logo
Практикум (КП РФ)

Практические задачи и задания:

        1. Сопоставить конституционные модели закрепления принципа «3-х сфер полномочий» при разграничении власти между федеральным центром и субъектами федерации в России, США, Канаде, ФРГ:

В соответствии с Поправкой X к Конституции США «Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом».

В Конституционном Акте 1867г. (Акте о Британской Северной Америке), являющемся составной частью некодифицированной Конституции Канады, ст.92 закрепляет предметы исключительного законодательства провинций и относит остаточные полномочия федеральному центру (ст.91).

Конституция Мексиканских Соединенных Штатов подчеркивает, что штаты «свободны и суверенны во всем, что относится к их внутренним делам…» (ст.40), однако содержит не только весьма внушительный перечень исключительных полномочий федерального центра (через полномочия Конгресса и его палат – ст.ст. 73, 74,76), но и перечень полномочий, которые штатам осуществлять запрещено – ст.117, 118.

Основной Закон ФРГ предписывает, что «Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования» (ст.30), «Земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации» (ч.1 ст.70), однако содержит перечни исключительной законодательной компетенции Федерации (ст.73) и конкурирующей законодательной компетенции (ст.ст.74, 74-а), закрепляя приоритет («перевес») федерального права над правом земель (ст.31) и устанавливая правила правового регулирования в сферах исключительной компетенции Федерации и конкурирующей компетенции (ст.ст.71,72).

        1. В одной из республик в составе Российской Федерации принят республиканский закон, устанавливающий латиницу в качестве графической основы государственного языка. После этого федеральный законодатель внес изменение в закон РФ «О языках народов Российской Федерации», в соответствии с которым графической основой всех используемых в России языков может быть только кириллица. Органы государственной власти республики, полагая, что данный федеральный закон нарушает конституционную модель разграничения предметов ведения и полномочий, а федеральный законодатель необоснованно вторгся в предметы собственного ведения субъектов РФ (установление графической основы языков не отнесено ни к исключительному ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – ст.ст.71,72 Конституции РФ), обратились в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона. Представители федеральных органов государственной власти полагают, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ), предполагают и определение статуса языков народов Российской Федерации, в связи с чем федеральный законодатель вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование.

Оценить аргументы сторон и изложить собственную позицию в данном споре. Соотнести свою позицию с правовой позицией Конституционного Суда РФ (изложенной в Постановлении от 16.11.2004.).

        1. На основе сопоставления ст.72 Конституции РФ и положений Федерального закона от 06.10.1999. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» конкретизировать механизм реализации региональными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

        1. Дать толкование термина «народ» («народы»), содержащегося в Преамбуле, ст.3 и ч.3 ст.5 Конституции РФ. Почему (и в каком аспекте) указанная категория используется и применительно к организации властвования и применительно к федеративному устройству России?

        1. Дать оценку (со ссылкой на конституционные положения) правомерности принятия в субъектах РФ следующих правовых актов:

- областного закона «О земле»;

- республиканского Гражданского процессуального кодекса;

- окружного закона «О кочевых школах»;

- республиканского закона «О судебной системе»;

- краевого закона о ратификации договора с сопредельным государством об уточнении прохождения границы (на суше и в морской акватории);

- постановления областной администрации «О мерах по развитию освоения космического пространства»;

- кодекса города федерального значения «Об административных правонарушениях»;

- приказа департамента образования области «О создании образовательных (школьных) округов на территории области»;

- указа главы республики «О создании в структуре органов исполнительной власти республики штаба по борьбе с пожарами».

  1. На основе требований Федерального закона от 06.10.99. составить проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти одного из субъектов РФ (например, г.Москвы, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Калининградской области, Республики Дагестан). Обосновать содержание предлагаемых условий договора.