logo search
учебник политологии

Политическое лидерство в системе общественных отношений

В числе субъектов общественных отношений особое место занимают общественные лидеры, которые выделяются среди массы людей, как правило, своими способностями, одарённостью, высокой социальной активностью. Они становятся, или пытаются стать во главе различных социальных групп, образований и институтов, стремятся к руководству ими и выражению их интересов. В переводе с английского «лидер» (leader) – ведущий, руководитель. Лидер – это личность, способная оказывать длительное и порой решающее влияние на функционирование и развитие общества, его отдельных сфер и сторон, на общественные процессы и явления, социальные институты и субъекты. Функциональная роль лидера отражается понятием «лидерство». Лидерство в самом общем смысле представляет собой легитимное, поддержанное определённым социальным образованием, особое поведение индивида (группы), обеспечивающее сплочение, организацию и управление совместными действиями людей в процессе достижения каких либо целей.

Лидеры и лидерство имеют место во всех сферах общественных отношений и жизнедеятельности людей. Особой их разновидностью являются политические лидеры и политическое лидерство. Политический лидер – это ведущий член общества, социальной организации, группы, наделенный определенной властью и способный при ее помощи реализовывать их интересы, оказывать существенное влияние на политические процессы, явления и ситуации. Взаимосвязь и взаимодействие политических лидеров с народными массами, социальными группами и организациями проявляется в политическом лидерстве. Политическое лидерство – это механизм интегрирования политическими лидерами групповой деятельности людей в сфере политики, в системе власти и властных отношений для достижения определённых целей. В современном обществе политическое лидерство является способом построения и организации власти, основанном на объединении различных социальных групп вокруг выдвинутой политическим лидером программы решения определённых социальных задач и проблем.

Возникновение политических лидеров и политического лидерства связано с формированием общественных интересов и государств, политики как особого вида общественных отношений, превращением личности в самостоятельный субъект политического действия. Во все времена политические лидеры и политическое лидерство характеризовались как объективно необходимые общественные феномены, обусловленные потребностью объединения людей для их организованных и целеустремлённых совместных действий. Политическое лидерство всегда представлялось как специфическая форма взаимоотношений и взаимодействия людей в процессе их стремления к политической власти, как образец мудрости и справедливости для союзников и сторонников политических лидеров.

Большинство научных идей и суждений прошлого о политических лидерах и политическом лидерстве в современной политической науке в той или иной мере отражено в теориях политического лидерства. Основными из них являются: теория «черт лидера», ситуационная теория, теория конституентов («определяющей роли последователей»).

Теория «черт лидера» предполагает, что определяющее значение в становлении политического лидера и его функциональном проявлении имеют особые качества и способности личности, позволяющие ей занять лидирующую роль в социальных отношениях. В 1940 году К. Брэнд назвал 79 таких черт, а позднее американский социолог Стогдилл 124. В настоящее время социологами выделяется от 80 до 250 необходимых для лидера качеств.1 Такая многомерная система качеств позволяет подвести под неё практически любого человека, что делает теорию «черт лидера» весьма уязвимой. Но, как показывает историческая практика, с одной стороны, необязательно, что определённый набор качеств превращает их обладателя в политического деятеля первого плана, а, с другой, набор качеств всегда условен, нестандартен, у политических лидеров он оставляет желать много лучшего.

Ситуационная теория объясняет природу и характер политического лидерства внешними по отношению к личности факторами. Согласно этой теории, лидер является порождением определённых обстоятельств, а лидерство – функцией конкретной ситуации, определённых социально-политических условий. Такое объяснение лидерства весьма рационально и его использовали многие мыслители. Но нельзя игнорировать и субъективную сторону политического лидерства – личные качества и активность лидера, его способность использовать ситуацию в нужном для себя аспекте и даже переломить её для достижения своих целей. «Нет сомнения в том, – отмечал американский учёный Ю. Дженинг, – что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события всегда – свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, когда он может её использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив».1

Теория конституентов («определяющей роли последователей») рассматривает лидера как выразителя ожиданий его последователей (конституентов). Согласно этой теории, та или иная социальная группа, общность выбирает себе лидера, который удовлетворяет их ожидания, соответствует их корпоративным интересам и целям. По этой теории, мотивация деятельности политического лидера, его решения, поведение, характер взаимодействия с различными политическими структурами зависят от состава и позиций его конституентов. Соответствие политического лидера своему статусу определяется не столько его личностными качествами, а главным образом, способностью действовать с учетом требований тех, кто содействовал его общественному возвышению, поддерживает его действия. На практике такой лидер нередко становится инструментом определенной социальной группы и даже может превратиться в марионетку, является лишь выразителем сиюминутных интересов и потребностей, возвысившей и поддерживающей его социальной группы, организации. Но, потакание «низам», как и преклонение перед «верхами» разрушительно для политика. Политическому лидеру крайне важно учитывать настроения различных социально-политических сил, находить в них общее, «средне арифметическое» для обеспечения себе максимальной поддержки в обществе.

Имеются и другие теории политического лидерства: психологическая, теологическая, интегративная. Но, с каких бы исходных теоретико-методологических позиций не объяснялось политическое лидерство, его, как явление, следует рассматривать в единстве объективных социальных условий (ситуаций), отношения участников политической жизни к своему лидеру и личностных качеств человека, претендующего на лидерство.

Политическое лидерство – специфическое явление. Оно, во-первых, шире по своему влиянию на общественную жизнь, чем другие разновидности лидерства. Это особый способ организации индивидуальной и групповой власти, обеспечения совместной деятельности людей. Политическое лидерство, писал Ж. Блондель, – это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».2 Во-вторых, – это управленческий статус, социальная позиция, определяемая способностью занимающих их лиц, групп принимать властные решения по организации коллективных действий, оказывать постоянное и широкое влияние на других людей. И, в-третьих, – это своего рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают программы решения общественных задач и предлагаемые способы их реализации на руководящие должности.

Политическое лидерство является универсальным механизмом взаимодействия между руководителем и массами в процессе функционирования любой человеческой общности. Основными компонентами этого механизма являются: личностные качества лидера, инструменты осуществления власти, ситуация, в которой действует лидер и под влиянием которой он находится. Единство этих компонентов определяет процесс становления лидера, эффективность его деятельности, общественное признание и легитимность, что убедительно подтверждается политической практикой прошлого и современности.1

Личностные качества лидера оказывают решающее воздействие на его деятельность, на положение людей, которыми он руководит, на содержание и характер общественных отношений. В науке принято выделять три группы качеств, необходимых политическому лидеру: природные, нравственные и профессиональные. К природным качествам относятся сила характера, решительность, интуиция, обаяние личности. К нравственным – гуманизм, ответственность, честность. Необходимыми профессиональными качествами политического лидера считаются аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, компетентность, готовность к компромиссам. Решающими качествами личности политика, по М. Веберу, являются «страсть, чувство ответственности, глазомер». Страсть, как ориентация на дела, должна сочетаться с ответственностью – главной путеводной звездой деятельности политика. Глазомер – это способность политика к внутренней собранности и спокойствию при воздействии на него реальной действительности, дистанцированию по отношению к вещам и людям.2

В современных условиях общие требования к личностным качествам политического лидера сводятся к следующему: умение отстаивать интересы людей, лидером которых являешься; способность выдвигать реалистически обоснованные программы своей деятельности и организовывать их выполнение; способность генерировать новые идеи, развивать и совершенствовать старые; коммуникабельность, ораторские способности, личная скромность; объективность в подборе и расстановке руководящих кадров. Безусловно, что совокупность перечисленных качеств, необходимых политическому лидеру и требований к нему – это теоретически идеальная модель. Реальные политические лидеры частью из этих качеств не обладают. Однако в каждой конкретной ситуации определенная комбинация этих качеств является необходимым условием и элементом политического лидерства, определяет возможности и характер его осуществления.

Инструменты осуществления власти, применительно к феномену политического лидерства, включают все то, на что опирается и что использует лидер в достижении политических целей. Это законодательные и исполнительные органы государства, суды, политические партии, бюрократический аппарат, средства массовой информации. К инструментам осуществления власти относятся также методы и приемы политического управления и руководства, которые применяются лидером для регулирования общественных отношений. Их арсенал в современных условиях весьма разнообразен и широк – от силовых до популистско-пропагандистских. Конкретный выбор методов и приемов политического управления и руководства определяется сложившимися общественно-политическими обстоятельствами, имеющимися ресурсами и возможностями лидера, важностью и особенностями стоящих перед ним задач, его интересами. При демократической организации общественной жизни все более широкое применение в политическом лидерстве находят правовые и социально-экономические приемы и методы его осуществления.

Существенным компонентом политического лидерства является ситуация, в которой действует лидер. Она в значительной мере определяет содержание и особенности других его компонентов: личностных качеств лидера и используемых им инструментов осуществления власти. Ситуация для политического лидерства может быть спокойной и кризисной, благоприятной и неблагоприятной. В каждой из них, требуется «свой» лидер, «своя» технология политического лидерства. Так, в революционные периоды выдвигаются наиболее радикальные лидеры, способные возглавить большие массы людей, идеологически разрушить старый строй, разработать теорию нового общественно-политического устройства, организовать ее практическую реализацию. При назревании кризисных ситуаций в системе общественных отношений, в переходных общественных системах требуются лидеры-реформаторы, инициаторы и руководители общественных преобразований. Особые требования к политическому лидеру выдвигают условия военного времени. В них ценятся организаторские способности, твердость духа и воля лидера, уверенность в победе над врагом, которую он должен передать народу и армии.

Политическое лидерство, как механизм функционирования человеческих образований, воздействия на людей, различно по своему внутреннему содержанию и социальному характеру. Это находит проявление в типах политического лидерства, для выделения которых используются различные системы и классификации. В свое время Макс Вебер, основываясь на типах легитимности власти лидера, выделил традиционное, харизматическое, легальное (легально-рациональное) лидерство. Традиционное лидерство заключается в признании народом лидером тех, кто является наследником престола, принадлежит к «высшим кругам общества», политической элите. Харизматическое лидерство базируется на преданности вождю, вере в его исключительные способности, божественный дар (харизму). Легальное лидерство выражается в вере общества в законность и рациональность существующих норм и правил подбора и выдвижения политических лидеров, в необходимость подчинения лидеру, обеспечивающему общественный порядок.

В соответствии с различиями в возможностях и механизме воздействия политического лидера на массы выделяется формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство характеризуется официальным социальным положением определенных лиц в общественной иерархии, закрепленным в правилах и нормах. Неформальное лидерство складывается на основе готовности и способности человека к выполнению роли лидера, на признании социальным окружением его морального права на руководство, его лидерских качеств.

По стилю деятельности политическое лидерство делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное означает жесткое руководство со стороны лидера, основанное, как правило, на насилии, или угрозе его применения. Демократическое лидерство характеризуется тесным взаимодействием лидера и ведомой им социальной общности при выработке решений и механизма их реализации, ее активным воздействием на лидера или лидирующую группу.

По составу лидерство бывает индивидуальное и групповое. Групповое лидерство осуществляет, например, правящая в обществе политическая партия, ее руководящие органы. В современных условиях при этой классификации приоритетным является индивидуальное политическое лидерство. Это связано с тем, что в последнее время падает престиж политических партий, т.к. при их политическом лидерстве практически невозможно определить ответственных за положение дел в обществе, не с кого спросить за невыполненные обещания и не реализованные программы.

По масштабу, социальному характеру и значимости выделяется политическое лидерство в малой социальной группе, политических партиях и общественно-политических движениях, в системе государственной власти и властных отношений. Политическое лидерство в малой социальной группе (группа сотрудников в органе государственной власти, небольшая общественно-политическая организация) основано преимущественно на личностных качествах лидера и стиле его деятельности. В политических партиях и общественно-политических движениях особенно важна способность лидера адекватно выражать социально-политические интересы конкретных социальных групп, поддерживающих те, или иные партии, движения, формировать при необходимости эти интересы, требования людей к власти и организовывать действия масс по их реализации. Лидерство в системе государственной власти и властных отношений является способом организации политического управления обществом. Она осуществляется на общенациональном, региональном и местном уровнях. Особенно высокую социальную значимость имеет политическое лидерство на общенациональном уровне, в высших эшелонах государственной власти. Общенациональный политический лидер должен обладать «универсальными» качествами, чтобы соответствовать своему социальному статусу.

При всех типах и на всех уровнях политическое лидерство определяется личностными качествами, способностями и наклонностями политических лидеров, их пониманием ситуации, отношением к объективной действительности, стилем деятельности. По этим показателям выделяют широкое многообразие политических лидеров: лидер-теоретик – обладает фундаментальными теоретическими знаниями и воздействует на массы силой своего интеллекта; лидер-аналитик – человек с гибким мышлением, широким кругозором, прогностическими способностями; лидер-организатор – отдает предпочтение организаторской работе; лидер-знаменосец – обладает привлекательными личностными качествами, представляется как некий идеал; лидер-«служитель» – следует требованиям общества, отстаивает его интересы; лидер-торговец – обладает способностью выразительно и ярко рекламировать свои программы и идеи, привлечь к ним внимание; лидер-пожарный – ориентирован на решение текущих, сиюминутных проблем. Бывают также лидеры-романтики, лидеры-фанатики, лидеры-прагматики, лидеры-соглашатели, лидеры-догматики, лидеры-спасатели, лидеры-патерналисты, лидеры-«успокоители», лидеры-перестройщики, лидеры-реформаторы и т.д.1

Политическое лидерство представляет собой важный социальный институт, выполняющий в обществе социально-значимые функции. К основным функциям политического лидерства относятся: ориентационная, диагностическо-инструментальная, интегративная, организационно-практическая. На общенациональном уровне эти функции заключаются в выработке политического курса страны, анализе социально-политической ситуации в обществе, определении путей, средств и методов практической политической деятельности. Их реализация обеспечивает сплочение различных социальных сил, генерирование их энергии для решения общезначимых задач, координацию и регулирование действий людей, согласование их интересов на основе базовых общественных идеалов и ценностей, поддержание взаимодействия власти и народа.

Функции политического лидерства свидетельствуют, что этот социальный институт осуществляет идеологическое и организационное обеспечение любых практических действий людей, осуществляет руководство ими. Однако он представляет собой лишь часть политической системы, формирующей структуру властных отношений в обществе. Поэтому максимизация социально-политической роли лидерства и лидера, как правило, приводит к болезненной деформации общественного механизма, нарушению гармонии социального развития.

Наиболее ярким примером непомерного роста роли политического лидерства служит культ личности. Он чаще всего возникает в тех случаях, когда политический режим не может и не способен найти поддержку в исторических традициях общества и демократических процедурах организации общественной жизни. На первый план в этих случаях выдвигается особые харизматические качества лидера. На основе этого происходит значительная сакрализация власти, а нередко обожествление ее верховного носителя, устанавливается тоталитарная система политического управления.

Политическое лидерство на практике проявляется по-разному. Это зависит от непосредственного окружения политического лидера, уровня развития политической культуры общества, менталитета населения страны, зрелости политической элиты, развития гражданского общества, включенности страны и общества в систему международных политических отношений, процедур и механизмов формирования и выдвижения политических лидеров и т.д. Свои особенности, определяемые исторической и современной национальной спецификой функционирования и развития общественных отношений, имеет и политическое лидерство в России.

Россия относится к лидерскому типу общества, т.к. в ней всегда был недостаточно развит договорно-правовой характер социального порядка, а главные политические идеи и нормы социального поведения в основном исходили и исходят сверху. Для поиска эффективных лидеров обществом использовалось широкое разнообразие каналов их подбора и выдвижения. Поэтому в истории России известны самые различные лидеры: династические (по наследству); исторически случайные (самозванцы); классово-легитимные (вожди белого и красного движения); популистско-приспособленческие (перестройщики); инверсионные (страдальцы за правду); конструктивные (трезвомыслящие).

Долгое время в России политическое лидерство осуществлялось монархом-самодержцем, власть которого передавалась по наследству. Абсолютная власть монарха обеспечивала беспрекословное господство правящего класса над населением страны, его лидирующее положение в системе общественных отношений. Это оформилось в российскую политическую традицию, передаваемую от поколения к поколению, несмотря на революции и смену эпох. Сохраняется доминирующее положение политических лидеров в обществе и их определенная независимость от управляемых и в современном российском обществе.

Политическое лидерство в России исторически носит преимущественно персонифицированный характер, что проявляется в вождизме. Вождизм, как политический феномен, основан на личной преданности и близости к персоне, которая олицетворяет верховную власть, его ближайшего окружения, привилегированной в обществе социальной группы. Природа отношений вождя со своими сторонниками нередко напоминает отношения князя с дружиной. Неизбежным следствием абсолютной власти вождя и личной зависимости от него ближайшего окружения (правящей социальной группы) является их стремление к сакрализации (освящению) вождя, постоянная демонстрация личной лояльности к нему.

В современных условиях многие атрибуты персонифицированной власти в России, проявляющейся в вождизме, безусловно, трансформировались. Легитимность Президента России, других высших должностных лиц государства приобретает рационально-легальные черты, в значительной мере определяется их индивидуальными особенностями и личностными качествами. Вместе с тем, это пока во многом, носит формальный характер, т.к. по сути, в руках высших должностных лиц государства, по-прежнему сконцентрирован огромный объем властных полномочий, отсутствуют реальные правовые основы гражданского контроля над их деятельностью.

Политическое лидерство в современной России пока еще недостаточно эффективно обеспечивает выработку стратегии развития общества, интеграцию народа вокруг общих целей и ценностей, взаимодействие власти и общества, защиту общества от беззакония и самоуправства бюрократии, мобилизацию масс на осуществление выдвигаемых задач и инициированных реформ. Политические лидеры заняты преимущественно тем, что реагируют на уже свершившиеся события, приспосабливаются к изменяющимся общественным условиям. В их деятельности соединяются черты различных политических стилей, преобладают популизм, демагогия и обещания, эксплуатация какой-либо нравящейся обществу идеи, ориентация на сиюминутные настроения масс. Власть, а не служение обществу для многих современных российских политических лидеров, является главной ценностью, так как при помощи ее они решают свои личные проблемы. Их деятельность преимущественно сконцентрирована на укрепление этой власти, своего политического господства. Как в советском, так и постсоветском российском обществе среди политических лидеров недостаточно профессионалов. Российская политика, как в прошлом, так и в настоящее время во многом осуществляется дилетантами, приспособленцами, «лидерами-мутантами» и, как следствие этого, в ней изобилие ошибок и конфликтов. Профессионализм и ответственность в политике является для России жизненно важной необходимостью.

Политическое лидерство – является непременным атрибутом общественной жизни. Оно представляет собой своеобразный способ организации политической власти в обществе, определяемый конкретными общественно-историческими условиями, интересами различных социальных сил и личными качествами людей, выдвигаемых на роль лидера. В современных условиях усиливается институционализация и профессионализация политического лидерства, сужаются границы его влияния на общественную жизнь за счет совершенствования системы разделения властей, расширение возможностей гражданского общества, повышается роль неформальных лидеров.

* *

*

Элиты и лидеры – важнейшие структурные и функциональные элементы управленческих отношений в обществе. Наиболее ярко они проявляются в социально-политических отношениях. Роль элиты и лидерства в обществе чрезвычайно важна. Без них трудно представить упорядоченность и целенаправленность общественного развития.

Любое общество, рассчитывающее на исторический прогресс, благополучие и процветание, обеспечение надежной безопасности, суверенитета, национальной независимости, должно постоянно заботиться о формировании и воспроизводстве здоровой общественной и, прежде всего, политической элиты и достойных своего народа, преданных ему политических лидеров.