logo search
MChP_Tikhinya

10J6. Международные перевозки грузов в смешанном сообщении

В международном частном праве перевозки грузов име­нуются перевозками в смешанном сообщении (смешан­ными перевозками), если они осуществляются с участием нескольких видов транспорта.

Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия перевозки грузов в смешанном сообщении, явля­ется Конвенция о международных смешанных перевозках гру-

65

зов, принятая в мае 1980 г. на Дипломатической конфе­ренции в Женеве (далее —/Конвенция 1980 г.). Действие данной Конвенции распространяется на все виды транс­порта,

Нормы о смешанных перевозках грузов содержатся в ряде действующих транспортных конвенций (Соглашение КОТИФ, Конвенция КДПГ, Варшавская конвенция и др.).

Конвенция 1980 г. возлагает осуществление смешанных перевозок на оператора, который объединяет функции экспедитора и перевозчика.

Оператором может быть юридическое или физическое лицо, заключившее в установленном порядке договор сме­шанной перевозки и взявшее на себя за определенное воз­награждение ответственность за исполнение этого договора.

Оператор может сам осуществлять те или иные транс­портные операции либо вправе заключать для выполне­ния таких операций договор перевозки с предприятиями и организациями других видов транспорта.

Правоотношения в связи с перевозкой груза в смешан­ном сообщении у грузовладельца возникают с операто­ром, а не с отдельными перевозчиками (исполнителями смешанной перевозки).

При смешанных перевозках доставка груза на всем пути его следования производится, как правило, по одному перевозочному документу - прямому (сквозному) смешан­ному коносаменту.

Международными организациями разработан ряд про­форм смешанных коносаментов. В основе их лежит прямой (сквозной) коносамент, применяемый в практике мор­ских перевозок грузов. В 1973 г. Международной торговой палатой изданы Унифицированные правила о документе смешанной перевозки..

Согласно Конвенции 1980 г., имущественная ответст­венность оператора смешанной перевозки наступает за вину, которая презюмируется. В случае несохранности гру­за предел имущественной ответственности оператора ус­тановлен в размере 920 СПЗ за место или 2,75 СПЗ за ки­лограмм веса (в качестве расчетной единицы введена еди­ница «специальные права заимствования» (СПЗ) МВФ -17 СПЗ, или 51 старый золотой франк, за 1 кг веса брутто).

В соответствии с Конвенцией 1980 г. при просрочке в доставке груза предел имущественной ответственности

оператора определен в размере не более 2,5 провозных платежей, приходящихся на задержанный доставкой груз. Конвенция 1980 г. не препятствует применению других международных соглашений о перевозках грузов в смешан­ном сообщении.