Особенности проявления операционного риска при реализации в кредитной организации внутреннего контроля в целях под/фт
Источник риска | Описание проявления | Пример проявления |
Люди | Случайные или преднамеренные действия физических лиц | Ошибки при формировании и направлении сообщений в уполномоченный орган; неверная квалификация операций, подлежащих обязательному контролю; ошибки в проведении процедуры идентификации клиентов; действия (бездействие) сотрудников кредитной организации, повлекших невыявление подлежащих обязательному контролю операций и сделок и др. |
Системы | Сбои в функционировании систем и оборудования | Отсутствие или сбой информационных систем, используемых кредитной организацией для выявления подлежащих обязательному контролю операций, формирования и направления сведений о них в уполномоченный орган и пр. |
Бизнес-процессы | Несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих | Отсутствие документа, регламентирующего процедуры взаимодействия подразделений при исполнении требований антилегализационного законодательства и порядок распределения ответственности за допущенные нарушения в его реализации; отсутствие отлаженного механизма взаимодействия подразделений кредитной организации в процессе реализации указанных требований |
Воздействия внешних событий | Неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля кредитной организации | Изменчивость (несовершенство) законодательной базы; чрезвычайные ситуации и пр. |
Реализация указанного риска является одним из факторов риска легализации преступных доходов. В частности, такие проявления операционного риска в области ПОД/ФТ, как неумышленные действия (бездействие) персонала, сбои автоматизированных систем и бизнес-процессов, могут повлечь принятие в кредитную организацию на обслуживание клиентов, осуществляющих противоправную деятельность, а также проведение через банк подозрительных операций.
Начиная с 2011 г. в случае выявления в деятельности кредитной организации нарушений к административной ответственности могут быть привлечены и должностные лица коммерческого банка. Следовательно, некорректное заполнение специалистом по финансовому мониторингу в отчете в виде электронного сообщения таких сведений, как, например, дата проведения операции (сделки) вследствие ослабления внимания, может повлечь возбуждение в отношении указанного лица административного производства, в ходе которого необходимо будет представить объяснения и документы. По результатам рассмотрения указанной информации надзорным органом может быть вынесено решение о применении к такому лицу санкций. В 2011 и 2012 гг. штрафные санкции к должностным лицам кредитных организаций были применены в 26 и 16% случаев соответственно (рис. 3).
Как отмечает Президент НП "Национальный платежный совет" А. Емелин, широкое толкование понятия "должностное лицо" в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) приводит к тому, что к административной ответственности могут быть привлечены несколько сотрудников банка по каждому нарушению. "При этом жесткость санкции, предусматривающей штраф до 50 тыс. руб., является неадекватной мерой наказания за совершение незначительного и несистемного нарушения"*(196). Необходимо подчеркнуть, что складывающаяся ситуация ведет к существенному оттоку специалистов финансового мониторинга из российских кредитных организаций, особенно на региональном уровне, где наблюдается дефицит квалифицированных кадров в области ПОД/ФТ (которые должны обладать знаниями из широкой области смежных дисциплин). Данная проблема влечет снижение устойчивости системы внутреннего противолегализационного контроля как на уровне отдельной кредитной организации, так и в масштабах российской банковской системы и, как следствие, снижение ее устойчивости перед риском легализации доходов, полученных преступным путем.
Сформировавшаяся тенденция оттока таких специалистов может быть остановлена внесением изменений в пункты 1 и 2-2.2 ст. 15.27 КоАП, предусматривающих отмену административных взысканий к должностным лицам кредитных организаций вследствие допущения нарушений т.н. технического характера. Представляется, что руководство кредитной организации должно самостоятельно принять аргументированное решение о применении взысканий к таким лицам.
По итогам рассмотрения факторного влияния операционного риска в области ПОД/ФТ на риск легализации можно сделать вывод о том, что между ними существует следующая взаимосвязь (рис. 4).
Рис. 4. Взаимосвязь операционного риска в области ПОД/ФТ и риска легализации преступных доходов в деятельности российского коммерческого банка
┌────────────────────────────────────┐
│ Операционный риск области ПОД/ФТ │
└─────────────────┬──────────────────┘
│
▼
┌─────────────────┴──────────────────┐
│Нарушения законодательства по ПОД/ФТ│
└─────┬───────────────────────────┬──┘
│ │
│ ▼
▼ ┌──────────┴────────┐
┌─────────────────────┴─────────────┐ │Применение санкций │
│Принятие на обслуживание клиентов,│ │к должностным лицам│
│ осуществляющих противоправную │ └──────────┬────────┘
│деятельность; проведение через банк│ │
│ подозрительных операций │ ▼
└─────────────────────┬─────────────┘ ┌──────────┴────────────┐
│ │Отток квалифицированных│
│ │кадров - специалистов │
│ │финансового мониторинга│
│ └──────────┬────────────┘
▼ ▼
┌───┴───────────────────────────┴────┐
│ Риск легализации │
└────────────────────────────────────┘
На основании изложенного взаимосвязь рисков кредитной организации в области ПОД/ФТ с типичными банковскими рисками можно представить следующим образом (рис. 5).
Рис. 5. Взаимосвязь риска легализации доходов, полученных преступным путем, и типичных банковских рисков в деятельности кредитной организации
┌──────────────┐ ┌───────────────────┐
│Страновой риск├┬─┤Стратегический риск│
└──────────────┘│ └───────────────────┘
реализация │
▼
┌────────────────┴─┐ ┌─────────────────┐
│Риск легализации ├─◄────┤Операционный риск│
└─────────┬──────┬┬┘ │в области ПОД/ФТ │
│ ││ └────────┬────────┘
реализация │ ││ реализация │
▼ ││ │
┌─────────┴────┐ ││ │
│Кредитный риск│ ││ ▼
└──────────────┘ ││ ┌──────────┴─────────────────────┐
││ │ Нарушения законодательства │
││ │ по ПОД/ФТ │
│└───►─┤(выявленные и квалифицированные │
│ │Банком России по ст. 15.27 КоАП)│
│ └──────────┬─────────────────────┘
│ │
│ │
▼ ▼
┌─────────────────┴─┐ ┌─────────┴─────┐
│Риск потери деловой│ │ Правовой риск │
│ репутации ├─◄───┤ │
└─────────┬─────────┘ └───────────────┘
реализация│
▼
┌─────────┴───┐ ┌────────────────┐
│Рыночный риск│ │Риск ликвидности│
└─────────────┘ └────────────────┘
На основе приведенной систематизации видов рисков кредитных организаций в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также с учетом выделенных в экономической литературе критериев классификации банковских рисков представляется обоснованным введение нового критерия классификации: сфера действия (проявления) риска. На основании изложенного предлагается деление рисков кредитных организаций на две группы:
- типичные риски: кредитный, страновой, стратегический, правовой риск, риск потери деловой репутации, риск ликвидности и рыночный риск;
- специфические риски: риск легализации доходов, полученных преступным путем, и операционный риск в сфере ПОД/ФТ.
- Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕврАзЭс Введение
- 1.2. Конвенция оон о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
- 2. Правовые и институциональные основы формирования системы под/фт в ес и других интеграционных образованиях
- 2.1. Рекомендации фатф как международный стандарт по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Опыт применения в ес
- 2.2. Деятельность иных международных организаций в области под/фт
- 3. Заимствование международного опыта для создания организационно-правовых основ под/фт в ЕврАзЭс
- Европейская система финансового надзора
- Европейский Комитет системных рисков
- Орган по банковскому надзору
- Объединенный комитет Европейских надзорных органов
- 1.2. Институциональные основы под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(48)
- 1.2.1. Сравнительный анализ современного состояния институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(49)
- Российская Федерация*(57)
- Белоруссия*(75)
- Казахстан*(77)
- Кыргызская Республика*(86)
- Республика Таджикистан*(88)
- Субрегиональный институциональный уровень под/фт на пространстве ЕврАзЭс*(95)
- Исследование путей и перспектив формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭс
- Рассмотрение вопросов взаимодействия национальных подразделений финансовой разведки в рамках ЕврАзЭс
- 2. На ключевое место в новой редакции Рекомендаций выходит проблематика внедрения и применения риск-ориентированного подхода (Рекомендация 1)
- 3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления
- 4. В соответствии с новой редакцией стандартов фатф (Рекомендация 5) уточнено понятие преступления финансирования терроризма
- 5. Повышение требований к прозрачности публичных должностных лиц / политически значимых лиц
- 6. Повышение прозрачности юридических лиц
- 7. Повышение прозрачности безналичных переводов
- 8. Требования к финансовым группам по вопросам под/фт
- 9. Расширение международного сотрудничества
- Особенности имплементации новых Рекомендаций фатф в национальное законодательство России и других государств - членов ЕврАзЭс
- 1.4. Актуальные вопросы взаимосвязи и координации политики в области под/фт/фрому и антикоррупционной политики в ЕврАзЭс*(152)
- Выводы в отношении гармонизации национального законодательства государств - членов ЕврАзЭс сфере под/фт
- В отношении развития институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс
- В отношении проблем и перспектив имплементации новой редакции Рекомендаций фатф в национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭс
- Глава II. Проблемы и перспективы развития национальной системы под/фт применительно к банковскому сектору России
- 2.1. Особенности реализации международных противолегализационных процедур в российской банковской практике
- 2.2. Сущность, факторы и виды банковских рисков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
- Особенности проявления операционного риска при реализации в кредитной организации внутреннего контроля в целях под/фт
- 2.3. Инструменты управления специфическими банковскими рисками в области под/фт
- 2.4. Развитие нормативно-правового регулирования деятельности российских банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем