logo search
Obschaya_original_1(1)

65. Форма современного Российского государства (конституционные основы)

Статья 1 КРФ гласит:

1. РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демократический режим – режим, при которым источником власти, является народ. Для демократического режима характерны: права и свободы граждан являются высшей ценностью, государство не вмешивается в частную жизнь граждан, многопартийность, независимые СМИ, отсутствие единой официальной идеологии, политическое и идеологическое многообразие, реальное разделение властей, рыночная экономика, свобода предпринимательской деятельности и частная собственность.

Федерация – это добровольное объединение самостоятельных государственных образований – субъектов федерации в единое децентрализованное государство.

Признаки: субъекты федерации обладают суверенными свойствами; только с согласия субъекта происходит: изменение его границ, его упразднение, преобразование, слияние с др субъектами; субъекты имеют свои высшие органы гос власти, избираемые населением; предметы ведения федерации и её субъект разграничены; субъекты вправе принимать свою конституцию и законы; государственная целостность, интересы субъектов представлены в верхней палате парламента. Федерации бывают: национальные (Югославия) и смешанные (Россия).

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик: Президентская (США), Парламетская (Германия), Смешенная (Франция). Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства данная форма имеет элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент). Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства: