70. Виды публичной власти, специфика государственной и местной власти.
Публичная власть — это власть, выделенная изобществаи не совпадающая снаселениемстраны, являющаяся одним из признаков, отличающихгосударствоотобщественного строя. Обычно противопоставляетсяобщественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Публичную власть реализуют различные органы. Например, вРоссийской Федерациик органам публичной власти относят:
органы государства, в том числе:
государственные органы Российской Федерации;
государственные органы субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления.
Государственная властьявляется разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами илидолжностными лицами.
Местное самоуправление является фундаментальным уровнем публичной власти, наиболее приближенным к своему источнику - народу. Степень его самостоятельности и самодостаточности определяет характер устойчивости всей системы публичной власти в целом. При этом местное самоуправление играет важнейшую роль в системе сдержек и противовесов, не позволяя концентрировать властные полномочия на региональном (субфедеральном) государственном уровне и предопределяя, в конечном итоге, степень устойчивости федеративного государственного устройства России.
Муниципальную и государственную подсистемы власти необходимо рассматривать как части единой системы публичной власти в государстве, которые взаимодействуют не на принципе иерархической субординации (подчиненности), а на принципах субсидиарности и децентрализации компетенции ради повышения своей эффективности в решении социально-экономических задач. В современном государственном устройстве России все большее значение приобретает четкое разграничение полномочий и предметов ведения между различными уровнями публичной власти и, в особенности, вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.
71. Особенности организации высших органов государственной власти в парламентских республиках.
Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария
Полномочия парламента Парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, если последнее потеряет поддержку парламентского большинства. В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.Глава государства При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
72. Особенности организации высших органов государственной власти в президентских республиках.
Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Отличительные черты президентской республики
внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США),
внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.
73. Признаки и особенности формирования гражданского общества в Р. Ф. Гражданское общество - это система самостоятельных и относительно независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов и через которые выражаются и реализуются частные интересы и потребности индивидуальные и коллективные. Структура гражданского общества:организация и деятельность общественных организаций, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений;сфера экономики (собственность, труд, предпринимательство);сфера воспитания, образования, науки и культуры;семья как первичная основа человеческого общежития;система средств массовой информации. Признаки гражданского общества: - полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию; - жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство; - сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Перспективы формирования гражданского общества в РФ прежде всего связаны с трансформацией государства переходного типа в правовое социальное государство. А для этого необходимо изменить вариант трансформации российского общества с «навязанного» на реформистский. Первым шагом на этом пути должна стать конституционная реформа в РФ, направленная на достижение реального разделения ветвей государственной власти, на формирование реальной многопартийности. Реальными признаками существующего гражданского общества являются выборность представителей власти, действительная прозрачность расходования бюджетных средств, ослабление роли чиновников в управлении страной, в том числе и передача их функций общественным организациям.Выделим принципиальные направления в развитии гражданского общества в Российской Федерации:
формирование и развитие новых экономических отношений, включая плюрализм форм собственности и рынок;
возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений;создание экономических, социально-политических и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;наличие развитой и разветвленной системы участия народа в государственном управлении и системы местного самоуправления, способной брать под свой контроль регулирующие функции государства, снижать степень его вмешательства в частные дела;подчинение всех форм общественной жизни закону, способность независимого правосудия противостоять властно-административной системе;наличие юридической базы, гарантирующей свободу политических взглядов, общественных средств массовой информации, право общественного контроля за законодательной и исполнительной властью.Таким образом, рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России позволяет сделать два вывода: гражданское общество в нашей стране делает лишь первые шаги, хотя становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли многие страны Запада.Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием сверху или снизу. Такое общество начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии.
74. Понятие, виды, система нормативно-правовых актов России, правовые акты управления
се виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть — акты правосудия;Конституционный Суд — заключения; органы прокуратуры — акты прокурорского надзора; исполнительная власть — акты государственного управления.
Правовыми актами управления регулируются общественные отношения, определяются права и обязанности их участников. В этих актах властные волеизъявления закрепляются на продолжительный срок. Тем самым государственному управлению придается необходимая стабильность, предоставляется возможность контроля за выполнением актов.
правовые акты управления — это:
юридические акты;
исполнительные решения;
авторитарные решения;
подзаконные официальные решения;
односторонние веления;
умышленные волевые действия администрации;
форма управленческой деятельности;
важная форма выражения, проявления компетенции государственного органа;
видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие общественные отношения;
организующие решения.
Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления государственного управления.
Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Деление актов на виды возможно по различным основаниям. В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:
по юридическим свойствам;
по органам, их издающим;
по времени действия;
по порядку издания;
по кругу субъектов, на которые распространяется.
Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные). Нормативные акты обладают как общими признаками, присущих для любых правовых актов управления, так и специальными, отличающими их от других правовых актов управления.
Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:
словесной (письменной и устной)
конклюдентной
Письменная форма издания правовых актов занимает господствующее положение. Она придает управлению определенную стабильность и упорядоченность. Акты в письменной форме являются разновидностью служебных документов. Как отмечает В. И. Новоселов, «письменный правовой акт — это документ, в котором предписания соответствующего органа управления получают объективированное выражение». [3]
Устные управленческие акты направлены на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Они наиболее оперативны, с их помощью решаются разнообразные управленческие вопросы.
Акты в устной форме широко применяются при непосредственном и оперативном руководстве в армейских условиях, в руководстве производственно-хозяйственной деятельностью и т. д. Виды (формы) подобных актов многочисленны и правом не определяются. Главная их суть, как и письменного акта, состоит в том, что они должны иметь определенное решение, требование, предписание, указание, то есть властное волеизъявление полномочного на то лица. Устные решения могут приниматься (даваться) «…непосредственно во время личной беседы с подчиненным, на заседании или совещании, по телефону или с использованием иных технических средств».
Немаловажное место в системе правовых актов управления занимают конклюдентные акты.
Конклюдентный акт — это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или иной форме, по которой можно сделать заключение о таком намерении. Конклюдентные акты управления по юридической силе не однородны. Многие из них носят информационный характер. Они используются в местах использования речного флота, для обеспечения безопасности дорожного движения и др. Таким образом, конклюдентные акты в системе правовых актов не столь многочисленны и распространены, как письменные или устные. Между тем их роль в отдельных сферах управленческой деятельности весьма велика.
75. Права человека: международно-правовые основы
Международное право в области прав человека[1] — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права. Международное право в области прав человека является отрасльюмеждународного публичного права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Международное право в области прав человека тесно связано с такими отраслями международного права как право беженцев имеждународное гуманитарное право.
Основная статья: Всеобщая декларация прав человека
Всеобщая декларация прав человека 1948 года, хотя и закрепляет основные права и свободы личности, не является обязательным к исполнению международно-правовым документом. Вместе с тем, некоторые юристы рассматривают положения ВДПЧ как источник обычных норм международного права. Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный пакт о правах человека) от 10 декабря 1948 года. Декларация определяет базовые права человека.
Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично
- 1) Президент Российской Федерации в системе государственной власти: конституционно-правовой статус, порядок избрания и полномочия, органы, действующие при Президенте рф.
- 2) Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации: структура, полномочия, стадии законодательного процесса.
- 3) Высшая исполнительная власть Российской Федерации: состав и порядок формирования, полномочия Правительства рф, структура федеральных органов исполнительной власти.
- Структура исполнительной власти
- Состав правительства России
- 4) Судебная система Российской Федерации: структура, полномочия, основные направления реформирования
- Структура
- 5) Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, порядок избрания и формирования, основные полномочия
- 6) Законодательный (представительный) орган государственный власти субъекта Российской Федерации: состав и способ избрания, основные полномочия, право законодательной инициативы.
- Фракции на 2011 год.
- Руководство
- Совет Законодательного Собрания
- 7) Высший исполнительный орган государственной власти в субъекте Российской Федерации: структура, порядок формирования и назначения состава Правительства, полномочия Правительства.
- 8.Государственные органы особой компетенции и основные направления их деятельности
- 9. Понятие и система государственной службы: распределение должностей по категориям и группам, реестры должностей, квалификационные требования.
- 10. Правовое положение гражданского служащего: основные права и обязанности
- 11. Запреты, ограничения, связанные с государственной гражданской службой и требования к служебному поведению гражданского служащего
- Часть 1 статьи 17 Федерального закона №79-фз устанавливает запреты, связанные с гражданской службой. В частности, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащемузапрещается:
- 12. Поступление на гражданскую службу: служебный контракт и конкурс на замещение вакантной должности.
- 13. Прохождение государственной гражданской службы: должностной регламент, аттестация, квалификационный экзамен.
- 16. Государственное развитие образования в контексте реализации национального проекта «Образование» на региональном уровне.
- 17. Современное состояние сферы здравоохранения в рф, реформа здравоохранения в Оренбургской области.
- 18. Государственная жилищная политика в контексте развития национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на региональном уровне.
- На региональном уровне (на примере Оренбургской области)
- 19. Государственная политика реформирования жкх: предпосылки и основные направления реализации реформы.
- На региональном уровне (на примере Оренбургской области)
- 21. Понятие, основные признаки и общие принципы местного самоуправления.
- 22. Современная система местного самоуправления в России: проблемы становления.
- 23.Устав муниципального образования: основные положения, порядок разработки, принятия и внесения изменений.
- 24. Принципы территориальной организации местного самоуправления: территория, границы и преобразование муниципальных образований.
- 25.Основные подходы и модели территориальной организации местного самоуправления:
- 27.Глава муниципального образования: порядок избрания и полномочия, досрочное прекращение полномочий.
- 34. Муниципальная молодежная политика: понятие, цель и задачи молодежной политики, механизм реализации, органы управления.
- 35. Муниципальное регулирование потребительского рынка: понятие, основные сферы, задачи и механизмы регулирования.
- 36. Понятие и роль муниципального заказа, этапы формирования, способы размещения муниципального заказа.
- 37. Управление комплексным социально – экономическим развитием муниципального образования: система целей и задач, стратегическое планирование, этапы разработки.
- 40. Муниципальные целевые программы: понятие, содержание, механизмы реализа-ции, финансирование.
- 41. Актуальные проблемы национальной политики в современных условиях.
- 42. Управление муниципальной собственностью: понятие и виды, органы управления.
- 43. Управление объектами недвижимости, закрепленными в государственной и муниципальной собственности
- 44. Предприятие как объект прав государственной и муниципальной собственности: понятие, статус, признаки унитарного предприятия, формы управления
- 45. Территориальное общественное самоуправление: понятие, организационные формы и полномочия.
- 46. Формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении: референдум, выборы, сходы, собрания, публичные слушания и т.Д.
- 47. Развитие системы отношений с общественностью в органах государственной власти
- 48.Информационная политика рф: проблемы и тенденции развития
- 49. Общественное мнение как структурный элемент pr
- 50.Правовые основы отношений с общественностью в рф.
- 48. Цели и функции теории управления. Организация процесса разработки управленческого решения.
- 51. Кризис советской государственности. Распад ссср
- 52.Оформление конституционной монархии в России.
- 53. Перестройка работы государственных органов в годы Великой Отечественной войны.
- 62.Конституция Российской Федерации: понятие, сущность и структура.
- 63.Действие Конституции Российской Федерации: правовые основы, гарантии, реальность.
- 64.Конституционно-правовой статус человека и гражданина в рф,
- 65. Форма современного Российского государства (конституционные основы)
- 66. Функции государства: внутренние и внешние функции современной России.
- 67. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 68. Форма государства: форма правления, форма гос. Устройства, политический режим.
- 69. Унитарные государства: общая характеристика системы управления.
- 70. Виды публичной власти, специфика государственной и местной власти.
- Договоры оон по правам человека
- Международные органы по защите прав человека
- 77. Понятие и виды юридических лиц в рф.
- Прекращение юридического лица путем реорганизации
- 78.Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.
- Отдельные виды коммерческих организаций
- 79.Право частной собственности: право собственности граждан и право собственно-сти юридических лиц, государственная и муниципальная собственность.
- 80.Предмет, стороны и содержание гражданско-правового договора.
- 81.Административное (управленческое) право: предмет, метод, принципы.
- 82.Административные правонарушения и административная ответственность
- 83. Правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации, коррупционные преступления.
- 84. Правовое регулирование социально-трудовых отношений в Российской Федерации.
- 90. Экономическая система как объект государственного регулирования
- 91. Содержание, критерии и показатели эффективности государственного регулирования
- 92.Методы государственного регулирования
- 93. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
- 94. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 95. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды: цели, задачи и инструменты.
- 96. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютная политика государства
- 97. Формирование политики государственного регулирования апк России
- 82. Внешнеторговое регулирование апк
- 98. Внешнеторговое регулирование апк
- 99.Экономика России как объект государственного регулировании экономики
- 100. Государственный бюджет как средство регулирования экономики
- 101. Гос. Регулирование сферы научных исследований
- 102. Антимонопольная политика государства
- 103. Основные направлении государственного регулирования инвестиций
- 104. Региональная экономика государства: объекты, субъекты, задачи
- 105. Главные экономические интересы государства и общества
- 106. Методы анализа социально-экономического развития региона
- 107. Конкуренция как метод саморегулирования экономики
- 108. Финансовая система рф и ее структура.
- 109. Принципы построения и функционирования бюджетной системы рф.
- 110. Бюджетное устройство рф.
- 111. Бюджетная классификация: сущность и содержание.
- 112. Бюджетный процесс: содержание, стадии, участники
- Бюджетный процесс (содержание)
- 113. Федеральный бюджет: структура доходов и расходов
- 114. Внебюджетные социальные фонды: значение, источники формирования, основные направления расходования средств
- 115. Государственный финансовый контроль: задачи, принципы, формы и методы проведения
- Формы и методы проведения
- 116. Налоговая система Российской Федерации: задачи, структура, недостатки
- Структура Налоговой системы рф
- 117. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты Государственный бюджет
- Муниципальный бюджет
- 118. Казначейская система исполнения бюджета
- 119. Государственный кредит: понятие, функции, цели.
- 120. Влияние финансов на социально-экономические процессы.
- 121. Бюджеты органов местного самоуправления: состав доходной части, основные направления расходования средств.
- 122. Финансовые ресурсы предприятия, их структура и источники формирования
- Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия.
- 123. Финансовая политика рф