В отношении проблем и перспектив имплементации новой редакции Рекомендаций фатф в национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭс
На наш взгляд, к числу основных проблем, препятствующих более полной и своевременной имплементации новых Рекомендаций ФАТФ в национальное законодательство России и других государств - членов ЕврАзЭС, можно отнести следующие:
1. Не апробирована в должной мере, на наш взгляд, Методология взаимной оценки соответствия обновленной редакции стандартов ФАТФ.
2. Коррупционный фон и существенная доля теневой экономики в государствах - участниках ЕврАзЭС.
3. Проблема кадров в сфере ПОД/ФТ как в госаппарате, так и в частном секторе.
4. Общая фрагментарность постсоветского пространства и отсутствие четкой взаимосвязи между существующими форматами интеграционных инициатив России.
5. Отсутствие четких концепций развития национальных систем ПОД/ФТ с увязкой в рамках интеграционных проектов (ЕАГ, Совет руководителей подразделений финансовых разведок государств - участников СНГ) на постсоветском пространстве.
6. Различное понимание специфики и отражения смежных тем (например, финансирование экстремизма) в законодательстве в сфере ПОД/ФТ государств - участников.
7. Несогласованность интересов и позиций частного и государственного секторов применительно к внутренним (например - реорганизация надзорного блока за финансовыми рынками в России) и внешним (например проблема FATCA) факторам влияния, невозможность прийти к консолидированному мнению.
8. Политический фактор, когда эффективные инструменты (например, прямая экстрадиция по запросам ведомств) используются в политических целях, нелегитимных с точки зрения западных стран и международных институтов, занимающихся проблемой защиты прав человека, что может привести к дискредитации таких механизмов.
9. Отсутствие на политическом уровне руководства государств ЕврАзЭС политической воли к выработке консолидированного подхода к рассмотрению на субрегиональном уровне (а не ограничиваясь уровнем национальной юрисдикции) проблемно-тематических сфер с последующим построением консолидированной политики на уровне глобальном, в том числе в сфере ПОД/ФТ.
Для совершенствования процесса имплементации новой редакции Рекомендаций ФАТФ в национальные законодательства государств-членов ЕврАзЭС с учетом интересов данных стран, на наш взгляд, целесообразно выполнить следующие рекомендации:
1. Необходимо изменение концептуального подхода с постановкой во главу угла субрегионального уровня при имплементации стандартов ФАТФ. В рамках субрегионального уровня необходимо с учетом особенностей родственных правовых систем большинства государств постсоветского пространства (включая государства ЕврАзЭС) выработать единый подход к имплементации стандартов ФАТФ, отражающий интересы государств - участников ЕврАзЭС. Этот процесс должен включать гармонизацию нормативно-правовой базы и практики ее применения. Мы полагаем, что замыкание только на уровень национальной юрисдикции, что имеет место в мире сейчас (поскольку в стандартах ФАТФ, на наш взгляд, явно не содержится рекомендации странам вырабатывать политику в области ПОД/ФТ в рамках межгосударственных интеграционных образований), чревато для стран ЕврАзЭС прямыми потерями - репутационными, имиджевыми, а в перспективе - и вмененным комплексом досанкционных (периодичность представления отчетов о прогрессе) и санкционных мер по линии ФАТФ. Аналогичная ситуация, имевшая место при вступлении ряда стран ЕврАзЭС в ВТО, может быть разрешена только на субрегиональном уровне, когда явным лидером будет выступать Россия, имеющая статус полноправного члена ФАТФ и являющаяся бесспорным лидером на постсоветском пространстве. Данного подхода, на наш взгляд, требует и перспектива расширения Таможенного союза за счет остальных участников ЕврАзЭС, поскольку большинству стран необходимо как минимум "подтянуться" до уровня России, а России - выработать консолидированную политику и отстаивать интересы государств ЕврАзЭС в формате ФАТФ с позиций субрегионального уровня. В противном случае мы рискуем при оценке национальной юрисдикции "в отрыве" от Таможенного союза получить, например, оценку в виде "не соответствует" в части отсутствия таможенного контроля между государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, например, по Рекомендации 32 ("Курьеры наличных").
2. Мы полагаем, что со стороны Российской Федерации делаются правильные шаги в виде развития потенциала ЕАГ, создания Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств - участников СНГ, которые без сомнения будут способствовать имплементации новой редакции стандартов ФАТФ на пространстве ЕврАзЭС. Вместе с тем мы рекомендуем использовать потенциал данных структур совместно с потенциалом уже существующих интеграционных структур, связанных с Таможенным союзом - собственно ЕврАзЭС, Советами руководителей таможенных служб ЕврАзЭС и СНГ и др. Необходимо уходить от практики фрагментарности интеграционных институтов и отсутствия взаимосвязи между ними.
3. Как мы уже отмечали, для финансово-промышленных групп (и их филиалов) необходимо вырабатывать не обособленные программы по ПОД/ФТ, которые разнились бы от страны к стране, а как минимум программы субрегионального уровня, корреспондирующиеся с отраслевыми программами каждой национальной юрисдикции. Отраслевые же программы различных национальных юрисдикции должны быть максимально гармонизированы, как и законодательство в области ПОД/ФТ.
4. С учетом того что с середины 2013 г. произошло замещение Российской Федерацией позиции Президента ФАТФ сроком на 1 год, мы полагаем, что необходимо использовать данную возможность, учитывая отсутствие методологии проведения взаимных оценок, для максимально возможного отстаивания позиций государств - членов ЕврАзЭС, предварительно проведя гармонизацию национальных систем ПОД/ФТ.
5. Мы также полагаем, что необходимо при апробации методологии проведения взаимных оценок максимально учесть особенности правовых систем стран ЕврАзЭС, для чего пост Президента ФАТФ будет, на наш взгляд, весомым инструментом.
6. Мы также полагаем, что в рамках субрегионального уровня необходимо выделить с учетом географического фактора (территориальная привязка) особые зоны риска (например - т.н. северный путь афганского наркотрафика) и разработать комплексное решение проблемы субрегионального уровня, сочетающее меры, связанные с ПОД/ФТ, таможенным и пограничным контролем. Изолированные меры, предпринимаемые отдельной национальной юрисдикцией, при том что организованная преступность оперирует на глобальном уровне, будут малоэффективны. Такой комплексный подход позволит повысить устойчивость национальных систем ПОД/ФТ и эффективно подготовиться к проведению мероприятий взаимной оценки.
7. В конечном счете при разработке методологии взаимных оценок странам ЕврАзЭС целесообразно лоббировать политику оценки страны с учетом ее специфики и в привязке к субрегиональному уровню. В перспективе же при проведении взаимных оценок ФАТФ основной акцент должен быть, на наш взгляд, смещен с уровня обособленной национальной юрисдикции на субрегиональный уровень с последующим переходом на уровень глобальный.
8. По нашему мнению, практически все существующие сегодня в мире субрегиональные структуры (ЕС, НАФТА, Меркосур и др.) в перспективе будут усиливать процесс глобализации и способствовать поляризации мира, что будет менять внешнее и внутреннее окружение, в том числе и для сферы ПОД/ФТ, включая институты данной сферы всех уровней. Руководству Российской Федерации и стран ЕврАзЭС необходимо добиваться, чтобы Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС рассматривался как самостоятельный субъект ПОД/ФТ с точки зрения ФАТФ, заложив соответствующие предпосылки в период президентства России в ФАТФ и активно участвуя в работе данной структуры впоследствии. Поэтому Российской Федерации и странам ЕврАзЭС уже сегодня необходимо, осознав данную перспективу, непоколебимо и последовательно реализовывать свои интересы и интересы своих партнеров, как это делается, например, под дальновидным руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина и при непосредственном участии и координации Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева в деле освоения и отстаивания интересов Российской Федерации в Арктическом пространстве*(185).
9. Мы полагаем, что разработка ориентированной на субрегиональные группы методологии ФАТФ, которая позволит в перспективе осуществить корректировку стандартов ФАТФ в соответствии с требованиями времени и учетом перспектив завтрашнего дня (процессы глобализации), гармонизация законодательства и выработка консолидированного подхода субрегионального уровня в рамках постсоветского пространства (прежде всего ЕврАзЭС) позволят и на текущем этапе развития мировой системы ПОД/ФТ наилучшим образом имплементировать существующие сегодня обновленные стандарты с учетом специфики и особенностей правовых систем государств ЕврАзЭС.
- Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕврАзЭс Введение
- 1.2. Конвенция оон о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
- 2. Правовые и институциональные основы формирования системы под/фт в ес и других интеграционных образованиях
- 2.1. Рекомендации фатф как международный стандарт по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Опыт применения в ес
- 2.2. Деятельность иных международных организаций в области под/фт
- 3. Заимствование международного опыта для создания организационно-правовых основ под/фт в ЕврАзЭс
- Европейская система финансового надзора
- Европейский Комитет системных рисков
- Орган по банковскому надзору
- Объединенный комитет Европейских надзорных органов
- 1.2. Институциональные основы под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(48)
- 1.2.1. Сравнительный анализ современного состояния институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(49)
- Российская Федерация*(57)
- Белоруссия*(75)
- Казахстан*(77)
- Кыргызская Республика*(86)
- Республика Таджикистан*(88)
- Субрегиональный институциональный уровень под/фт на пространстве ЕврАзЭс*(95)
- Исследование путей и перспектив формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭс
- Рассмотрение вопросов взаимодействия национальных подразделений финансовой разведки в рамках ЕврАзЭс
- 2. На ключевое место в новой редакции Рекомендаций выходит проблематика внедрения и применения риск-ориентированного подхода (Рекомендация 1)
- 3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления
- 4. В соответствии с новой редакцией стандартов фатф (Рекомендация 5) уточнено понятие преступления финансирования терроризма
- 5. Повышение требований к прозрачности публичных должностных лиц / политически значимых лиц
- 6. Повышение прозрачности юридических лиц
- 7. Повышение прозрачности безналичных переводов
- 8. Требования к финансовым группам по вопросам под/фт
- 9. Расширение международного сотрудничества
- Особенности имплементации новых Рекомендаций фатф в национальное законодательство России и других государств - членов ЕврАзЭс
- 1.4. Актуальные вопросы взаимосвязи и координации политики в области под/фт/фрому и антикоррупционной политики в ЕврАзЭс*(152)
- Выводы в отношении гармонизации национального законодательства государств - членов ЕврАзЭс сфере под/фт
- В отношении развития институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс
- В отношении проблем и перспектив имплементации новой редакции Рекомендаций фатф в национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭс
- Глава II. Проблемы и перспективы развития национальной системы под/фт применительно к банковскому сектору России
- 2.1. Особенности реализации международных противолегализационных процедур в российской банковской практике
- 2.2. Сущность, факторы и виды банковских рисков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
- Особенности проявления операционного риска при реализации в кредитной организации внутреннего контроля в целях под/фт
- 2.3. Инструменты управления специфическими банковскими рисками в области под/фт
- 2.4. Развитие нормативно-правового регулирования деятельности российских банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем