logo
MChP_Tikhinya

16.1. Правовое регулирование условий труда / иностранцев

В правовом регулировании международных трудовых отношений важную роль играют конвенции Международ­ной организации труда (МОТ):

♦ Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принуди­тельного труда»;

♦ Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минималь­ной заработной платы»;

♦ Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы»;

♦ Конвенция МОТ № 47 «О сокращении рабочего вре­мени до сорока часов в неделю»;

♦ Конвенция МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках». Ими установлен^ минимальные стандарты трудовых

отношений.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнан­ных принципов международного права в сфере трудовых отношений. Согласно ст. 8 Трудового кодекса Республики Беларусь, если международным договором Республики Беларусь или конвенцией МОТ, участницей которой яв­ляется Республика Беларусь, установлены иные правила, чем это предусмотрено белорусским законодательством о труде, то применяются правила соответствующего между­народного договора или конвенции.

В международных трудовых отношениях используются следующие основные коллизионные привязки; место за­ключения трудового контракта; гражданство работодате-, ля; место нахождения сторон; место работы.

В современных условиях самая распространенная в сфе-1ре трудовых отношений коллизионная привязка — закон страны места работы. Она закреплена в национальном за­конодательстве Австрии, Венгрии, Испании, Нидерлан­дов, Чехии, Швейцарии и других стран.

По общему правилу под термином «закон страны места |рэботы» понимается закон страны места нахождения пред-Цприятия, где работает трудящийся.

В ряде стран применяется принцип «близкой связи с контрактом». Участники трудового отношения с иностран­ным элементом могут руководствоваться принципом ав­тономии воли сторон, согласно которому стороны при заключении контракта могут договориться между собой, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры.

Для трудовых отношений работников международного транспорта используются специальные коллизионные при­вязки:

♦ закон флага судна — на морском транспорте;

♦ закон места регистрации судна — на морском и воз­душном транспорте;

♦ закон перевозчика — на железнодорожном и автомо­бильном транспорте.

В настоящее время коллизионные нормы трудового права включены во многие международные соглашения.