§ 1. Исторический характер социального обеспечения военнослужащих
Социальное обеспечение — историческая категория, обусловленная общественной необходимостью. В его нынешнем виде оно возникло относительно недавно — во второй половине ХIХ века. Но и в более ранние времена можно найти примеры заботы о людях старшего возраста. Это происходило либо в рамках традиционных семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности. Причем забота эта распространялась не только на категории людей с ограниченной способностью содержать самих себя.
Современный смысл термин «пенсия» получил во французском законодательстве эпохи Великой французской революции (XIX век). До этого обычай вознаграждать заслуженных граждан пожизненным содержанием хотя и существовал, но носил характер дара (награждались лица, пользовавшиеся особым расположением властей, потеря которого автоматически влекла за собой и лишение содержания).
В России вопросу обеспечения военнослужащих в старости, в случае их ранения или увечья уделялось внимание задолго до наших дней. Начальники, под чьим руководством служили воины, заботились не только об их пропитании, обмундировании, оснащении оружием, но и об их приюте в старости.
Вначале социальное обеспечение воинов и их семей имело преимущественно натуральную форму, затем, постепенно, на первое место выходит денежная, то есть назначаются денежные пенсии, при этом сохраняются и многие натуральные формы. В XVIII веке налицо сочетание различных форм денежного и натурального обеспечения уволенных воинов и их семей.
Основными формами обеспечения уволенных из армии военнослужащих и их семей являлись:
1. Поместная форма обеспечения. Сам термин происходит от слова «поместье», что означало поземельное владение, которое давалось служивым людям и делало их собственниками земли. Военнослужащие получали землю еще в период несения военной службы, задолго до увольнения из армии.
2. «Кормовая» форма обеспечения. Ее нередко называли кратко — «кормление». Кормовая форма обеспечения воинов и их семей могла возникнуть следующим образом:
во-первых, в период военной службы вместо жалованья некоторые офицеры, а иногда и все офицеры отдельных полков, получали для своего обеспечения по нескольку дворов на человека. Существовали нормы в виде «окладов в дворах»: полковнику полагалось 15 дворов, подполковнику — 10, майору — 8, капитану — 5, поручику — 4, прапорщику — 3. С уходом в отставку за офицерами сохранялось право получения доходов с этих дворов, что служило средством их материального обеспечения;
во-вторых, в «кормление» офицеров передавались города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод этих мест. Жители города и провинции обязаны были их содержать путем уплаты «въезжего корма», то есть денежного налога и натуральных сборов при первичном занятии воеводой должности, а затем платили подати 3 раза в год;
в-третьих, некоторые города отдавались в «кормление» за выкуп отдельным лицам, в том числе и из военных. Этим путем правительство пыталось одновременно пополнить государственную казну и дать содержание лицам, уходящим в отставку с государственной службы.
3. Содержание отставных воинов при монастырях. Устанавливались нормы натурального довольствия каждого воина и денежных выплат ему, а также определялось число воинов на каждый монастырь. Эта форма содержания бывших воинов была очень выгодна государству, так как монастыри полностью содержали отставных воинов до самой их смерти.
4. Инвалидное содержание отставным офицерам и нижним чинам введено с освобождением монастырей от военного призрения. Екатерина II выделила в европейской части 31 город, куда направлялись отставные офицеры и нижние чины. В каждом из этих городов размещалось строго определенное число военнослужащих разных чинов и при условии, если младшие офицеры сами или их жены имели во владении не более 25 крестьянских душ, а старшие не более 40 душ. Город Муром был определен для жительства только офицеров гвардии. Всего во всех городах должно было размещаться 4353 человека.
5. Помещение воинов в богадельни, больницы и инвалидные дома. Контингент зачисляемых в указанные учреждения лиц представлял собой дряхлых, неизлечимо больных, которых уже нельзя было отправить в различные города на жительство.
6. Зачисление в инвалидные команды для несения определенной службы. Такие команды, как правило — роты, создавались в госпиталях, крепостях, уездных городах, центральных военных учреждениях и т. п. Комплектование многочисленных инвалидных рот было возможно потому, что по тем временам инвалидом являлся совсем не обязательно человек нетрудоспособный. Инвалидом становился и солдат, отслуживший положенные 25 лет.
7. Денежные пенсии и пособия. Наравне с натуральной формой обеспечения военнослужащих и их семей постепенно расширялась практика назначения денежных пенсий и пособий. Вначале они назначались лишь отдельным лицам на основании личных распоряжений царей. Постоянными денежными выплатами можно считать инвалидное содержание офицерам, поселяемым в «инвалидных городах». Кроме того, в конце XVIII века был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам — независимо от количества прослуженных лет. Пенсии либо пособия в деньгах назначались также членам семей военнослужащих.
В первой половине XIX века в пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей более четко обозначились две заметные особенности.
Первая из них — денежные пенсии от правительства — становится преобладающим видом обеспечения, принят первый Устав о пенсиях. В 1803 году военнослужащие по их пенсионному обеспечению подразделялись на два класса. К первому классу принадлежали те, кто прослужил не менее 20 лет и уволен ввиду ранений и болезни. Им назначалась одна треть жалованья. Ко второму классу относились военнослужащие, уволенные по другим причинам. Им также назначалась одна треть жалованья, но из меньшей денежной основы исчисления пенсии. Несколько позже был принят другой принцип пенсионного обеспечения офицерского состава, размер пенсии стал в большей мере зависеть от выслуги лет. За 20-летний стаж службы пенсия назначалась в размере инвалидного содержания (оно меньше жалованья), за 30 лет — половина жалованья и за 40 лет — полное жалованье, получаемое военнослужащим перед увольнением. Если военнослужащий увольнялся по болезни, то пенсия назначалась за выслугу и менее 20 лет в размере полного жалованья. Таким образом, пенсионная система была достаточно отработана.
Второй Устав о пенсиях был утвержден в 1827 году. С этого времени пенсии — преобладающий вид попечительства и обеспечения отставных военных и их семейств.
Полная пенсия назначалась за 35 лет безупречной службы. Прослужившим от 30 до 35 лет определялось 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет — 1/3 полного оклада, равного жалованью по чинам, установленным по табели от 12 декабря 1816 года. Должностные оклады были следующими (в рублях в год):
полный генерал — 3600;
генерал-лейтенант — 2160;
генерал-майор —1800;
полковник — 1200;
капитан — 900;
штабс-капитан — 780;
поручик — 720;
подпоручик — 690;
прапорщик — 600.
Из окладов вычиталось 2,5% на госпиталь и медикаменты. Вычет был установлен еще при Петре Великом. Одновременно с новыми окладами жалованья по чинам были установлены следующие оклады столовых денег (в год):
корпусным командирам — 10000;
начальникам дивизий — 6000;
бригадным командирам — 4000;
полковым командирам — 3000;
командирам батальонов и дивизионов — 1000.
Из столовых денег вычитался 1% в инвалидный капитал, установленный в 1816 году.
С 1827 года оклады пенсий изменялись в 1834 и 1838 годах. Произошло значительное увеличение должностных окладов, а вследствие этого и пенсий (см. таблицу).
№ п/п | Чины | Рублей ассигнационных | Рублей серебряных (с 1843 года) |
| Полный генерал | 5000 | 1430 |
| Генерал-лейтенант | 4000 | 1145 |
| Генерал-майор | 3000 | 860 |
| Полковник | 1200—2000 | 375—575 |
| Подполковник | 1000—1500 | 290—430 |
| Майор | 800—1300 | 230—375 |
| Капитан | 650—1100 | 315—190 |
| Штабс-капитан | 550—1000 | 160—290 |
| Поручик | 500—800 | 145—245 |
| Подпоручик | 450—800 | 130—230 |
| Прапорщик | 450—750 | 115—215 |
Устав о пенсиях 1827 года с незначительными изменениями действовал до конца 1852 года. Затем было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы. Пенсии устанавливались за воинскую службу от 25 до 35 лет в размере 50% оклада. За 35 лет службы и более устанавливался полный оклад жалованья по чину.
Основные положения второго Устава о пенсиях оставались действительными практически вплоть до 1912 года.
В Уставе о пенсиях 1912 года предусмотрено увеличение размера пенсий, они в большей мере поставлены в зависимость от денежного содержания, особенностей и стажа воинской службы. Самым важным изменением, приведшим к увеличению пенсий, явилось их исчисление не только от окладов жалованья, как это было в течение столетия, но и от столовых и добавочных денег.
Право на пенсию из государственной казны имели генералы, офицеры и их семьи. За выслугу 25 лет полагалось 50% окладов, за каждый год, прослуженный сверх 25 лет, размер пенсии увеличивался на 3%. Полная пенсия за выслугу 35 лет устанавливалась в размере 80% окладов. Были установлены максимальные и минимальные размеры пенсий: 7000 рублей и 300 рублей в год соответственно.
Оклады содержания при назначении пенсии определялись по последним перед увольнением чину или должности, а при выслуге в них менее двух лет — по предпоследнему.
Предусматривалось льготное исчисление выслуги лет на пенсию, в том числе с учетом службы в действующей армии, дисциплинарных частях, отдаленных местностях, на должностях летчиков и учебно-воспитательного персонала, времени командировок в районы, пораженные чумой. Наибольшее увеличение пенсионного стажа давала служба в Порт-Артуре во время осады крепости и нахождение в чумном районе, когда 1 месяц засчитывался за 12.
При увольнении военнослужащих по болезни или ранению сокращался обязательный срок выслуги на пенсию, а инвалидам I группы пенсия назначалась в размере полного годового оклада содержания. По особым правилам назначалась пенсия летчикам, увольняемым в отставку по болезни. Им полагалась пенсия при небольшом стаже военной службы. Эта пенсия выплачивалась из государственного бюджета.
Пенсии в России по военному ведомству делились на три категории. Срок выслуги определялся или по общему уставу, о чем было сказано выше, или же по особым положениям. На основании последних пенсию получали служащие по военному ведомству — полный оклад пенсии за 25 лет; половинный — за 20 лет; служащие по военно-медицинскому ведомству — полный оклад за 30 лет службы, половинный — за 20 лет; духовные лица православного и других христианских исповеданий за 20 лет службы в военном ведомстве — 1/3 жалованья по последнему месяцу служения, за 30 лет — 2/3 и за 35 лет — полное жалованье. Годы выслуги исчислялись со времени получения сана священнослужителя, и два года службы в епархиальном ведомстве считались за один; классные военные художники получали полную пенсию за 25 лет службы, половинную — за 20 лет.
Таким образом, в царской России продолжительная воинская служба стимулировалась среди прочих мер высокими размерами пенсий из различных источников.
Можно сказать, что до 1917 года в России существовала достаточно разработанная и многообразная система поддержания высокого социально-экономического положения военнослужащих, социальных гарантий «служивому» человеку во время и после службы.
В результате резкого ухудшения экономического положения России после Первой мировой войны и прихода к власти большевиков существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена. С учетом требований, предъявляемых к строительству Красной Армии, создавалась новая система.
До августа 1918 года пенсионное обеспечение инвалидов Красной Армии, семей погибших красноармейцев производилось в порядке и по нормам, установленным постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 года. 7 августа 1918 года в виде экстренной меры, временно, впредь до издания общего страхового закона, В.И. Ленин подписал принятый СНК первый декрет о пенсионном обеспечении солдат Красной Армии и членов их семей.
Декрет устанавливал пенсии для солдат, лишившихся полностью или частично трудоспособности в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы, а также пенсии для семей солдат Красной Армии, убитых, умерших от ран или пропавших без вести на войне. В случае смерти солдат, получавших пенсии по инвалидности, нетрудоспособные члены семьи обеспечивались пенсиями на этих же основаниях.
Назначение пенсий военнослужащим производили комиссии при местных отделах социального обеспечения.
Распространение в январе 1919 года Положения о социальном обеспечении трудящихся на всех военнослужащих, включая командный состав Красной Армии, себя не оправдало, поскольку оно не учитывало особенностей военной службы и создавало затруднения в обеспечении пенсиями военнослужащих и их семей. Уже 28 апреля 1919 года председатель СНК РСФСР В.И. Ленин подписывает Положение о социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств.
Право на пенсионное обеспечение по инвалидности имели следующие категории военно-увеченных: 1) солдаты Красной Армии; 2) моряки Красного Флота; 3) военнослужащие судоходной охраны Главного управления водных сообщений; 4) военнослужащие пограничной охраны; 5) военнослужащие продовольственных отрядов; 6) военнослужащие железнодорожной охраны; 7) военно-медицинские работники и военно-политические комиссары; 8) бывшие красногвардейцы; 9) командный состав Красной Армии; 10) члены рабочих и крестьянских боевых дружин и все лица, привлеченные надлежащими властями к обслуживанию воинских частей. Пенсии военно-увеченным назначались лишь в случае утраты ими полностью или частично трудоспособности от повреждений, ран или болезней, полученных в связи с исполнением своих служебных обязанностей и в случае их материальной необеспеченности. В случае смерти этих лиц нетрудоспособные члены их семей обеспечивались пенсиями по случаю потери кормильца.
После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции сложившиеся в стране социальные и экономические условия дали возможность пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить его размеры и установить новые виды обеспечения.
Во исполнение решений III Съезда Советов постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 года было утверждено Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, введенное в действие с 1 октября 1926 года. С этого времени пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального страхования и стало осуществляться на основании специальных актов. Работа по обеспечению лиц начальствующего состава и их семей была возложена на военное ведомство.
Расходы на государственное обеспечение лиц начальствующего состава, сверхсрочнослужащих и их семей стали относиться на смету Наркомвоенмора, за счет союзного государственного бюджета. Работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей возлагалась в основном на Кадровое управление Главного управления РККА.
В дальнейшем, с ростом численности пенсионеров, чрезмерная централизация пенсионного обеспечения создавала трудности в своевременном обеспечении пенсиями как военнослужащих, так их семей. В начале 1938 года назначение пенсий военнослужащим и их семьям было возложено на отделы по комначсоставу военных округов.
Пенсия за 20 лет выслуги на должностях кадрового начсостава по Положению 1926 года назначалось в размере 50% окладов. За каждый год выслуги сверх 20 лет размер пенсии увеличивался на 4%, а за каждый год выслуги сверх 25 лет — на 6% окладов жалованья. Лицам, награжденным орденами Красного Знамени, за каждый полученный орден размер пенсии увеличивался на 10%.
Лицам начсостава, инвалидность которых наступила в связи с прохождением военной службы, пенсия назначалась: инвалидам I группы в размере 100%, инвалидам II группы — 75% и инвалидам III группы — 50% оклада жалованья. Если инвалидность наступила во время прохождения военной службы, но с прохождением службы не связана, пенсия назначалась в меньшем размере: инвалидам I группы — 50%, инвалидам II группы — 35%. Лицам начсостава, признанным нетрудоспособными без отнесения к первым трем группам, если инвалидность их обусловлена причинами, связанными с прохождением военной службы, пенсия назначалась в размере 25% оклада жалованья.
Семьям умерших или без вести пропавших лиц начальствующего состава, если их смерть наступила во время прохождения военной службы, пенсия назначалась в размере: на одного нетрудоспособного — 50%, на двух — 75% и на трех и более — 100% пенсии, установленной для инвалидов I группы с учетом причин смерти или безвестного отсутствия лиц начсостава.
Такой порядок пенсионного обеспечения с небольшими изменениями просуществовал до начала Великой Отечественной войны, то есть до того момента, когда потребовалось продление периода нахождения в армии военнослужащих, чтобы увеличился численный состав Вооруженных Сил. В июне 1941 года, накануне Великой Отечественной войны, правительством было установлено, что основным видом пенсий за выслугу лет командных кадров стала пенсия за 25 лет и более, а не за 20 лет, как это было раньше. Считалось само собой разумеющимся, что кадровый командный состав, не имеющий выслуги 25 лет, не будет увольняться из Вооруженных Сил на пенсию, за исключением случаев, связанных с наступлением инвалидности. Пенсии за выслугу 25 лет стали назначаться в размере 50% окладов денежного содержания, которые военнослужащие фактически получали к моменту увольнения с военной службы. За каждый год выслуги сверх 25 лет размер пенсии увеличивался на 3%, но всего не более чем до 80% окладов денежного содержания. Пенсии генералам и адмиралам за выслугу 25 лет и более назначались в размере 95% окладов денежного содержания.
Произошли изменения и в пенсионном обеспечении военнослужащих-инвалидов. Военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранений, контузий и увечий в бою или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, были установлены следующие нормы пенсий по инвалидности:
— инвалидам I группы — 75% оклада денежного содержания;
— инвалидам II группы — 55%;
— инвалидам III группы — 40%.
Пенсии семьям умерших (погибших) военнослужащих стали исчисляться в процентном отношении от оклада денежного содержания военнослужащего, а семьям военнослужащих, которые право на пенсию не приобрели, — исходя из пенсии, установленной для инвалидов I группы с учетом причин смерти.
28 июня 1944 года Государственным комитетом обороны было принято постановление № 6116, в соответствии с которым были повышены размеры пенсий генералам, адмиралам и старшим офицерам, имеющим выслугу 25 и более лет, уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья или возрасту. Им пенсии исчислялись из оклада денежного содержания с учетом процентной надбавки за выслугу лет: генералам и адмиралам — в размере 90%; старшим офицерам — в размере 80%, с увеличением на 3% за каждый год выслуги сверх 25 лет, но всего не более 90%.
В 1953 году правительство принимает решение о значительном сокращении Вооруженных Сил. Из армии было уволено большое количество командного состава, в том числе и кадрового. Лица, прослужившие более 20 лет в армии и на флоте, но не получившие права на пенсию и к тому же не имевшие гражданской специальности, оказались в худшем положении, чем их сверстники, для которых служба в армии не являлась профессией. Естественным в этих условиях было принятие правительством постановления, которым предусматривалось пенсионное обеспечение лиц офицерского состава с выслугой от 20 до 25 лет.
Первоначально такая пенсия назначалась в размере 40% окладов денежного содержания всем офицерам, увольняемым по сокращению штатов и другим причинам, независимо от возраста увольняемых офицеров. Исключительно большое внимание в указанном постановлении было уделено вопросам трудоустройства уволенных офицеров, организации их обучения гражданским профессиям, обеспечения жилплощадью, отведения им земельных участков и др.
Среди целого ряда постановлений Правительства СССР, в соответствии с которыми осуществлялось впоследствии пенсионное обеспечение увольняемых военнослужащих, наиболее резким по снижению выплачиваемых размеров пенсий явилось постановление Совета Министров СССР «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и войск Министерства внутренних дел СССР, а также их семей» от 27 июля 1959 года № 876. Пенсии за выслугу лет всему офицерскому составу стали исчисляться по единым нормам.
Так, за выслугу 25 лет генералам, адмиралам и старшим офицерам, увольняемым в запас по возрасту или болезни, пенсии устанавливались в размере 50% окладов денежного содержания вместо 80%. Офицерам, уволенным до 1 октября 1946 года и не получавшим окладов по воинским званиям, пенсии не пересматривались. Кроме того, были снижены те пенсии, которые превышали установленные новые максимальные размеры пенсии в месяц:
— для генералов и им равных — 300 рублей;
— для старших офицеров — 200 рублей;
— для младших офицеров — 150 рублей.
Указанным постановлением предусматривались выплата пенсий работающим пенсионерам с учетом заработка и ряд других ограничений. С выходом этого постановления, а также в связи с массовыми сокращениями Вооруженных Сил престиж военной службы стал падать.
В целом указанный порядок назначения пенсии военнослужащим с отдельными изменениями просуществовал до 1 января 1991 года. Новый порядок исчисления пенсий, надбавок и повышений был определен в Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, а также в постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.
Все вышеуказанные нормативные правовые акты либерализировали пенсионное обеспечение военнослужащих, сняв все ограничения, существовавшие до 1 января 1991 года.
История Российского государства позволяет сделать вывод о том, что во все времена и при всех режимах оно проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас. Развитие социального обеспечения военнослужащих и их семей неразрывно связано с возникновением и развитием Вооруженных Сил, с укреплением и развитием экономики, неуклонным ростом национального дохода и повышением материального благосостояния людей. Система социального обеспечения военнослужащих в России после Октября 1917 года непрерывно менялась, но, несмотря на это, обеспечивала военнослужащим, военным пенсионерам достойный уровень существования вплоть до развала СССР, что значительно влияло на стабильность обстановки внутри страны и на качество службы в Вооруженных Силах. Подлинной может быть забота о военнослужащих со стороны общества и государства только в том случае, если она обеспечивает реальное их равноправие: экономическое, политическое, социальное — с другими категориями населения.
- Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- Isbn 5-93297-027-8
- Глава 1. Военно-экономическое значение государственного социального обеспечения военнослужащих
- § 1. Исторический характер социального обеспечения военнослужащих
- § 2. Влияние государственного социального обеспечения на комплектование армии и флота
- Глава 2. Общие положения
- § 1. Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 2. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение
- § 3. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации
- § 4. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации
- § 5. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения
- § 6. Органы Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 7. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 8. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 9. Виды пенсий. Основания, определяющие право на тот или иной вид пенсии
- § 10. Право выбора пенсии
- § 11. Граждане, имеющие право на одновременное получение двух видов пенсий
- § 12. Средства на выплату пенсий
- Глава 3. Пенсия за выслугу лет
- § 1. Разновидность пенсий за выслугу лет и условия, определяющие право на них военнослужащих
- § 2. Понятие «выслуга лет на пенсию»
- § 3. Размеры пенсии за выслугу лет
- § 4. Увеличение размера пенсии за выслугу лет некоторым категориям инвалидов
- § 5. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии за выслугу лет
- § 6. Виды и периоды службы, работы и иной деятельности, засчитываемые в выслугу лет на пенсию
- § 7. Особенности зачета в выслугу лет времени обучения в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях
- § 8. Периоды службы граждан, уволенных с военной службы, засчитываемые в выслугу лет на льготных условиях
- § 9. Порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах
- § 10. Требования, предъявляемые к зачету отдельных периодов службы на льготных условиях
- § 12. Льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство
- § 14. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, служба которых связана с совершением прыжков с парашютом
- § 15. Особенности зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы на территории бывших республик ссср
- § 16. Общее правило для зачета на льготных условиях отдельных периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии
- § 17. Периоды, не засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии
- § 18. Значение дня начала военной службы и дня окончания военной службы для исчисления выслуги лет
- § 19. Определение общего трудового стажа на пенсию за выслугу лет
- § 20. Порядок зачета в выслугу лет военнослужащим Федеральной службы безопасности Российской Федерации стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу
- § 21. Основные документы, являющиеся основанием для исчисления выслуги лет или общего трудового стажа военнослужащего на пенсию
- § 22. Приказы и свидетельские показания, на основании которых подтверждаются отдельные периоды военной службы
- § 23. Органы, исчисляющие выслугу лет и общий трудовой стаж для назначения пенсии
- § 24. Действия управления (отдела) кадров перед представлением военнослужащих к увольнению с военной службы
- § 25. Подсчет выслуги лет военнослужащего на пенсию
- § 26. Оформление документов при исчислении выслуги лет на пенсию
- § 27. Некоторые особенности назначения и выплаты пенсии за выслугу лет
- § 28. Сроки назначения пенсии за выслугу лет
- § 29. Документы, оформляемые для назначения пенсии за выслугу лет
- § 30. Порядок разрешения спорных вопросов по зачету в выслугу лет для назначения пенсии отдельных периодов службы
- Глава 4. Пенсия по инвалидности
- § 1. Понятие пенсии по инвалидности и условия, определяющие право на ее получение
- § 3. Определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний мсэк Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации
- § 4. Порядок установления группы и причины инвалидности
- § 5. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования граждан, прибывающих из государств ближнего зарубежья
- § 6. Классификации и критерии в медико-социальной экспертизе
- § 7. Категории инвалидов
- § 8. Размер пенсии по инвалидности. Лица, имеющие право на тот или иной размер пенсии
- § 9. Минимальные размеры пенсии
- § 10. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии по инвалидности
- § 11. Периоды и сроки назначения пенсии по инвалидности
- § 12. Документы, оформляемые для назначения пенсии по инвалидности
- § 13. Особенности изменения размера пенсии, приостановления и возобновления выплаты пенсии по инвалидности
- § 14. Право на пенсию за выслугу лет
- Глава 5. Пенсия по случаю потери кормильца
- § 1. Условия и критерии, определяющие право членов семей умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, на пенсию по случаю потери кормильца
- § 2. Нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца
- § 3. Право на пенсию на льготных условиях
- § 4. Члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении
- § 5. Порядок установления факта нахождения на иждивении при отсутствии подтверждающих документов
- § 6. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от нахождения на иждивении
- § 7. Установление факта утраты источника средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом, не состоявшими на иждивении умершего кормильца
- § 8. Граждане, имеющие право на одновременное получение нескольких государственных пенсий от различных органов
- § 9. Размеры пенсии по случаю потери кормильца
- § 10. Минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца
- § 11. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии по случаю потери кормильца
- § 12. Органы, определяющие причинную связь смерти военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы
- § 13. Особенности исчисления пенсии по случаю потери кормильца
- § 14. Особенности назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 15. Документы, оформляемые в Министерстве обороны Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 16. Документы, оформляемые в Министерстве внутренних дел Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 17. Документы, оформляемые в Федеральной службе безопасности Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 18. Сроки и периоды назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 19. Документы, в которых удостоверяется дата смерти, а также дата безвестного отсутствия и дата пропажи без вести военнослужащих
- § 20. Порядок установления факта и даты безвестного отсутствия граждан, проходивших военную службу, или пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 21. Выплаты пенсии детям, братьям, сестрам и внукам умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 22. Особенности сохранения, пересчета, прекращения и возобновления выплаты пенсии по случаю потери кормильца
- § 23. Порядок, сроки установления инвалидности и правила выплаты пенсии по случаю потери кормильца инвалидам
- Глава 6. Общие правила исчисления пенсии
- § 1. Сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка
- § 2. Особенности денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, у различных категорий граждан, уволенных с военной службы
- § 3. Процентная надбавка за выслугу лет
- § 4. Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
- § 5. Месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий гражданам, проходившим военную службу
- § 6. Исчисление пенсий уволенным с военной службы гражданам государств — участников снг и других государств, а также их семьям
- § 7. Повышения пенсий и порядок их начисления
- § 8. Порядок начисления надбавки на нетрудоспособных членов семьи неработающего пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 9. Минимальный размер пенсии по старости, учитываемый при исчислении минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям и повышений пенсий
- § 10. Районный коэффициент
- Пример исчисления выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права пенсионера на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента
- § 11. Порядок исчисления пенсии за выслугу лет
- Глава 7. Назначение и перерасчет пенсий
- § 1. Обращение за назначением пенсий
- § 2. Органы, назначающие пенсии
- § 3. Оформление документов для назначения пенсий в военных комиссариатах районов
- § 4. Оформление документов при назначении пенсий в военных комиссариатах областей
- § 5. Оформление документов при назначении пенсий в пенсионных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации
- § 6. Оформление документов при назначении пенсий в пенсионных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации
- § 7. Порядок перехода пенсионеров на другую пенсию
- § 8. Основания и порядок перерасчета пенсии
- Пример исчисления пенсии при ее пересмотре и выплаты в связи с этим суммы разницы за прошлое время
- Глава 8. Выплата пенсий
- § 1. Органы, выплачивающие пенсии пенсионерам федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба
- § 2. Общие положения выплаты пенсии учреждениями (филиалами) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 3. Обязанности пенсионера, получающего пенсию
- § 4. Сроки выплаты пенсии. Возможные случаи досрочной выплаты пенсии
- § 5. Порядок выплаты пенсии в учреждении (филиале) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 6. Выплаты пенсии по почте или путем перечисления во вклад в учреждение (филиал) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 7. Выплата пенсии наличными деньгами
- § 8. Выплата пенсии в случае изменения пенсионером места жительства
- § 9. Влияние заработка работающих пенсионеров на размер выплачиваемой им пенсии
- § 10. Выплата пенсий за прошлое время
- § 11. Особенности получения пенсии неработающими пенсионерами из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, постоянно проживающих в местностях, подвергшихся радиоактивному заражению
- § 12. Выплата пенсий пенсионерам, помещенным в дома престарелых и инвалидов, а также находящимся на излечении в лечебных учреждениях
- § 13. Порядок получения пенсии, причитающейся пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, признанных в установленном порядке недееспособными
- § 14. Выплата пенсий пенсионерам, выехавшим за границу
- § 15. Порядок выплаты пенсий пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике, Эстонской Республике
- § 16. Возможные случаи приостановления и прекращения выплаты пенсий
- § 18. Порядок выплаты пенсии, не полученной пенсионером ввиду смерти
- § 19. Удержания из пенсий, выплачиваемых в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба
- Глава 9. Судебный порядок разрешения споров по вопросам назначения, выплаты пенсий
- § 11 Главы 8 настоящего издания
- 1. Отдаленные местности, служба в которых засчитывается в выслугу лет на льготных условиях — один месяц за два месяца
- 2. Отдаленные местности, служба в которых засчитывается в выслугу лет на льготных условиях — один месяц за полтора месяца
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Пенсия за выслугу лет
- Раздел III. Пенсия по инвалидности
- Раздел IV. Пенсия по случаю потери кормильца
- Раздел V. Исчисление пенсий
- Раздел VI. Назначение и выплата пенсий
- Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Порядок выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- III. Порядок перевода пенсии за пределы Российской Федерации
- IV. Порядок выплаты пенсии на территории Российской Федерации
- Заявление о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- Заявление о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации
- Справка по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- Справка по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и получавшего пенсию по линии федерального органа исполнительной власти
- Заявление о продолжении выплаты надбавки к пенсии на нетрудоспособных иждивенцев
- Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации
- Лицензия на издательскую деятельность лр № 030863 от 18 ноября 1998 г.
- 117342, Г. Москва, ул. Бутлерова, д. 40
- 143400, Московская обл., г. Красногорск, Коммунальный квартал, 2