Практические задачи и задания:
Сопоставить конституционные модели закрепления принципа «3-х сфер полномочий» при разграничении власти между федеральным центром и субъектами федерации в России, США, Канаде, ФРГ:
В соответствии с Поправкой X к Конституции США «Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом».
В Конституционном Акте 1867г. (Акте о Британской Северной Америке), являющемся составной частью некодифицированной Конституции Канады, ст.92 закрепляет предметы исключительного законодательства провинций и относит остаточные полномочия федеральному центру (ст.91).
Конституция Мексиканских Соединенных Штатов подчеркивает, что штаты «свободны и суверенны во всем, что относится к их внутренним делам…» (ст.40), однако содержит не только весьма внушительный перечень исключительных полномочий федерального центра (через полномочия Конгресса и его палат – ст.ст. 73, 74,76), но и перечень полномочий, которые штатам осуществлять запрещено – ст.117, 118.
Основной Закон ФРГ предписывает, что «Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования» (ст.30), «Земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации» (ч.1 ст.70), однако содержит перечни исключительной законодательной компетенции Федерации (ст.73) и конкурирующей законодательной компетенции (ст.ст.74, 74-а), закрепляя приоритет («перевес») федерального права над правом земель (ст.31) и устанавливая правила правового регулирования в сферах исключительной компетенции Федерации и конкурирующей компетенции (ст.ст.71,72).
В одной из республик в составе Российской Федерации принят республиканский закон, устанавливающий латиницу в качестве графической основы государственного языка. После этого федеральный законодатель внес изменение в закон РФ «О языках народов Российской Федерации», в соответствии с которым графической основой всех используемых в России языков может быть только кириллица. Органы государственной власти республики, полагая, что данный федеральный закон нарушает конституционную модель разграничения предметов ведения и полномочий, а федеральный законодатель необоснованно вторгся в предметы собственного ведения субъектов РФ (установление графической основы языков не отнесено ни к исключительному ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – ст.ст.71,72 Конституции РФ), обратились в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона. Представители федеральных органов государственной власти полагают, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ), предполагают и определение статуса языков народов Российской Федерации, в связи с чем федеральный законодатель вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование.
Оценить аргументы сторон и изложить собственную позицию в данном споре. Соотнести свою позицию с правовой позицией Конституционного Суда РФ (изложенной в Постановлении от 16.11.2004.).
На основе сопоставления ст.72 Конституции РФ и положений Федерального закона от 06.10.1999. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» конкретизировать механизм реализации региональными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Дать толкование термина «народ» («народы»), содержащегося в Преамбуле, ст.3 и ч.3 ст.5 Конституции РФ. Почему (и в каком аспекте) указанная категория используется и применительно к организации властвования и применительно к федеративному устройству России?
Дать оценку (со ссылкой на конституционные положения) правомерности принятия в субъектах РФ следующих правовых актов:
- областного закона «О земле»;
- республиканского Гражданского процессуального кодекса;
- окружного закона «О кочевых школах»;
- республиканского закона «О судебной системе»;
- краевого закона о ратификации договора с сопредельным государством об уточнении прохождения границы (на суше и в морской акватории);
- постановления областной администрации «О мерах по развитию освоения космического пространства»;
- кодекса города федерального значения «Об административных правонарушениях»;
- приказа департамента образования области «О создании образовательных (школьных) округов на территории области»;
- указа главы республики «О создании в структуре органов исполнительной власти республики штаба по борьбе с пожарами».
На основе требований Федерального закона от 06.10.99. составить проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти одного из субъектов РФ (например, г.Москвы, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Калининградской области, Республики Дагестан). Обосновать содержание предлагаемых условий договора.
- «Государственный университет управления» практикум по учебной дисциплине «Конституционное право»
- «Государственный университет управления»
- Практикум по учебной дисциплине «Конституционное право»
- «Государственный университет управления»
- Практикум по учебной дисциплине «Конституционное право»
- Составитель
- Протокол от 19 октября 2011г. №2
- Протокол от 23 ноября 2011г. №2
- Планы семинарских (практических) занятий и практические (ситуационные) задачи и задания
- Раздел 1: Основы теории конституции и конституционного права.
- Тема 1: Конституционное право России как отрасль права, наука и
- Практические задания.
- Тема 2: Конституционное развитие России.
- Практические задания:
- Тема 3: Источники конституционного права России.
- Практические задания:
- Тема 4: Конституция рф: понятие, сущность, юридические свойства.
- Практические задачи и задания:
- Тема 5: Охрана Конституции и конституционный контроль в Российской Федерации.
- Практические задачи и задания:
- Тема 6: Основы конституционного строя России.
- Практические задачи и задания:
- Раздел 2: Конституционно-правовой статус личности.
- Тема 7: Понятие правового статуса личности. Система прав и свобод
- Практические задачи и задания:
- Тема 8: Институт гражданства в Российской Федерации.
- Практические задачи и задания:
- Тема 9: Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- Практические задачи и задания:
- Раздел 3: Федеративное устройство России.
- Тема 10: Понятие и принципы российского федерализма.
- Практические задачи и задания:
- Тема 11: Состав федерации в России и конституционные основы его изменения.
- Практические задачи и задания:
- Тема 12: Конституционно-правовой статус Российской Федерации и её субъектов.
- Практические задачи и задания:
- Тема 13: Организация государственной власти в субъектах рф.
- Практические задачи и задания:
- Раздел 4: Конституционная система власти в Российской Федерации.
- Тема 14: Общая характеристика института государственной власти в России. Единство и разделение власти.
- Практические задания:
- Тема15: Институты непосредственной демократии в Российской Федерации.
- Практические задачи и задания:
- Тема 16: Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.
- Практические задачи и задания:
- Тема 17: Законодательная власть в Российской Федерации.
- Практические задачи и задания:
- Тема 18: Исполнительная власть в Российской Федерации.
- Практические задачи и задания:
- Тема 19: Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации.
- Практические задачи и задания:
- Тема 20: Конституционные основы местного самоуправления
- Практические задачи и задания:
- Примерная тематика курсовых работ.
- Методические указания по выполнению курсовых работ а) Введение
- Б) Назначение курсовой работы. Выбор темы.
- В) Подготовка курсовой работы.
- Г) Объём курсовой работы и её оформление.
- Д) Защита курсовой работы.
- Образец титульного листа курсовой работы.
- Образец оформления 2-й страницы курсовой работы.
- Заключение.....................................………………………………20 Список использованных источников..…………………………...22
- Порядок ссылок на использованные источники.
- Порядок оформления списка использованных источников.
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену по 1-2 разделам.
- Примерные вопросы для подготовки к итоговому экзамену по дисциплине.
- Тестовые задания.