logo
Практикум (КП РФ)

Практические задачи и задания:

              1. Студент Сидоров не смог погасить задолженность по экзамену в установленные сроки, в связи с чем был отчислен из университета по неуспеваемости. Полагая, что преподаватель отнесся к нему предвзято, и что нарушено его конституционное право на образование (ст.43 Конституции РФ), Сидоров обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на преподавателя (который поставил студенту неудовлетворительную оценку, ставшую причиной отчисления из вуза).

Дайте правовую оценку приведенной ситуации. Каковы перспективы поданной жалобы (исходя из компетенции Конституционного Суда РФ)?

  1. В одном из районов Н-ской области участились жалобы граждан в прокуратуру на существенное снижение качества медицинской помощи, оказываемой в поликлиниках и больницах района. В ходе проведенной проверки было установлено, что укомплектованность медицинских учреждений, квалификация персонала достаточно высоки, однако действующие правила обязательного и добровольного медицинского страхования не обеспечивают должного финансирования системы здравоохранения на муниципальном уровне. Полагая, что данные нормативные акты нарушают конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции РФ), прокурор района обратился в Конституционный Суд РФ с требованием признать не соответствующим Конституции РФ Приказ Минздравсоцразвития, которым утверждены правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

Какие аспекты статуса Конституционного Суда РФ, виды конституционного контроля просматриваются в условии задачи? Дайте правовую оценку перспективе обращения прокурора.

  1. Сопоставить компетенцию Конституционного Суда РФ, закрепленную в ст.125 Конституции РФ и в ст.3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». Привести примеры нормативно закрепленных полномочий Конституционного Суда РФ, не предусмотренных в Конституции РФ.

  1. Обозначить возможные меры реагирования органов прокуратуры на выявленные нарушения Конституции РФ (смоделировать различные ситуации).

  1. На основе положений Федерального конституционного закона от 31.12.96. «О судебной системе Российской Федерации», регионального законодательства выявить компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ (обозначив различие в наборе полномочий). Соотнести статус и компетенцию Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.