logo
MChP_Tikhinya

10.5. Международные морские перевозки

Транспортными конвенциями регламентированы в ос­новном три сферы морских перевозок:

во-первых, развитие торгового судоходства;

во-вторых, безопасность мореплавания;

в-третьих, имущественная ответственность морского перевозчика (судовладельца) за причиненный ущерб.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. является од­ним из важнейших достижений мирового сообщества и образно названа «ХАРТИЕЙ МОРЕЙ».

В области морских перевозок грузов наиболее крупны­ми транспортными конвенциями являются:

Брюссельская конвенция об унификации некоторых пра­вил о коносаменте от 25 августа 1924 г. (далее — Брюссель­ская конвенция 1924 г.);

Брюссельский протокол от 23 февраля 1968 г., внесший изменения в Брюссельскую конвенцию 1924 г. (далее — Брюссельский протокол 1968 г.);

Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций от 6 апреля 1974 г. (далее — Конвенция о Кодексе 1974Т.);

Конвенция ООН о морской перевозке грузов от 30 марта 1978 г. (далее — Гамбургские правила).

Основные условия морских пассажирских перевозок регулируются следующими транспортными конвенциями:

Международная конвенция об унификации некоторых пра­вил, относящихся к перевозке пассажиров морем, от 29 ап­реля 1981 г. (далее — Конвенция 1981 г.);

Международная конвенция об унификации некоторых пра­вил о перевозке морем багажа и пассажиров от 27 мая 1967 г. (далее — Конвенция 1967 г.);

Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. (далее — Афинская конвенция 1974 г.).

Основы правового режима торгового судоходства закре­пляются в двусторонних соглашениях о торговле и море­плавании. Этими соглашениями предусматривается взаим­ное предоставление национального режима судам другой страны, оказание помощи при авариях на море и т. д.

Многие условия международных морских перевозок регулируются нормами внутреннего (национального) за­конодательства, в частности морскими, торговыми кодек­сами соответствующих государств.

При международных морских перевозках широко ис­пользуются морские обычаи (например, обычаи морских портов). Некоторыми международными организациями специально издаются своды обычаев в области морского транспорта.

На морском транспорте сложились две основные фор­мы его эксплуатации:

а) нерегулярное (трамповое) судоходство, при кото­ром морское судно выполняет одиночные рейсы на пере­менных направлениях;

б) регулярное (линейное) судоходство, при котором движение морских судов осуществляется между определен­ными портами по заранее объявленному расписанию.

Международные морские перевозки грузов могут осу­ществляться по чартеру или по коносаменту.

С помощью чартера осуществляется морская перевозка крупных партий грузов. Поэтому при такого рода перевоз­ках предоставляется все судно или его часть. Международ­но-правовой практике известны различные виды чарте-ров: рейсовый чартер, тайм-чартер и др.

Морские перевозки грузов по коносаменту регулируют­ся рядом транспортных конвенций. Среди них основной конвенцией по коносаменту является Брюссельская кон­венция 1924 г. Данной Конвенцией установлен перечень реквизитов, который должен включаться в коносамент как транспортный документ (основные сведения о перевози­мом грузе, число мест либо количество или вес, внешнее состояние груза и т. д.). В коносамент могут включаться ого­ворки участников договора перевозки.

Согласно Брюссельской конвенции 1924 г., коносамент выдается морским перевозчиком после принятия груза. Поэтому коносамент является документом наличия дого­вора перевозки и удостоверяет факт принятия груза. -

В зависимости от того, осуществляется морская пере­возка на основании чартера или без такового, различают коносаменты чартерные и линейные.

По способу обозначения грузовладельца коносаменты делятся на именные, ордерные и предъявительские. Осо­бым видом коносамента являются так называемые пря­мые (сквозные) коносаменты. Они предусматривают вы­полнение перевозок грузов несколькими перевозчиками.

Международное законодательство о морских пассажир­ских перевозках (в отличие от законодательства о морских перевозках грузов) менее разработано. Международные конвенции о перевозках пассажиров морем регламентиру­ют лишь некоторые условия пассажирских перевозок: от­ветственность судовладельца перед пассажиром, сроки ис­ковой давности, порядок разрешения возникающих споров.

Конвенция 1981 г. установила предел имущественной ответственности морского перевозчика перед каждым пас­сажиром в размере 250 тысяч франков.

Правовые вопросы перевозки багажа и ручной клади решены Конвенцией 1967 г., согласно которой предел имущественной ответственности судовладельца для руч­ной клади установлен в размере 10 тысяч франков, транс­портных средств — 30 тысяч франков, других предметов — 16 тысяч франков на пассажира.