logo
MChP_Tikhinya

10.4. Международные воздушные перевозки

Общие правила осуществления международных воздуш­ных сообщений определены Чикагской конвенцией о меж­дународной гражданской авиации 1944 г., к которой Рес­публика Беларусь присоединилась 4 июля 1993 г.

Чикагской конвенцией регламентированы следующие основные вопросы:

♦ порядок выполнения полетов и процедура регистра­ции воздушных судов;

♦ задачи и основные принципы деятельности ИКАО (Международная организация гражданской авиации);

♦ функционирование аэропортов, наземных аэронави­гационных средств и служб;

♦ порядок урегулирования споров.

Вместе с Чикагской конвенцией Республикой Беларусь подписаны два соглашения:

1) Соглашение о международном транзитном воздушном сообщении;

2) Соглашение о международном воздушном транспорте. Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия воздушных перевозок пассажиров и грузов, явля­ется Варшавская конвенция для унификации некоторых пра­вил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (далее — Варшавская конвенция). Участниками Варшав­ской конвенции являются свыше 100 государств, в том числе и Республика Беларусь.

Вопросы регулирования воздушных перевозок нашли отражение и в других международных конвенциях: Кон­венция о воздушной навигации 1919 г.; Конвенция о между­народном признании прав на воздушные суда 1948 г.; Конвен­ция о вреде, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г.; Конвенция о пре­ступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г.; Конвенция о борьбе с незакон­ным захватом воздушных судов'1970 г.

Международные воздушные перевозки (кроме много­сторонних соглашений) осуществляются также на основе двусторонних соглашений.

Согласно Варшавской конвенции, договор международ­ной воздушной перевозки оформляется составлением про­ездного билета (для пассажира), багажной квитанции (для багажа пассажира) й авиагрузовой накладной (для груза). По общему правилу проездной билет и багажная квитан­ция объединены в один перевозочный документ, состоя­щий из нескольких купонов.

Варшавской конвенцией регламентированы права и обязанности участников договора международной воздушной перевозки, определен порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, установлены основные требования к перевозочным документам.

В соответствии с Варшавской конвенцией отправителю предоставлено право распоряжаться грузом в пути: он мо­жет задержать груз, потребовать его выдачи новому полу­чателю и т. п. При этом отправитель груза обязан возмес­тить авиаперевозчику все понесенные в связи с этим рас­ходы.

По условиям Варшавской конвенции багаж и грузы, за исключением вещей при пассажире, должны находиться под охраной авиаперевозчика.

Варшавской конвенцией предусмотрена имущественная ответственность авиаперевозчика в следующих случаях:

во-первых, за причинение вреда здоровью пассажира;

во-вторых, за несохранность багажа и груза;

в-третьих, за просрочку в доставке груза.

Имущественная ответственность авиаперевозчика за причинение вреда здоровью пассажира наступает незави­симо от его вины. Авйаперевозчик освобождается от ответ­ственности, если докажет, что причинение вреда имело место вопреки всем мерам, принятым с его стороны, либо докажет, что такие меры принять было невозможно. По­терпевшему не требуется доказывать вину авиаперевозчи­ка. Суд может освободить авиаперевозчика от ответствен­ности или ограничить ее, если будет установлено, что вина потерпевшего явилась причиной вреда или содействовала его наступлению.

Предел имущественной ответственности авиаперевоз­чика за несохранность багажа и груза установлен в разме­ре 250 франков за килограмм багажа (груза). В отношении предметов, оставляемых пассажирами при себе, ответст­венность авиаперевозчика предусмотрена в размере 5 ты­сяч франков.

Варшавская конвенция разрешает национальным авиа­компаниям повышать установленный предел имуществен­ной ответственности. Например, ряд авиакомпаний США установили предел такой ответственности перед каждым пассажиром в размере 75—100 тысяч долларов.

Варшавская конвенция предусматривает претензионный порядок урегулирования .имущественных споров. В случае установления ущерба заинтересованное лицо должно обратиться с претензией в письменном виде к авиаперевоз­чику в следующие сроки: по багажу — 7 дней, по грузу — 14 дней, в связи с просрочкой в доставке груза — 21 день. Несоблюдение этих сроков лишает права на предъявление иска к авиаперевозчику.

По выбору истца иск может быть предъявлен в суд го­сударства, в котором находится место нахождения авиа­перевозчика или его контора, оформившая договор воз­душной перевозки, либо в суд государства, в котором на­ходится место назначения перевозки.