).
Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
Учреждения здравоохранения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае отказа учреждения здравоохранения в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.
4. Порядок проведения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя.
Заявление подается на имя руководителя учреждения. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения, медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья.
Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.
Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение.
Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю.
В тех случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в 3-дневный срок в главное бюро медико-социальной экспертизы, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке.
В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.
Программа дополнительного освидетельствования может предусматривать проведение дополнительного обследования в лечебно-профилактическом, реабилитационном или другом учреждении, получение заключения главного бюро медико-социальной экспертизы, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения лица и другие меры.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного освидетельствования, специалисты учреждения принимают решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности.
Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
Причинами инвалидности могут быть: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.
Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения.
Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему.
Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня установления инвалидности.
Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.
5. Порядок переосвидетельствования инвалидов.
Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом.
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп — один раз в год.
Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.
Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (см. Перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, утвержденный Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС 1, 2 августа 1956 года).
Переосвидетельствование лиц, инвалидность которым установлена без срока переосвидетельствования, включая мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, проводится в случаях выявления в установленном порядке подложных документов, на основании которых установлена инвалидность.
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков проводится по направлению учреждения здравоохранения в связи с изменением состояния его здоровья.
6. Порядок обжалования решений учреждений.
Гражданин или его законный представитель в случае несогласия с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты населения.
Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.
Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение.
Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.
В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.
Решение учреждения может быть обжаловано в суд гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- Isbn 5-93297-027-8
- Глава 1. Военно-экономическое значение государственного социального обеспечения военнослужащих
- § 1. Исторический характер социального обеспечения военнослужащих
- § 2. Влияние государственного социального обеспечения на комплектование армии и флота
- Глава 2. Общие положения
- § 1. Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 2. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение
- § 3. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации
- § 4. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации
- § 5. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения
- § 6. Органы Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 7. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 8. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 9. Виды пенсий. Основания, определяющие право на тот или иной вид пенсии
- § 10. Право выбора пенсии
- § 11. Граждане, имеющие право на одновременное получение двух видов пенсий
- § 12. Средства на выплату пенсий
- Глава 3. Пенсия за выслугу лет
- § 1. Разновидность пенсий за выслугу лет и условия, определяющие право на них военнослужащих
- § 2. Понятие «выслуга лет на пенсию»
- § 3. Размеры пенсии за выслугу лет
- § 4. Увеличение размера пенсии за выслугу лет некоторым категориям инвалидов
- § 5. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии за выслугу лет
- § 6. Виды и периоды службы, работы и иной деятельности, засчитываемые в выслугу лет на пенсию
- § 7. Особенности зачета в выслугу лет времени обучения в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях
- § 8. Периоды службы граждан, уволенных с военной службы, засчитываемые в выслугу лет на льготных условиях
- § 9. Порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах
- § 10. Требования, предъявляемые к зачету отдельных периодов службы на льготных условиях
- § 12. Льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство
- § 14. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, служба которых связана с совершением прыжков с парашютом
- § 15. Особенности зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы на территории бывших республик ссср
- § 16. Общее правило для зачета на льготных условиях отдельных периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии
- § 17. Периоды, не засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии
- § 18. Значение дня начала военной службы и дня окончания военной службы для исчисления выслуги лет
- § 19. Определение общего трудового стажа на пенсию за выслугу лет
- § 20. Порядок зачета в выслугу лет военнослужащим Федеральной службы безопасности Российской Федерации стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу
- § 21. Основные документы, являющиеся основанием для исчисления выслуги лет или общего трудового стажа военнослужащего на пенсию
- § 22. Приказы и свидетельские показания, на основании которых подтверждаются отдельные периоды военной службы
- § 23. Органы, исчисляющие выслугу лет и общий трудовой стаж для назначения пенсии
- § 24. Действия управления (отдела) кадров перед представлением военнослужащих к увольнению с военной службы
- § 25. Подсчет выслуги лет военнослужащего на пенсию
- § 26. Оформление документов при исчислении выслуги лет на пенсию
- § 27. Некоторые особенности назначения и выплаты пенсии за выслугу лет
- § 28. Сроки назначения пенсии за выслугу лет
- § 29. Документы, оформляемые для назначения пенсии за выслугу лет
- § 30. Порядок разрешения спорных вопросов по зачету в выслугу лет для назначения пенсии отдельных периодов службы
- Глава 4. Пенсия по инвалидности
- § 1. Понятие пенсии по инвалидности и условия, определяющие право на ее получение
- § 3. Определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний мсэк Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации
- § 4. Порядок установления группы и причины инвалидности
- § 5. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования граждан, прибывающих из государств ближнего зарубежья
- § 6. Классификации и критерии в медико-социальной экспертизе
- § 7. Категории инвалидов
- § 8. Размер пенсии по инвалидности. Лица, имеющие право на тот или иной размер пенсии
- § 9. Минимальные размеры пенсии
- § 10. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии по инвалидности
- § 11. Периоды и сроки назначения пенсии по инвалидности
- § 12. Документы, оформляемые для назначения пенсии по инвалидности
- § 13. Особенности изменения размера пенсии, приостановления и возобновления выплаты пенсии по инвалидности
- § 14. Право на пенсию за выслугу лет
- Глава 5. Пенсия по случаю потери кормильца
- § 1. Условия и критерии, определяющие право членов семей умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, на пенсию по случаю потери кормильца
- § 2. Нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца
- § 3. Право на пенсию на льготных условиях
- § 4. Члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении
- § 5. Порядок установления факта нахождения на иждивении при отсутствии подтверждающих документов
- § 6. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от нахождения на иждивении
- § 7. Установление факта утраты источника средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом, не состоявшими на иждивении умершего кормильца
- § 8. Граждане, имеющие право на одновременное получение нескольких государственных пенсий от различных органов
- § 9. Размеры пенсии по случаю потери кормильца
- § 10. Минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца
- § 11. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии по случаю потери кормильца
- § 12. Органы, определяющие причинную связь смерти военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы
- § 13. Особенности исчисления пенсии по случаю потери кормильца
- § 14. Особенности назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 15. Документы, оформляемые в Министерстве обороны Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 16. Документы, оформляемые в Министерстве внутренних дел Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 17. Документы, оформляемые в Федеральной службе безопасности Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 18. Сроки и периоды назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 19. Документы, в которых удостоверяется дата смерти, а также дата безвестного отсутствия и дата пропажи без вести военнослужащих
- § 20. Порядок установления факта и даты безвестного отсутствия граждан, проходивших военную службу, или пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 21. Выплаты пенсии детям, братьям, сестрам и внукам умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 22. Особенности сохранения, пересчета, прекращения и возобновления выплаты пенсии по случаю потери кормильца
- § 23. Порядок, сроки установления инвалидности и правила выплаты пенсии по случаю потери кормильца инвалидам
- Глава 6. Общие правила исчисления пенсии
- § 1. Сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка
- § 2. Особенности денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, у различных категорий граждан, уволенных с военной службы
- § 3. Процентная надбавка за выслугу лет
- § 4. Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
- § 5. Месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий гражданам, проходившим военную службу
- § 6. Исчисление пенсий уволенным с военной службы гражданам государств — участников снг и других государств, а также их семьям
- § 7. Повышения пенсий и порядок их начисления
- § 8. Порядок начисления надбавки на нетрудоспособных членов семьи неработающего пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 9. Минимальный размер пенсии по старости, учитываемый при исчислении минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям и повышений пенсий
- § 10. Районный коэффициент
- Пример исчисления выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права пенсионера на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента
- § 11. Порядок исчисления пенсии за выслугу лет
- Глава 7. Назначение и перерасчет пенсий
- § 1. Обращение за назначением пенсий
- § 2. Органы, назначающие пенсии
- § 3. Оформление документов для назначения пенсий в военных комиссариатах районов
- § 4. Оформление документов при назначении пенсий в военных комиссариатах областей
- § 5. Оформление документов при назначении пенсий в пенсионных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации
- § 6. Оформление документов при назначении пенсий в пенсионных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации
- § 7. Порядок перехода пенсионеров на другую пенсию
- § 8. Основания и порядок перерасчета пенсии
- Пример исчисления пенсии при ее пересмотре и выплаты в связи с этим суммы разницы за прошлое время
- Глава 8. Выплата пенсий
- § 1. Органы, выплачивающие пенсии пенсионерам федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба
- § 2. Общие положения выплаты пенсии учреждениями (филиалами) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 3. Обязанности пенсионера, получающего пенсию
- § 4. Сроки выплаты пенсии. Возможные случаи досрочной выплаты пенсии
- § 5. Порядок выплаты пенсии в учреждении (филиале) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 6. Выплаты пенсии по почте или путем перечисления во вклад в учреждение (филиал) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 7. Выплата пенсии наличными деньгами
- § 8. Выплата пенсии в случае изменения пенсионером места жительства
- § 9. Влияние заработка работающих пенсионеров на размер выплачиваемой им пенсии
- § 10. Выплата пенсий за прошлое время
- § 11. Особенности получения пенсии неработающими пенсионерами из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, постоянно проживающих в местностях, подвергшихся радиоактивному заражению
- § 12. Выплата пенсий пенсионерам, помещенным в дома престарелых и инвалидов, а также находящимся на излечении в лечебных учреждениях
- § 13. Порядок получения пенсии, причитающейся пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, признанных в установленном порядке недееспособными
- § 14. Выплата пенсий пенсионерам, выехавшим за границу
- § 15. Порядок выплаты пенсий пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике, Эстонской Республике
- § 16. Возможные случаи приостановления и прекращения выплаты пенсий
- § 18. Порядок выплаты пенсии, не полученной пенсионером ввиду смерти
- § 19. Удержания из пенсий, выплачиваемых в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба
- Глава 9. Судебный порядок разрешения споров по вопросам назначения, выплаты пенсий
- § 11 Главы 8 настоящего издания
- 1. Отдаленные местности, служба в которых засчитывается в выслугу лет на льготных условиях — один месяц за два месяца
- 2. Отдаленные местности, служба в которых засчитывается в выслугу лет на льготных условиях — один месяц за полтора месяца
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Пенсия за выслугу лет
- Раздел III. Пенсия по инвалидности
- Раздел IV. Пенсия по случаю потери кормильца
- Раздел V. Исчисление пенсий
- Раздел VI. Назначение и выплата пенсий
- Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Порядок выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- III. Порядок перевода пенсии за пределы Российской Федерации
- IV. Порядок выплаты пенсии на территории Российской Федерации
- Заявление о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- Заявление о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации
- Справка по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- Справка по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и получавшего пенсию по линии федерального органа исполнительной власти
- Заявление о продолжении выплаты надбавки к пенсии на нетрудоспособных иждивенцев
- Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации
- Лицензия на издательскую деятельность лр № 030863 от 18 ноября 1998 г.
- 117342, Г. Москва, ул. Бутлерова, д. 40
- 143400, Московская обл., г. Красногорск, Коммунальный квартал, 2