logo search
Практикум (КП РФ)

Протокол от 23 ноября 2011г. №2

© С.И.Некрасов

© ГОУВПО «Государственный университет управления», 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………

Планы семинарских (практических) занятий и практические

(ситуационные) задачи и задания по темам:

Тема 1………

Тема 2……….

Тема 3………..

Тема 4………..

Тема 5………..

Тема 6……….

Тема 7………..

Тема 8…………..

Тема 9…………….

Тема 10……………

Тема 11…………..

Тема 12…………….

Тема 13……………..

Тема 14…………….

Тема 15……………..

Тема 16……………..

Тема 17…………….

Тема 18……………

Тема 19…………..

Тема 20……………..

Примерные вопросы для подготовки к контрольным работам:

По 1 разделу …..

По 2 разделу …..

По 3 разделу …..

По 4 разделу …..

Примерная тематика курсовых работ…..

Методические указания по выполнению курсовой работы….

Примерные вопросы для подготовки к экзамену по разделам I и II….

Примерные вопросы для подготовки к итоговому экзамену по

дисциплине…

Тестовые задания по дисциплине…..

ВВЕДЕНИЕ

Практикум предназначен для подготовки и проведения семинарских (практических) занятий, а также форм промежуточного и итогового контроля (контрольных работ, курсовой работы, экзаменов) по одной из базовых учебных дисциплин, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности (направлению) подготовки «Юриспруденция». Использование практикума должно осуществляться вкупе с программами учебных дисциплин, изданных в университете и доступных студентам (именно программы содержат, в частности, такие вопросы, как содержание каждой темы дисциплины, основные и дополнительные источники, объем учебного времени, отводимого на изучение каждой темы).

Получение качественного высшего образования невозможно без активной целенаправленной самостоятельной работы обучающихся, поскольку процесс обучения в ВУЗе основывается на творческой активности и высокой самостоятельности студентов (слушателей). Без этого трудно усвоить сложный и обширный программный материал, научиться постоянно совершенствовать свои знания в последующей практической деятельности. Самостоятельная работа обучающихся играет ведущую роль в формировании навыков познавательной деятельности, работы с нормативной и учебной литературой и периодикой, планировании своей работы, вырабатывает высокую культуру умственного труда, способность анализировать факты и явления, настойчивость в достижении цели. Семинарские (практические) занятия позволяют углубить знания студентов, полученные в ходе лекции и самостоятельной работы, закрепить эти знания посредством решения ситуационных (практических) задач и выполнения практических заданий, сопоставить различные точки зрения, восполнить пробелы в знаниях, выяснить дополнительные вопросы.

Подготовка к семинарским (практическим) занятиям по Конституционному праву какими-либо кардинальными особенностями не отличается, однако, определенная специфика имеет место.

Прежде всего отметим, что структура учебного плана закрепляет соотношение учебного времени, отводимого на лекции и семинарские (практические) занятия, как 2:1, чем обусловливается то, что семинарские (практические) занятия проводятся по двум лекциям (следовательно, иногда – по двум темам). В связи с этим планы семинарских (практических) занятий достаточно объёмные, зачастую не все вопросы могут быть рассмотрены в ходе занятия достаточно глубоко. Однако, это не должно снижать качество подготовки к занятию в полном объёме. Во-первых, преподаватель может изменить последовательность отработки учебных вопросов и попросить изложить материал по одному из последних вопросов (подвопросов). А во-вторых, качественная подготовка к каждому семинарскому (практическому) занятию является гарантией успешной сдачи промежуточного экзамена (по 1-2 разделам) и итогового экзамена (многие вопросы, выносимые на семинарские занятия, практически в прямой постановке содержатся в билетах для проведения экзамена). Эта же особенность предопределяет то, что семинарские (практические) занятия проводятся достаточно редко (как правило раз в две недели), и, следовательно, необходимо рационально распределять время на подготовку в течение этих 2-х недель (с учётом необходимости подготовки по другим дисциплинам, выполнения письменных домашних заданий и т.д.).

Алгоритм самостоятельной работы студента (слушателя) по подготовке к семинарскому (практическому) занятию по любым темам выглядит примерно следующим образом:

  1. Ознакомиться с развёрнутым планом проведения занятия по конкретным темам.

  2. Подобрать рекомендованную литературу (помимо источников, указанных преподавателем на лекции, перечень дополнительной литературы по каждой теме можно также найти в учебной программе).

  3. Открыть содержательную часть программы по конкретной теме и последовательно изучать блоки материала с использованием различных источников, обращая особое внимание на те вопросы, которые программой предусмотрены, но в силу ограниченности времени или по иным причинам (изучение аналогичных вопросов в прошлом, несложный характер и т.п.) не были подробно освещены в ходе лекции.

  4. При работе с нормативным материалом, учебной литературой и другими дополнительными источниками в обязательном порядке доработать лекцию, делая необходимые пометки, уточнения, комментарии и т.п.

  5. Вычленить вопросы, которые остались неясными, дискуссионными, с тем, чтобы их задать преподавателю и коллективно обсудить в ходе семинара.

  6. Выполнить тестовые и другие практические задания, содержащиеся в практикуме по соответствующей теме (при необходимости – письменно, если соответствующее задание давалось преподавателем).

У каждого обучающегося, несомненно, выработана своя методика работы с литературой, но можно порекомендовать выделение следующих логических операций:

Не исключено применение студентами (слушателями) и иных (собственных) приёмов и методов самостоятельной работы по подготовке к семинарским (практическим) занятиям (в частности, прослушивание лекции, записанной на магнитную ленту, «перекрёстный опрос» при подготовке к занятию группой, взаимный блиц-опрос, разделение материала на блоки и восприятие части его на слух, подготовка шпаргалок и др.).

Поскольку содержательная часть и объем учебного времени, отводимого на изучение дисциплины, предусмотренные учебными планами и программами для специалитета и бакалавриата, кардинально не отличаются, практикум может быть использован всеми категориями обучающихся по специальности (направлению подготовки) «Юриспруденция».