logo
Seminar(1)

1.2 Виды рекламы

Главная цель любого рекламного сообщения - привлечь внимание потребителей к конкретному товару, услуге или фирме, сформировать доброжелательное отношение к ним. Реклама, как правило, является оплаченной информацией.

Интересно, что для целей налогообложения российское законодательство имеет иное определение рекламы - более правильно отражающее ее суть и более последовательное в историческом плане, дающее перечень видов рекламы. Рекламой признаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации печати, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания), каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка, световая фиксированная строка), имущества физических лиц[1].

В данном случае необходимо рассмотреть более подробно виды ненадлежащей рекламы, т.к. ненадлежащая реклама является опасным общественным явлением, и, в конечном итоге, ФЗ «О рекламе направлен на то, чтобы оградить граждан от этого явления.

При осуществлении коммерческой деятельности, особенно в условиях развивающейся конкуренции, при естественном желании предпринимателя продать как можно больше товаров, работ, услуг, занять лучший сегмент рынка, опередить конкурента, возможны различные формы введения потребителей в заблуждение в рекламе. Исходя из этого, рекламодатель должен аккуратно относиться ко всем сведениям, содержащимся в рекламе

Любая реклама, не соответствующая требованиям закона, является ненадлежащей. Такая реклама не допускается. Видами ненадлежащей рекламы являются:

• недобросовестная реклама;

• недостоверная реклама;

• заведомо ложная реклама;

• неэтичная реклама,

• скрытая реклама.

Наиболее опасным для потребителя является случай заведомо ложной рекламы.

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. За распространение такой рекламы с 1 января 1997 года установлена уголовная ответственность.

Недобросовестная реклама - это реклама, нарушающая законные права и интересы хозяйствующих субъектов, в той или иной степени препятствующая свободному развитию рынка и конкуренции

Недобросовестной является реклама, которая дискредитирует фирмы и граждан, которые не пользуются рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с другим товаром (товарами), а также содержит высказывания или образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара путем имитации (копирования или подражания) рекламы других товаров или фирм. Это может быть имитация общего проекта рекламы, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, вводит потребителей в заблуждение, пользуясь недостатком у них опыта и специальных знаний, в том числе путем утаивания в рекламе части существенной информации.

Вспомните рекламный ролик известной фирмы, в котором два мальчика используют разные гигиенические средства для лица: один умывается мылом, а другой пользуется лосьоном Клерасил. В итоге один гуляет с девушкой, а другой вынужден скрывать появившиеся прыщи под шлемом. Этот ролик был признан некорректным, т. к. рекламодатель играл на подростковых комплексах, дискредитируя людей, не пользующихся рекламируемым лосьоном;

Недостоверная реклама - реклама, содержащая сведения, не соответствующие действительности. Законодатель стремится к буквальной точности информации, предоставляемой потребителю в рекламе, к примеру, требуется документальное подтверждение даже в отношении употребления отдельных слов в рекламе, таких как: «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и т. п. При невозможности документально подтвердить, что товар действительно «лучший» по рекламируемому параметру (закон не определяет характер документального подтверждения: должны ли это быть данные независимых испытаний или собственных исследований компании).

Недостоверные сведения могут касаться:

• состава, способа и даты изготовления товара, его назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количества, места происхождения;

• наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанном в рекламе периоде времени и месте (например, сообщается, что товар можно приобрести в магазине по такому-то адресу, но там его в продаже нет);

• цены товара на момент распространения рекламы;

• дополнительных условий оплаты;

• условий доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара (например, реклама утверждает, что доставка товара производится бесплатно, на деле же за нее приходится платить);

• гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности (например, в рекламе указано, что гарантия на всю продаваемую в магазине технику 3 года, на деле же на ряд моделей установлена гарантия только один год);

• прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;

• официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;

• ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение специалистов. В частности, недостоверными считаются ссылки на действительно имевшие место, но устаревшие одобрения или рекомендации;

• сравнений с другим товаром или товарами;

• ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;

• фактического размера спроса на товар;

• информации о самом рекламодателе;

• информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии.

Недостоверным может быть также использование результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций, а также статистических данных, если они представлены в виде, преувеличивающем их обоснованность, или если эти результаты могут по-разному трактоваться.

Реклама может быть признана недостоверной вне зависимости от наличия умысла рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя. При наличии умысла указанных лиц реклама признается заведомо ложной. Это влечет за собой применение к виновному более суровых мер ответственности. «Бремя» проверки достоверности и законности указаний рекламодателя по производству рекламы лежит на рекламопроизводителе. Рекламопроизводитель обязан информировать рекламодателя об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению законодательства РФ о рекламе.

Неэтичная реклама - это реклама, не соответствующая моральным принципам, нравственным устоям общества. Несоответствие может быть выражено, во-первых, в нарушении общепринятых норм гуманности и морали «путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц», а также в том, что реклама «порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние», «порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы», «порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар»[2].

После выхода на экраны серии роликов с рекламой напитка Херши, на телевидение посыпались письма от возмущенных учителей. Они утверждали, что выставляя учителей в неприглядном виде, реклама дискредитирует профессию учителя.

К сожалению, в законе не нашел отражения принцип уважения частной жизни, заключающийся в том, что ни одно лицо не может быть использовано в рекламных целях (например, изображено в рекламе) помимо его согласия.

В настоящее время лицо, чье изображение, моменты частной жизни были незаконно использованы для производства рекламы, может воспользоваться для своей защиты нормами, закрепленными в Гражданском кодексе, а именно, в статьях 150-152 ГК РФ, где говорится, что «нематериальные блага, » т. е. «... неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна,... иные неимущественные права... », «защищаются в соответствии с Кодексом и другими законами... »[3]

Хотя в Законе «О рекламе» подобного пункта нет, в российской судебной практике уже начали появляться первые дела, связанные с незаконным использованием в рекламной компании элементов (образов) частной жизни лиц без их согласия. В декабрьском номере газеты «Рекламист» за 1994 год приведен такой пример: в Пресненский межмуниципальный народный суд г. Москвы поступило заявление от истица, согласно которому истец просил возместить ему моральный вред, возникший в связи с использованием его изображения без его согласия в рекламной компании одного из банков. Истец выиграл суд и получил денежную компенсацию за причиненный моральный вред. Кроме того, суд обязал банк снять все рекламные щиты с изображением этого человека.

Иногда в средствах массовой информации встречаются явно рекламные материалы, представленные, однако, как журналистские статьи, обзоры, репортажи и т. п. Кроме того, технически возможно создание рекламной продукции, которая оказывает влияние на потребителя, причем сам потребитель не осознает, что на него воздействуют (например, путем специальных видеовставок, двойной звукозаписи и т. п. ). Все материалы такого рода, то есть реклама, которая не осознается потребителем именно как реклама, называются скрытой рекламой. Закон РФ «О рекламе» подобную рекламу запрещает. Запрет на скрытую рекламу вполне логичен. Цель рекламы - побуждение потребителя к определенным действиям. Естественно, что эти действия должны осуществляться потребителем осознанно, в соответствии с собственной волей[4].

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» редакции не имеют права взимать плату за публикацию рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.