logo search
Seminar(1)

1. Общая характеристика федерального законодательства

Федеральное законодательство в области информации не выделяет особо проблему предпринимательства. В тоже время во многих федеральных законах имеются нормы, практически регламентирующие информационные отношения, возникающие в процессах информационного обеспечения предпринимательства.

За 2007-2008 годы общий закон в области информации не изменился. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ч.1 ст. 8) закрепляет в общее правило, что «граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Ранее специально предпринимательству был посвящен ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием 24 июля 2007 года ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В нем предусмотрено формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает, что субъектам малого и среднего предпринимательства может быть оказана информационная поддержка (статья 19). Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

1) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

7) иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).

Вся перечисленная информация является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции.

В данный ФЗ уже внесены изменения в связи с принятием ФЗ от 22 июля 2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Согласно изменениям, решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети "Интернет". В связи с установлением преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства предусматривается формирование новых перечней имущества. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Для данного периода характерна систематизация публикуемой государством информации посредством размещения на официальных сайтах органов власти, причем в ряде случаев предпринята попытка соединения информации в едином источнике. Так, согласно изменениям в ФЗ «О концессионных соглашениях» от 30.06.2008 года Правительством Российской Федерации определяется официальный сайт в сети "Интернет", на котором размещается информация о проведении всех открытых конкурсов.

26 декабря 2008 года принят новый ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем утратил силу ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В законе предусматривается организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора), информирование о результатах проводимых проверок. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности необходимо уведомление о ее начале (в том числе издательская и полиграфическая деятельность, а также деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий). Это уведомление представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или оказания услуг. Закон определяет порядок организации проверок по их видам (плановая и внеплановая, документарная и выездная), а также порядок оформления результатов проверки. При проведении проверки должностное лицо не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ.

22 декабря 2008 года принят ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». К информации о деятельности судов, доступ к которой ограничен, относятся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. В сети Интернет должны размещаться сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде. А также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства). Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, из них исключаются персональные данные (вместо них используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса). В отношении актов арбитражных судов такой меры не предусмотрено.

Вообще, в 2008 году поддержка малого и среднего предпринимательства стала одним из приоритетов государственной политики, что выразилось в создании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (2 апреля 2008, 27 октября 2008).