10.1. Правовые основы
международных перевозок
Международной перевозкой признается осуществляемое на том или ином виде транспорта перемещение грузов или пассажиров, при котором место отправления и место назначения расположены: а) на территории двух или более государств; б) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.
Отношения по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа регулируются правовыми Нормами, содержащимися в национальном законодательстве, а также в международных договорах, регулирующих обязательственные отношения.
Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика и т. д. Нормы этих конвенций подлежат обязательному применению на территории государства, заключившего соответствующую конвенцию.
По объектам правового регулирования транспортные конвенции условно можно разделить на шесть групп. Это международные соглашения:
1)>об общих принципах и организации международных перевозок;
2) об условиях перевозок грузов и пассажиров;
3) о тарифах на международные перевозки;
4) направленные на облегчение транспортных связей между государствами (облегчение таможенных процедур, налогового режима и т. п.);
5) регламентирующие специфические стороны деятельности отдельных видов международного транспорта;
6) предусматривающие защиту имущественных интересов сторон договора в сфере международных перевозок.
В рамках ООН разработкой проектов транспортных конвенций занимаются такие международные организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) и др.
В регулировании международных перевозок важная роль отводится внутреннему праву; Внутреннее право соответствующего государства в полной мере распространяется также на международные перевозки, осуществляемые в пределах его территории, если иное не установлено транспортной конвенцией.
В Республике Беларусь приняты законы «Об основах транспортной деятельности», «О железнодорожном транспорте», Воздушный кодекс и др.
Участники международной перевозки заключают между собой договор перевозки, согласно которому транспортная организация принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в пункт назначения, а грузовладелец или пассажир обязуется возместить ей понесенные расходы. Этот договор имеет гражданско-правовой характер.
Договор международной перевозки является правовым основанием возникновения обязательств по перевозке между транспортной организацией, с одной стороны, и грузовладельцем или пассажиром — с другой. Данный договор конкретизирует условия перевозки, установленные транспортными конвенциями и актами внутреннего права; является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими своих обязательств по международной перевозке.
Договор международной перевозки имеет свои особенности:
во-первых, данный договор регламентируется прежде всего транспортными конвенциями и только при их отсутствии — актами внутреннего права;
во-вторых, одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо;
в-третьих, в ходе исполнения договора Могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (например, при отправке груза надлежит руководствоваться законом страны отправления, при выдаче груза — законом страны назначения).
При осуществлении международных перевозок применяется принцип автономии воли сторон.
В зависимости от используемого транспорта договор международной перевозки подразделяется на отдельные виды. Соответственно принято различать договоры железнодорожной, автомобильной, воздушной и морской перевозок. Каждый из указанных видов договоров, в свою очередь, подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров и багажа.
10.2. Международные железнодорожные перевозни.
К числу наиболее важных международных соглашений в области железнодорожного транспорта относятся Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов (МГК) 1890 г. и пассажиров (МПК) 1923 г. Их участниками являются большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки.
Принято Соглашение о железнодорожных перевозках (далее — Соглашение КОТИФ), которым были пересмотрены тексты Бернских конвенций и Дополнительного соглашения к МПК 1966 г. об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров.
Соглашение КОТИФ 1980 г. имеет два приложения:
1) Приложение А — определяет условия перевозок пассажиров (Единые правила МПК);
2) Приложение В — определяет условия перевозок грузов (Единые правила МГК).
Странами Ближнего Востока заключено Соглашение о железнодорожных перевозках грузов (ТСЛИ). Этими странами разработан и принят также общий тариф для международных пассажирских перевозок.
Страны — бывшие члены СЭВ при осуществлении железнодорожных перевозок руководствуются принятыми ими в 1950 г. Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС).
Между государствами, не являющимися участниками многосторонних транспортных конвенций, как правило, заключаются двусторонние соглашения.
Соглашением КОТИФ определены условия перевозок грузов международного сообщения.
Железные дороги обязаны производить перевозку грузов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ: грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются в упакованном виде; перевозимый груз должен иметь соответствующую маркировку, а транспортная документация — необходимые реквизиты и т. д. Особые правила установлены для перевозок опасных грузов.
Общие сроки доставки грузов составляют: для грузов большой скорости — 400 км, для грузов малой скорости — 300 км в сутки. Железным дорогам предоставлено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки.
Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить.
В случае несохранности груза предел возмещения ущерба установлен в размере 50 франков за килограмм веса.
Если имела место просрочка в доставке груза, железная дорога выплачивает штраф в пределах провозной платы, но не более 50 франков за отправку. При наличии убытков возмещение их допускается в пределах двойной провозной платы.
В случае несохранности багажа ответственность железной дороги ограничена при недоказанности убытков в размере 20 франков, а в случае доказанности убытков — в размере 40 франков за килограмм веса.
Имущественная ответственность железной дороги за причинение вреда здоровью пассажира определяется шг законодательству той страны, где имел место несчастный случай. Предельный размер такой ответственности перевозчика установлен в размере 200 тысяч франков на одного потерпевшего.
Соглашением КОТИФ установлены порядок и условия предъявления претензий и исков к железной дороге.
Срок исковой давности установлен в 1 год. При этом течение этого срока приостанавливается на время, рассмотрения претензии перевозчиком.
По правилам СМГС (в отличие от Соглашения КОТИФ) предел имущественной ответственности железной дороги не установлен: при несохранности груза вред возмещается в пределах его действительной стоимости. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом. При просрочке в доставке груза железная дорога уплачивает штраф в определенном проценте от провозной платы.
Правилами СМГС предусмотрен 9-месячный срок для предъявления претензий и исков, а по требованиям о просрочке в доставке грузов - 2-месячный срок. Железная дорога обязана рассмотреть претензию перевозчика в 180-дневный срок. На это время течение срока исковой давности приостанавливается. Право на предъявление иска в суд у владельца груза возникает только тогда, когда железная дорога отклонила претензию либо не дала ответ в установленный срок;
Если груз следует через страны, осуществляющие Железнодорожные перевозки по правилам СМГС, в страны, осуществляющие перевозки по Соглашению КОТИФ, в этом случае перевозка грузов международного сообщения переоформляется на входных пограничных станциях стран-участниц соответствующих соглашений.
Республика Беларусь имеет двусторонние соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с некоторыми пограничными государствами. В частности, такие соглашения Республикой Беларусь заключены с Украиной, Россией, Польшей.
- 1.1. Понятие и задами
- 11.3. Международное частное и международное публичное право
- 1.4. Система науки международного частного права
- 2.1. Понятие и виды источников международного частного права
- 2.2. Международные договоры
- 2.3. Внутреннее (национальное) законодательство
- 2А. Международные обычаи и судебная практика
- 3.1 Коллизионная норма и ее строение
- 3.2. Типы коллизионных привязок
- 3.3. Толкование и применение коллизионных норм
- 4.4. Правовой режим и его виды
- 5.1. Общая характеристика
- 5.2. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан в Республике Беларусь
- 53. Правовой статус граждан
- 6.1. Национальность (государственная принадлежность) юридических лиц
- 6.2. Иностранные юридические лица и их представительства в Республике Беларусь
- 6.3. Белорусские юридические лица за рубежом
- 7.1. Иммунитет государства и его виды
- 7'2. Правовой статус торговых представительств Республики Беларусь за границей
- 73. Международные организации как
- 8.1. Коллизионные вопросы права собственности
- 8.2. Право собственности и другие вещные права иностранцев в Республике Беларусь
- 8.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 8.4. Защита права собственности Республики Беларусь за рубежом
- 9.1. Общие положения о сделках
- 2. Понятие и особенности внешнеэкономической сделки
- 93. Содержание и форма
- 9.4. Международные конвенции,
- 9.5. Коллизионные нормы
- Тема 10
- 10.1. Правовые основы
- 10.3. Международные автомобипъные перевозки
- 10.4. Международные воздушные перевозки
- 10.5. Международные морские перевозки
- 10J6. Международные перевозки грузов в смешанном сообщении
- Тема 11
- 11-1- Понятие и сущность международных расчетов
- 11.2. Международные расчеты
- 113. Виды документарного аккредитива
- 11А Международные расчеты в форме инкассо
- 11.5. Международные расчеты в форме банковского перевода
- 11J6. Основные виды платежных средств в международных расчетах
- 1Ы. Основные виды платежных средств в международных расчетах
- 11J. Защита от валютных рисков
- 113. Банковская гарантия
- 11.9. Правовое регулирование кредитных отношений во внешнеэкономической деятельности
- Тема 12
- 12.1. Международные конвенции, предусматривающие деликтную ответственность
- 12.2. Законодательство Республики Беларусь, регулирующее обязательства вследствие причинения вреда
- 123. Законодательство, регулирующее обязательства вследствие причинения вреда за рубежом
- Тема 13
- 13.1. Общие положения
- 13.2. Авторские права иностранцев
- 133. Международно-правовая охрана смежных прав
- 13.4. Охрана прав иностранцев на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки
- Тема 14
- 14.1. Коллизионные вопросы семейного права
- 14.2. Заключение брака
- 143. Правоотношения между супругами
- 14А Расторжение брака
- 14 J. Правоотношения между
- 144. Усыновление
- 14.7. Опека и попечительство
- Тема 15
- 15.1. Коллизионное регулирование наследственных правоотношений
- 15.2. Наследственные права иностранцев в Республике Беларусь
- 153. Наследственные права
- Тема 16
- 16.1. Правовое регулирование условий труда / иностранцев
- 16.2. Трудовые права иностранцев в Республике Беларусь
- 163. Трудовые права белорусских граждан за рубежом
- Тема 17
- 17.1. Право на судебную защиту иностранцев в Республике Беларусь
- 17.2. Подсудность гражданских дел с участием иностранцев
- 17.3. Исполнение поручений иностранных судов
- 17.4. Признание и исполнение решений иностранных судов
- Тема 18
- 18.1. Понятие и виды международного коммерческого арбитража
- 18.2. Арбитражное соглашение
- 183. Разбирательство споров
- 18.4. Исполнение иностранных арбитражных решений
- Тема 1. Понятие, предмет и система
- Тема 10. Международные перевозки грузов
- Тема 11. Международные расчетные и кредитные отншшшия..................................68
- Тема 12. Обязательства, возникающие
- Тема 13. Право интеллектуальной
- Тема 14. Брачно-семейные отношения....... 102
- Тема 15. Право наследования............................ 115
- Тема 16. Трудовые отношения.......................... 121
- Тема 17. Международный гражданский
- Тема 18. Международный коммерческий