logo
Практикум (КП РФ)

Практические задания:

  1. Определить, какие конституционные идеи (с точки зрения современного правопонимания) содержатся в трудах российских просветителей:

Д.И.Фонвизин:

«Государь…не может ознаменовать ни могущества, ни достоинства своего иначе, как поставя в государстве своем правила непреложные, основанные на благе общем и которых не мог бы нарушать сам, не перестав быть достойным государем»;

«Ясность их [законов] должна быть такова, чтобы ни малейшего недоразумения никогда не повторялось, чтобы из них монарх и подданный равномерно знали свои должности и права».

С.Е Десницкий:

предлагал, чтобы власть разделялась на законодательную (которая должна принадлежать монарху и Сенату), судительную (при этом судебная власть мыслилась независимой от монарха) и наказательную (которая заключалась в осуществлении некоторых полицейских и фискальных функций назначаемыми монархом воеводами);

высказывал идею учреждения самостоятельного уровня публичной власти – гражданской власти, под которой понималась власть в городах

А.Н.Радищев:

«Человек родится в мир равен во всем другому…»;

«Собрание граждан именуется народом; соборная народа власть есть власть первоначальная, а потому власть высшая, единая, состав общества основати или разрушить могущая…».

  1. Каким положениям современной конституционной модели не соответствуют приведенные нормы Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918г.:

Ст.7. …Теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Ст.9. Основная задача…Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

Ст.65. Не избирают и не могут быть избранными…:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочящие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

3. На основе анализа текстов:

1) актов конституционного характера начала XX в. (Высочайший Манифест 1905г., Основные законы 1906г.),

2) конституций РСФСР советского периода,

3) Конституции РФ 1993г.

провести сопоставительный анализ (с составлением таблицы) конституционной модели:

а) статуса личности,

б) системы власти,

в) регулирования статуса общественных институтов и основ общественной жизни.

4. Предложить и обосновать варианты выделения этапов в постсоветском (современном) конституционном развитии Российской Федерации.