logo
MChP_Tikhinya

10.1. Правовые основы

международных перевозок

Международной перевозкой признается осуществляемое на том или ином виде транспорта перемещение грузов или пассажиров, при котором место отправления и место на­значения расположены: а) на территории двух или более государств; б) на территории одного и того же государст­ва, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Отношения по международной перевозке грузов, пас­сажиров и багажа регулируются правовыми Нормами, со­держащимися в национальном законодательстве, а также в международных договорах, регулирующих обязательст­венные отношения.

Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика и т. д. Нор­мы этих конвенций подлежат обязательному применению на территории государства, заключившего соответствую­щую конвенцию.

По объектам правового регулирования транспортные конвенции условно можно разделить на шесть групп. Это международные соглашения:

1)>об общих принципах и организации международных перевозок;

2) об условиях перевозок грузов и пассажиров;

3) о тарифах на международные перевозки;

4) направленные на облегчение транспортных связей между государствами (облегчение таможенных процедур, налогового режима и т. п.);

5) регламентирующие специфические стороны деятель­ности отдельных видов международного транспорта;

6) предусматривающие защиту имущественных инте­ресов сторон договора в сфере международных перевозок.

В рамках ООН разработкой проектов транспортных кон­венций занимаются такие международные организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и разви­тию), ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международ­ной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комис­сия) и др.

В регулировании международных перевозок важная роль отводится внутреннему праву; Внутреннее право соответ­ствующего государства в полной мере распространяется также на международные перевозки, осуществляемые в пределах его территории, если иное не установлено транс­портной конвенцией.

В Республике Беларусь приняты законы «Об основах транспортной деятельности», «О железнодорожном транс­порте», Воздушный кодекс и др.

Участники международной перевозки заключают меж­ду собой договор перевозки, согласно которому транспорт­ная организация принимает на себя обязательство доста­вить груз или пассажира в пункт назначения, а грузовла­делец или пассажир обязуется возместить ей понесенные расходы. Этот договор имеет гражданско-правовой характер.

Договор международной перевозки является правовым основанием возникновения обязательств по перевозке ме­жду транспортной организацией, с одной стороны, и гру­зовладельцем или пассажиром — с другой. Данный дого­вор конкретизирует условия перевозки, установленные транспортными конвенциями и актами внутреннего пра­ва; является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими своих обязательств по ме­ждународной перевозке.

Договор международной перевозки имеет свои особен­ности:

во-первых, данный договор регламентируется прежде всего транспортными конвенциями и только при их от­сутствии — актами внутреннего права;

во-вторых, одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо;

в-третьих, в ходе исполнения договора Могут приме­няться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (например, при отправке груза надле­жит руководствоваться законом страны отправления, при выдаче груза — законом страны назначения).

При осуществлении международных перевозок приме­няется принцип автономии воли сторон.

В зависимости от используемого транспорта договор международной перевозки подразделяется на отдельные виды. Соответственно принято различать договоры желез­нодорожной, автомобильной, воздушной и морской перевозок. Каждый из указанных видов договоров, в свою очередь, подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров и багажа.

10.2. Международные железнодорожные перевозни.

К числу наиболее важных международных соглашений в области железнодорожного транспорта относятся Берн­ские конвенции о железнодорожных перевозках грузов (МГК) 1890 г. и пассажиров (МПК) 1923 г. Их участниками явля­ются большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки.

Принято Соглашение о железнодорожных перевозках (да­лее — Соглашение КОТИФ), которым были пересмотре­ны тексты Бернских конвенций и Дополнительного со­глашения к МПК 1966 г. об ответственности железных до­рог при перевозках пассажиров.

Соглашение КОТИФ 1980 г. имеет два приложения:

1) Приложение А — определяет условия перевозок пас­сажиров (Единые правила МПК);

2) Приложение В — определяет условия перевозок гру­зов (Единые правила МГК).

Странами Ближнего Востока заключено Соглашение о железнодорожных перевозках грузов (ТСЛИ). Этими страна­ми разработан и принят также общий тариф для междуна­родных пассажирских перевозок.

Страны — бывшие члены СЭВ при осуществлении же­лезнодорожных перевозок руководствуются принятыми ими в 1950 г. Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС).

Между государствами, не являющимися участниками многосторонних транспортных конвенций, как правило, заключаются двусторонние соглашения.

Соглашением КОТИФ определены условия перевозок грузов международного сообщения.

Железные дороги обязаны производить перевозку гру­зов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ: грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются в упакованном виде; перевозимый груз должен иметь соответствующую маркировку, а транспортная документация — необходи­мые реквизиты и т. д. Особые правила установлены для перевозок опасных грузов.

Общие сроки доставки грузов составляют: для грузов большой скорости — 400 км, для грузов малой скорости — 300 км в сутки. Железным дорогам предоставлено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки.

Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить.

В случае несохранности груза предел возмещения ущерба установлен в размере 50 франков за килограмм веса.

Если имела место просрочка в доставке груза, желез­ная дорога выплачивает штраф в пределах провозной пла­ты, но не более 50 франков за отправку. При наличии убыт­ков возмещение их допускается в пределах двойной про­возной платы.

В случае несохранности багажа ответственность желез­ной дороги ограничена при недоказанности убытков в раз­мере 20 франков, а в случае доказанности убытков — в размере 40 франков за килограмм веса.

Имущественная ответственность железной дороги за причинение вреда здоровью пассажира определяется шг законодательству той страны, где имел место несчастный случай. Предельный размер такой ответственности пере­возчика установлен в размере 200 тысяч франков на одно­го потерпевшего.

Соглашением КОТИФ установлены порядок и условия предъявления претензий и исков к железной дороге.

Срок исковой давности установлен в 1 год. При этом течение этого срока приостанавливается на время, рассмот­рения претензии перевозчиком.

По правилам СМГС (в отличие от Соглашения КОТИФ) предел имущественной ответственности железной дороги не установлен: при несохранности груза вред возмещается в пределах его действительной стоимости. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом. При просрочке в доставке груза железная дорога уплачивает штраф в определенном проценте от провозной платы.

Правилами СМГС предусмотрен 9-месячный срок для предъявления претензий и исков, а по требованиям о про­срочке в доставке грузов - 2-месячный срок. Железная доро­га обязана рассмотреть претензию перевозчика в 180-днев­ный срок. На это время течение срока исковой давности приостанавливается. Право на предъявление иска в суд у владельца груза возникает только тогда, когда железная дорога отклонила претензию либо не дала ответ в установ­ленный срок;

Если груз следует через страны, осуществляющие Же­лезнодорожные перевозки по правилам СМГС, в страны, осуществляющие перевозки по Соглашению КОТИФ, в этом случае перевозка грузов международного сообщения переоформляется на входных пограничных станциях стран-участниц соответствующих соглашений.

Республика Беларусь имеет двусторонние соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажир­ском сообщении с некоторыми пограничными государст­вами. В частности, такие соглашения Республикой Бела­русь заключены с Украиной, Россией, Польшей.