logo
Пособия по ВСР / pensii voennoslugashih

§ 3. Определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний мсэк Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации

1. Критерии непосредственного участия.

Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих, граждан, проходивших военную службу и участвовавших в действиях подразделений особого риска, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» от 11 декабря 1992 года № 958 Медико-социальной экспертной комиссией Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. Вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации утвердило Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, а также Положение о Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации (приказ министра обороны Российской Федерации 1996 года № 250).

К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся:

а) непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 1 января 1963 года при выполнении служебных обязанностей:

в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке;

в период проведения испытаний, учений в составе экипажей самолетов-носителей, самолетов-лабораторий, самолетов (вертолетов) прикрытия, радиационной разведки, аэрофотосъемки, пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, а также в качестве авиаспециалистов по технической эксплуатации, комплексной подготовке, ремонту и дезактивации этих самолетов (вертолетов) на основных и вспомогательных аэродромах базирования;

в составе подразделений, проводивших анализ проб радиоактивных продуктов взрывов и медико-биологические исследования с радиоактивно загрязненными биообъектами на территории полигонов, на которых проводились испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ;

в составе частей, служб и подразделений, работавших на боевых полях после проведения взрывов, включая строительные, монтажные, демонтажные и восстановительные работы, эвакуацию объектов испытаний с боевых полей, их дезактивацию, уничтожение (захоронение) разрушенных объектов, дезактивацию технических средств.

Н. обратился в суд с жалобой на решение Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации и на действия Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, отказавшего ему в выдаче удостоверения ветерана подразделений особого риска, считая их неправомерными и нарушающими его права на получение льгот ветерана подразделений особого риска. При этом заявитель ссылался на то, что в период с 1961 по 1964 годы он проходил действительную военную службу рядовым, ефрейтором во второй роте 1-го батальона в воинской части 00000 в районе озера Балхаш, которая входила в состав воинской части 11111. В октябре — ноябре 1962 года с полигона «Капустин Яр» запускались баллистические ракеты с ядерными зарядами в сторону полигона воинской части 11111 и над территорией воинской части 00000 взрывались. Были проведены три ядерных взрыва в атмосфере. Во время ядерных испытаний в облако взрывов запускались противосамолетные ракеты для исследования в момент ядерного взрыва в ядерном облаке параметров поведения ракет. Эти данные принимались и фиксировались аппаратурой телеметрии, с которой он работал. За участие в ядерных испытаниях приказом министра обороны СССР ему была объявлена благодарность, о чем в конце 1962 — начале 1963 годов был издан приказ. Непосредственную службу он проходил оператором на станции Приемного Пункта Службы Единого Времени (ППСЕВ) третьей измерительной команды. На станции для запуска ракет в блоке формирования и модуляции формировались команды «Протяжка» и «Старт», которые распространялись по измерительным комплексам воинской части 00000 и воинской части 11111. По команде с командного пункта он выдавал команду «Протяжка» нажатием кнопки в блоке «ФМ». Заявитель утверждает, что при ядерных взрывах на станции ППСЕВ аппаратура «Бамбук», на которой он проводил сведение частот и на которой формировались сигналы-«метки» для всей измерительной аппаратуры воинской части 00000, под воздействием радиации самопроизвольно отключалась.

Решением Московского городского суда от 17 октября 2000 года в удовлетворении жалобы было отказано по тому основанию, что заявитель непосредственного участия в ядерных испытаниях не принимал и права на получение льгот ветерана подразделений особого риска не имеет.

В кассационной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на лиц из подразделений особого риска в пределах, к которым в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 данного постановления относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, Железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, являвшихся непосредственными участниками испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.

Лицам, указанным в подпункте «а» пункта 1 данного постановления, не имеющим инвалидности, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой — третьей и седьмой статьи 24, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частью первой статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.

Эти льготы и компенсации предоставляются лицам, имеющим удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании заключения Медико-социальной экспертной комиссии. Деятельность комиссии осуществляется на основе Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Решением Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации от 20 июня 2000 года Н. отказано в признании непосредственным участником действий подразделений особого риска, поскольку отсутствуют данные о том, что он испытал воздействие поражающих факторов ядерных испытаний.

Обоснованность этого вывода комиссии подтверждается материалами дела.

Во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений «особого риска» постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года № 958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» утверждены Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и Положение о Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.

К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся, в частности, непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 1 января 1963 года при выполнении служебных обязанностей в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке.

Указанный критерий в совокупности со всеми другими критериями, приведенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года № 958, не может толковаться иначе как являющийся основанием для предоставления льгот только в том случае, когда при выполнении служебных обязанностей в составе частей, принимавших участие в ядерных испытаниях, гражданин не просто участвовал в действиях подразделений особого риска, но непосредственно подвергался воздействию негативных факторов этих испытаний. Именно так термин «непосредственное участие в действиях подразделений особого риска» понимается в постановлении Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года № 958 и в заключении специалистов 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации, Главного командования Военно-Воздушными Силами и Центрального физико-технического института Министерства обороны Российской Федерации, которыми рассмотрен вопрос о возможности отнесения участников проведения высотных и космических ядерных взрывов (так называемой серии «К») к числу непосредственных участников действий в подразделениях особого риска.

Согласно заключению МСЭК от 20 июня 2000 года Н. не может быть отнесен к непосредственным участникам действий подразделений особого риска, так как ядерные взрывы серии «К» относятся к высотным взрывам и осуществлялись на больших высотах (300, 150 и 60 км), что исключало воздействие поражающих факторов ядерного взрыва как на личный состав всех войсковых частей, дислоцировавшихся в районе озера Балхаш, так и на все население, проживающее в указанном районе.

Как усматривается из заключения и ответа председателя МСЭК, по данным 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации, полученным ближайшими к эпицентру указанных высотных ядерных взрывов измерительными пунктами отмечено, что:

максимальное избыточное давление во фронте воздушной ударной волны составляло несколько миллибар, что является в 100—1000 раз меньше поражающих уровней;

максимальный поток светового излучения составлял единицы микрокалорий на квадратный сантиметр, что в 10—50 раз меньше поражающих уровней для органов зрения и кожи.

Увеличение радиоактивного фона естественного космического и земной поверхности излучения зарегистрировано не было.

Локальных радиоактивных выпадений и сейсмовзрывных волн не было зарегистрировано ни для одного высотного ядерного взрыва за всю историю измерений.

Заключение комиссии подтверждается материалами дела, а именно заключением Межведомственной экспертной комиссии по оценке радиационной и экологической безопасности Минатома России, на заседании которой 2 апреля 1997 года рассматривался вопрос о возможности отнесения участников ядерных взрывов серии «К» к ветеранам подразделений особого риска. Комиссия пришла к выводу о том, что действие поражающих факторов ядерных взрывов серии «К» на участников испытаний, не работавших с загрязненными образцами из ближней зоны взрыва, находится в пределах обычного воздействия природных и техногенных факторов, которому подвергается все население Северного полушария, в связи с чем не имеется оснований относить участников этих испытаний к лицам, действовавшим в составе подразделений особого риска.

Согласно справке 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации «О районе испытаний при проведении опытов серии «К» наземная территория полигона для опытов серии «К» не относится к районам проведения ядерных испытаний.

Специалистами 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации, Главного командования Военно-Воздушными Силами и Центрального физико-технического института Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что ядерные взрывы серии «К» были произведены за границей плотных слоев атмосферы с целью дальнейшего изучения физики ядерного взрыва и воздействия поражающих факторов. Все взрывы, при которых присутствовал заявитель, являются высотными, из них четыре первых взрыва классифицируются как космические.

При рассмотрении вопроса о возможности отнесения участников проведения взрывов серии «К» к числу непосредственных участников испытаний ядерного оружия принципиальное значение имеет понимание Критериев непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года № 958, а также понимание испытания в атмосфере.

Критерий понимается как выполнение служебных обязанностей в районе испытаний и состоит из двух признаков: 1) функциональный — выполнение служебных обязанностей и 2) территориальный — в районе испытаний (или учений) с применением ядерного оружия. Оба признака требуют дополнительного толкования.

Первый признак. Упомянутые служебные обязанности должны быть связаны с испытаниями и направлены на выполнение программы испытаний (учений). Лица, которые могли бы оказаться в районе испытаний вне программы, должны трактоваться как «население» и подпадать под другие правовые нормы.

Второй признак. Район испытаний должен пониматься для участников как Опытное поле. Въезд на него осуществлялся в режиме строгой пропускной системы. Сохранившиеся списки являются документальным подтверждением по обоим признакам. Там, где такой режим не устанавливался, район испытаний должен ограничиваться зоной реального риска.

Реально зона риска (с учетом возможного отклонения от точки прицеливания и исходной неизученности испытываемого изделия) не может превышать максимально до 30 км от центра взрыва.

При высотном (космическом) ядерном взрыве отсутствуют ближние выпадения радиоактивных продуктов и след облака взрыва.

Испытания в атмосфере понимаются как испытания с осуществлением наземного, воздушного и высокого воздушного ядерных взрывов. Ядерные взрывы на высотах выше тропопаузы к воздушным не относятся, квалифицируются как высотные (космические). На человека, находящегося на поверхности земли, физического воздействия высотные (космические) взрывы не оказывают, поражающие факторы с запасом на несколько порядков не достают поверхности земли.

Такое понимание является конкретизацией установленного критерия (постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года № 958) и вытекает из физической сути явления.

При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что заявителю обоснованно отказано в удовлетворении его требования о признании участником действий подразделений особого риска, является правильным. При рассмотрении дела с достоверностью было установлено, что Н. присутствовал при производстве трех ядерных взрывов, два из которых являлись космическими, а третий был произведен на высоте 60 км. При этом негативному воздействию этих взрывов заявитель не подвергался.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Московского городского суда от 17 октября 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу Н. — без удовлетворения. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2000 года);

б) непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций (согласно перечню, определяемому Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии) и действия других поражающих факторов ядерного оружия в составе:

государственных комиссий по проведению испытаний;

экипажей самолетов (вертолетов) пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, вертолетов, кораблей, судов экстренной эвакуации и других обеспечивающих подразделений;

групп съема материалов регистрации;

групп обслуживания аппаратурных комплексов;

групп радиационных и медико-биологических исследований радиоактивно загрязненных биообъектов;

групп отбора радиоактивных проб и их лабораторной обработки;

групп радиационной разведки;

групп живучести;

групп проведения демонтажа техники и аппаратурных комплексов из радиоактивно загрязненной зоны с последующей их дезактивацией;

групп обеспечения режима и охраны командного пункта и приустьевых площадок.

Выполнение гражданами служебных обязанностей во время взрыва в районе испытаний в составе указанных комиссий, экипажей и групп относится к действиям в подразделениях особого риска;

в) непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий, зарегистрированных в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, при выполнении служебных обязанностей в составе:

экипажей подводных и надводных кораблей с ядерными установками с постоянным или периодическим нахождением в зоне строгого режима с момента возникновения радиационных аварий до их ликвидации;

персонала технических баз и вспомогательных служб флота, принимавшего участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках подводных кораблей и других военных объектах;

государственных и ведомственных комиссий, назначенных для расследования причин возникновения радиационных аварий и работавших на аварийных объектах;

г) непосредственное участие в работах по сборке ядерных зарядов при выполнении военнослужащими служебных обязанностей до 31 декабря 1961 года в составе:

персонала инженерно-технических служб (сборочные бригады, поверочные лаборатории, службы хранения);

персонала хранилищ узлов ядерных зарядов;

специалистов военных представительств, непосредственно осуществлявших контроль за изготовлением компонентов ядерных зарядов и за сборкой этих зарядов;

д) непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ определяется при выполнении служебных обязанностей (критерии, указанные в настоящем подпункте, также распространяются на участников работ, осуществляемых после подземных ядерных взрывов, происшедших в условиях нештатных радиационных ситуаций):

в подразделениях научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, проводивших работы в районе эпицентра подземного ядерного взрыва;

в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, демонтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни;

в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне;

в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения.

2. Состав и функции Комиссии.

Положение о Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации определяет, что данная комиссия создана в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 27 декабря 1991 года № 2123-1 на граждан из подразделений особого риска» (приказ министра обороны Российской Федерации от 1996 года № 250). Комиссия в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и другими актами Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами.

Заключения экспертной Комиссии являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций.

Одними из основных задач и функций Комиссии являются:

решение вопросов трудоспособности и инвалидности граждан, принимавших участие в действиях подразделений особого риска;

определение непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска;

установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;

установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к смерти кормильца, с его непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;

определение состояния здоровья граждан из подразделений особого риска с оформлением медицинского заключения.

В состав Комиссии входят восемь врачей-специалистов, социолог, юрист. Персональный состав Комиссии определяется Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. Квалификационные характеристики должностей специалистов Комиссии утверждаются в установленном порядке.

Для проведения медико-социального освидетельствования могут привлекаться в установленном порядке консультанты по медицинским, техническим и другим вопросам.

3. Обязанности и права Комиссии.

На Комиссию возлагаются:

определение правомочности документов, подтверждающих участие граждан в действиях подразделений особого риска;

оказание гражданам содействия в розыске документов, необходимых для проведения медико-социального освидетельствования;

определение мер по медико-социальной реабилитации.

Комиссия имеет право:

получать сведения, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей, в том числе данные о характере и условиях труда граждан, проходящих освидетельствование, от Министерства обороны Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, командования Железнодорожных войск и других воинских формирований, от организаций и учреждений здравоохранения, администрации предприятий, учреждений, организаций, независимо от организационно-правовых форм;

направлять граждан, проходящих освидетельствование, в лечебно-профилактические учреждения Министерства обороны Российской Федерации, других центральных органов федеральной исполнительной власти, Железнодорожных войск и других воинских формирований для уточнения диагноза и восстановительного лечения.

4. Порядок определения непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и их медицинского освидетельствования.

Определение непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и их медицинское освидетельствование осуществляются по направлениям военных комиссариатов, лечебно-профилактических учреждений и по личным заявлениям граждан.

Освидетельствование граждан проводится по месту нахождения Комиссии в г. Санкт-Петербурге и с выездом в республиканские (в составе Российской Федерации), краевые и областные центры, а также на дому, в стационаре. В исключительных случаях (в отдаленных, труднодоступных местностях) освидетельствование граждан может проводиться заочно с их согласия на основании представленных документов, указанных ниже.

Документами, подтверждающими непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска, являются:

списки граждан с приведенными данными: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, домашний адрес, сведения об участии в действиях подразделений особого риска (где, когда, войсковая часть, воинское звание, занимаемая должность, характер выполняемой работы, критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1); справки, выданные компетентными органами Министерства обороны Российской Федерации и других центральных органов федеральной исполнительной власти, отвечающими за достоверность содержащейся в этих документах информации. Списки и справки подписываются ответственными должностными лицами и заверяются гербовой печатью;

решения судебных органов по установлению факта непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска;

заключения медицинских учреждений и специалистов, в том числе иностранных, подтверждающих наличие соматических и других заболеваний у граждан, которые могут быть связаны с воздействием поражающих факторов ядерного оружия;

медицинские документы (истории болезни, медицинские книжки, справки лечебных учреждений, выписные эпикризы);

военные документы (перечни войсковых частей, военных учреждений, подразделений, групп, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, опытных судов, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска; военные билеты, выписки из личных дел, летные книжки, выписки из вахтенного журнала, карточки взысканий и поощрений, приказы о награждениях и поощрениях, ведомости на получение денежного довольствия) и другие документы;

документы общественных и иных организаций, статьи в газетах того времени, кинодокументы и другие документы;

анкеты непосредственных участников действий подразделений особого риска.

Заседания Комиссии проводятся при наличии не менее половины ее состава в следующем порядке:

рассмотрение и оценка предъявленных документов и материалов, проверка их правомочности;

установление непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска с учетом Критериев непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска;

вынесение решения о признании участия гражданина в действиях подразделений особого риска и сообщение ему этого решения (устно или в письменной форме);

медицинский осмотр граждан из подразделений особого риска врачами-специалистами с установлением диагнозов заболеваний, последствий травм, увечий, контузий, ранений и их причинной связи;

оформление акта освидетельствования по установлению непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска, акта медицинского освидетельствования, протокола заседания Комиссии. Акты освидетельствования заполняются в одном экземпляре, подписываются председателем, членами Комиссии (не менее трех), заверяются печатью и хранятся в делах Комиссии. Решение Комиссии принимается большинством голосов, при равенстве голосов «за» и «против» голос председателя является решающим. Если председатель или отдельные члены Комиссии не согласны с принятым решением, то в акт записывается их особое мнение.

Заключение Комиссии о непосредственном участии гражданина в действиях подразделений особого риска является основанием для выдачи удостоверения ветерана подразделений особого риска.

Комиссия выдает лицам, прошедшим освидетельствование, справки о решении Комиссии и в 3-дневный срок направляет соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям извещение установленной формы о принятом решении.

В случае несогласия освидетельствуемого с решением Комиссии он имеет право в течение месяца подать об этом письменное заявление в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, который оказывает ему содействие в поиске дополнительных документов.

В случае несогласия освидетельствуемого, принимавшего непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, с решением бюро медико-социальной экспертизы по установлению группы инвалидности и (или) ее причинной связи, он в течение месяца имеет право подать об этом письменное заявление в Комиссию. Комиссия не позднее месяца со дня подачи заявления проводит освидетельствование и выносит окончательное решение.

В данном случае работа Комиссии ведется в следующем порядке:

рассмотрение поступивших по запросу документов: акта освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, выписок из карты амбулаторного больного, историй болезни, медицинских книжек;

медицинский осмотр врачами-специалистами, госпитализация, при необходимости, в Научно-лечебный центр Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации или другие специализированные лечебные учреждения;

оформление акта медицинского освидетельствования в двух экземплярах и протокола заседания Комиссии. Первый экземпляр акта хранится в делах Комиссии, второй — направляется в бюро медико-социальной экспертизы.

Заключение Комиссии может быть обжаловано в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.

Документы Комиссии подлежат постоянному хранению.

Лица, виновные в вынесении умышленно неправильного решения Комиссии, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.