logo search
Vse_vmeste_MChP

Вопрос 72. Понятие, правовая природа, значение международного коммерческого арбитража. Виды международных коммерческих арбитражей

В процессе реализации внешнеэкономических связей могут возникнуть различные споры, в том числе связанные с внешнеторговыми операциями и имеющие гражданско-правовой характер. Такие споры могут рассматриваться не только в судебном, но и в арбитражном порядке.

Международный коммерческий арбитраж (далее — МКА) представляет собой особый механизм рассмотрения международных коммерческих (хозяйственных) споров частноправового характера. Стороной спора может быть и государство, но спор по своему содержанию обязательно имеет частноправовой характер и второй стороной обязательно выступает лицо частного права. МКА или третейский суд — это суд, избранный в соответствии с волей сторон для разрешения спора между ними. Спор рассматривается независимым арбитром, избранным сторонами на основе его профессиональных качеств в целях вынесения окончательного и обязательного для сторон решения. МКА изымает споры но вопросам толкования и исполнения коммерческих договоров из компетенции национальных судов общей юрисдикции.

Отличительной особенностью международного коммерческого арбитража является его характер именно как третейского суда, т.е. суда, создаваемого на основе автономии воли сторон и имеющего негосударственную природу. Термины «международный коммерческий арбитраж» и «третейский суд» являются синонимами. Третейский суд (арбитраж) можно определить следующим образом: это суд, избранный самими сторонами для разрешения споров между ними. Состав арбитража определяется сторонами, обращение в арбитраж основано на соглашении сторон.

Третейское разбирательство в МКА следует отличать от третейского разбирательства споров между государствами на основе норм международного публичного права специальными международными судебными органами (Международный Суд ООН, Постоянная палата Третейского суда, арбитраж, созданные для разбирательства конкретного межгосударственного спора некоммерческого характера). В свою очередь, от международного коммерческого арбитража, рассматривающего вопросы о праве, необходимо отличать специальный арбитраж по техническим вопросам (напри мер, по проверке цены и доброкачественности товара), имеющий значение экспертизы и являющийся предпосылкой для передачи дела на рассмотрение третейского суда. Таким образом, арбитраж как третейский суд по вопросам права и технический арбитраж — это разные понятия.

Термин «международный коммерческий арбитраж», точно так же, как и термины «международное частное право» и «международный гражданский процесс», имеет условный характер. Термин «между народный» означает наличие в деле иностранного элемента и относится к характеру рассматриваемых споров — это споры, возникающие между сторонами международной коммерческой сделки. Все, что применимо в качестве критериев «международности» сделки, в равной степени применимо для определения международного характера коммерческого арбитража. Международный коммерческий арбитраж имеет третейский характер и учреждается в соответствии с национальным правом. Его деятельность — это деятельность национального правоприменительного органа на основе норм национального законодательства.

Название международного коммерческого арбитража имеет условный характер, так как международный коммерческий арбитраж действует на территории определенного государства, является одним из законных средств рассмотрения споров, допускаемых указанным государством, и не имеет каких-либо национальных свойств.

Основное отличие арбитража от государственного суда состоит в том, что арбитраж представляет собой институт частного (т.е. негосударственного) разбирательства, что обусловливает ряд его преимуществ перед государственным судом в отношении коммерческих споров. Так, стороны, участвующие в споре, могут избирать любой арбитраж и тех арбитров, которых они сочтут наиболее подходящими для рассмотрения спора. Это позволяет сторонам при необходимости обращаться в специализированные арбитражи и избирать арбитров, имеющих глубокие профессиональные знания.

Международный коммерческий арбитраж существует в двух формах:

изолированный арбитраж;

институционный арбитраж.

Изолированный арбитраж создается спорящими сторонами для рассмотрения только одного спора. Он может также функционировать как постоянно действующий орган, имеющий свою структуру, технический аппарат, списки арбитров и правила рассмотрения споров. Стороны самостоятельно выбирают место проведения арбитражного разбирательства, определяют правила избрания арбитров и устанавливают арбитражную процедуру. Такая процедура может быть основана на типовых арбитражных регламентах , разработанных под эгидой ООН, имеющих факультативный характер и применяющихся только в том случае, когда стороны сделали ссылку в своем соглашении на:

Арбитражный Регламент Экономической комиссии ООН для Европы;

Правила Международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока;

Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ.

Институционный арбитраж – это постоянно действующий арбитраж. Он обычно образуется при торговых палатах, биржах и т.п. Постоянно действующим по существу является лишь сам арбитражный институт, а состав арбитража избирается сторонами по каждому конкретному спору из списков арбитров арбитражного института.

Международный коммерческий арбитраж делится на виды в зависимости от характера споров, входящих в его компетенцию. Общий международный коммерческий арбитраж рассматривает все споры, возникающие в связи с внешнеэкономическими сделками и входящие в его компетенцию. Специализированный арбитраж рассматривает споры, относящиеся к одному из видов внешнеэкономической сделки или сделки с конкретным товаром (услуги, работы).

Вопрос 73. Правовое регулирование международных коммерческих арбитражей: международные договоры, рекомендательные нормы международных организаций, законодательство РФ о международном коммерческом арбитраже.

Большое значение для международного коммерческого арбитража имеет наличие обширной международно-правовой базы. Его деятельность опирается на большое число международных конвенций. Среди международных соглашений России в области международного коммерческого арбитража можно выделить: универсальные международные конвенции и документы, конвенции регионального характера, многосторонние и двусторонние договоры.

Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) и соответствующим ее предписаниям международные договоры РФ являются частью правовой системы Российской Федерации, а их правила подлежат применению вместо правил российского законодательства, если они отличаются от них.

Не составляют исключения и международные договоры Российской Федерации по вопросам международного коммерческого арбитража. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законодательстве об арбитраже (третейском суде), то применяются правила международного договора.

Назовем основные междуна­родные договоры и документы в данной сфере: Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. В них участвует около 90 государств, в том числе с 7 мар­та 1955 г. Россия — в порядке пра­вопреемства; Конвенция о приведении в исполнение инос­транных арбитражных решений (Нью-йоркская конвенция 1958 г.), в ней участвует 116 госу­дарств; Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (Вашингтонс­кая конвенция 1965 г.). Россия подписала ее, но пока не ратифи­цировала; Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женевская конвенция 1961 г.). Хотя это региональная европейская конвенция, но к ней присоединились Куба и Буркина-фасо. В Женевской конвенции участвует около 30 государств. Россия — с 27 июня 1962г.;Конвенция о разрешении ар­битражным путем граждан­ско-правовых споров, выте­кающих из отношений эконо­мического и научно-техни­ческого сотрудничества (Московская конвенция 1972 г. в рамках СЭВ); Соглашение о порядке разре­шения споров, связанных с осуществлением хозяйствен­ной деятельности (Киевское соглашение 1992 г. в рамках СНГ); Межамериканская конвенция о между народном коммерчес­ком арбитраже (Панамская конвенция 1972 г. в рамках Организации Американских Государств);Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческомарбитраже 1985 г. На его основе свыше 30 государств приняли свое арбитражное законодатель­ство, в том числе и Россия; Арбитражный регламент ЮН­СИТРАЛ 1976 г; Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980г; Арбитражный регламент Ев­ропейской экономической ко­миссии ООН 1966г.

Положения о коммерческом арбитраже получили отражение во многих двусторонних международных торговых договорах Российской Федерации. Главное внимание в большинстве таких договоров уделено признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений (например, в двусторонних договорах с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Латвией, Литвой, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, Украиной, Узбекистаном, Эстонией).Содержатся положения по вопросам арбитража и в Общих условиях поставок, носящих факультативный характер, применяемых между российскими организациями и фирмами., Россия — сторона ряда двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций, содержащих положения об арбитражном порядке рассмотрения споров.

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП) .

Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда регулируется Законом о МКА РФ 1993 г., Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ, Регламентом МКАС РФ 1994 г.

МКАС компетентен рассматривать споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей при условии, что коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также между сторонами, одной из которых является предприятие с иностранными инвестициями или международная организация, созданная на территории России. Споры рассматриваются при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение: МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором Российской Федерации. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы.

Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды прекратить производство по делу (ст. 134, 135 ГПК РФ и ст. 148 АПК РФ ). В законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила.

Компетенция МАК имеет специальный характер и включает в себя споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием (споры, связанные с перевозкой грузов и фрахтованием судов и др.), независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права.

Закон 1993 г. закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это принципы арбитражного разбирательства: требования, которым обязательно должны отвечать арбитры; императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе; обязанности арбитража по отношению к сторонам и т.д.

МКА обладает полномочием выносить постановление о своей компетенции. В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции.