2. Основные условия соглашений о разделе продукции.
Закон «О соглашениях о разделе продукции» достаточно подробно регулирует прочие условия соглашения, срок действия соглашения, условия пользования участком недр, порядок заключения соглашения, раздел продукции, условия проведения работ, права собственности инвестора, предусматривает стабильность условий соглашения, государственные гарантии прав инвесторов, контроль за исполнением соглашения, ответственность сторон, содержит нормы по разрешению споров.
СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ
Сторонами соглашения являются государство, в нашем случае, Российская Федерация и инвесторы.
От имени государства выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр.
Инвесторами являются «граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения»
Следует отметить, что Закон «О соглашениях о разделе продукции» впервые вводит в группу потенциальных инвесторов объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица.
Необычность субъектного состава соглашений о разделе продукции состоит не только в том, что они заключаются очень разными субъектами: с одной стороны - государством, а с другой - частным инвестором, которым может быть не только юридическое лицо, но и гражданин, но также и в том, что государство может заключить соглашение с объединением юридических лиц, не являющихся единым правовым субъектом.
Взаимоотношения сторон соглашения регулируется ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.
Ст. 16 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года предусматривает передачу прав и обязанностей. Это значит, что инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности любому юридическому лицу с согласия государства, при условии, что эти лица располагают ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
В соответствии со ст. 9 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.
Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
К вывозу подлежит компенсационная, а также часть прибыльной продукции, приходящаяся на долю инвестора, причем та ее часть, которая остается после уплаты налога на прибыль.
К числу основных выгод инвестора, обеспечиваемых Законом «О соглашении о разделе продукции», относится неограничиваемое право экспортировать из России ту продукцию, которая принадлежит ему на праве собственности.
Право собственности на имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость этого имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, предусмотренных соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право пользоваться таким имуществом на безвозмездной основе для работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.
Согласно ст. 11 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением.
Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.
В случае перехода к государству права собственности на указанное имущество это имущество относится к федеральной собственности. Порядок дальнейшего использования указанного имущества определяется Правительством Российской Федерации». А также «вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству».
Российское государство гарантирует инвестору защиту его имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На него не распространяются действия нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, законов и актов субъектов РФ, а также местного самоуправления, если эти акты ограничивают права инвестора.
ПРОЦЕДУРА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
Процедура и порядок заключения соглашений регулируются ст. 6 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года. Соглашения заключаются в соответствии с законодательством РФ, таким образом, возможности применить любое право кроме российского нет.
Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, на условиях данных мероприятий, которые являются обязательными для сторон. Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов. Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.
Закон предусматривает, что соглашения могут заключаться вне конкурса, и они утверждаются федеральным законом.
Проект соглашения по каждому объекту недропользования готовит Комиссия, создаваемая Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, эксперты и консультанты. Инвестор в состав Комиссии не входит.
Стороны должны предусматривать в соглашении условие, что не менее 70 процентов технологического оборудования в стоимостном выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки (если это предусматривается соглашением), приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по соглашению, должно быть российского происхождения. Данное положение не распространяется на использование объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство и приобретение которых не предусмотрены соглашением.
Заключение о разделе продукции в большинстве случаев регулируется Законом «О соглашениях о разделе продукции», Законом от 21 июля 1997 года «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» и законом, утверждающим конкретные соглашения.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Инвестиционный климат России считается малоблагоприятным, особенно нестабильно в этом отношении налоговое законодательство.
Согласно ст. 13 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «при выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), плату за геологическую информацию о недрах, ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.
При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок зачисления указанных в настоящем пункте платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации определяется бюджетным законодательством Российской Федерации».
Как видно из текста статьи, объектом налогообложения является стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения, при этом из нее вычитается сумма платежей инвестора за пользование заемными средствами, его разовых платежей при пользовании недрами, а также сумма других невозмещаемых инвестору в соответствии условиям соглашения затрат.
Налогом не облагаются суммы превышения фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной и суммы выплаченных дивидендов.
Налог на прибыль уплачивается соответствующей долей продукции по ставке на дату подписания соглашения.
В целом налоговая система, предложенная российским законодательством, устраивает иностранных инвесторов.
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
В соответствии со ст. 22 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах)».
Необходимо обратить внимание на ст. 23, которая предусматривает «отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения».
3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ.
Переход России к рыночной модели экономики потребовал создания в кратчайшие сроки адекватного правового регулирования всего сложного комплекса отношений, связанных с поиском, разведкой и добычей на территории страны разнообразных минеральных ископаемых.
Существенное изменение экономических условий привело к поискам принципиально новых правовых инструментов управления этой группой отношений.
Актуальность проблеме придавала и та особая роль, которая традиционно принадлежит в российской экономике добывающим отраслям, а также жесткая зависимость ряда других отраслей хозяйства от экспорта сырья, в первую очередь энергоносителей.
Однако создать на практике необходимый правовой механизм оказалось непросто.
Экономические трудности переходного периода в совокупности с частично сохранившейся и поныне недостаточной урегулированностью взаимоотношений между центральными и региональными органами государственной власти и управления длительное время препятствовали решению проблемы.
Важным практическим шагом на этом пути стало принятие 24 декабря 1993 года Президентом России Указа № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами». Как указано в преамбуле этого акта, он должен применяться «в период до вступления в действие законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок применения таких соглашений». Таким образом, с момента вступления в силу упомянутого Федерального закона Указ может представлять интерес лишь в историческом аспекте. Тем не менее, мы будем обращаться к отдельным положениям этого документа, чтобы проследить некоторые тенденции правового регулирования в рассматриваемой сфере.
Организационно-правовые и политические условия последующих лет воспрепятствовали реализации названного Указа. Достаточно вспомнить, что он был принят почти одновременно с Конституцией Российской Федерации в декабре 1993 года, когда важнейший вопрос - о разграничении полномочий между центром и регионами - лишь начал осознаваться властями и общественностью во всей своей глубине и остроте.
В соответствии с Указом распределение части минерального сырья (или его стоимостного эквивалента), полученной государством в результате раздела продукции, должно было осуществляться «на основе не являющихся частью соглашения специальных договоров между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Устанавливалось также, что распределение взимаемых с инвестора налога на прибыль и платы за право пользования недрами должно было осуществляться «в соответствии с действующим законодательством с зачислением их в соответствующие бюджеты».
Иными словами, отношения между органами исполнительной власти, выступающими в качестве единой стороны договора о разделе продукции, отделялись от самого соглашения, их регулирование переносилось в специальные договоры и не влияло на содержание базового соглашения.
Указ не предписывал соответствующим органам заключать подобные договоры в обязательном порядке. Не было также определено соотношение средств, поступающих соответственно в федеральный и региональные бюджеты в виде платежей от налога на прибыль и платы за пользование недрами. Все это вновь ставило местные органы в неопределенное и зависимое положение.
Правовые отношения в области недропользования между субъектами разного уровня стали предметом регулирования Федеральным законом от 3 марта 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах». Рассматриваемый круг проблем затрагивается в ряде статей этого Закона. В частности, в статье 11 предусматривается возможность заключения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в области недропользования. До заключения таких договоров разграничение полномочий осуществляется исходя из положений упомянутого Закона.
Большое внимание в этом Законе уделено и определению компетенции органов государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений по недропользованию.
Тенденции последних лет в области нормативного закрепления разграничения компетенции центральных и региональных органов власти, в частности в использовании недр, существенно повлияли на общую концепцию и отдельные положения Закона «О соглашениях о разделе продукции».
Таким образом, участие региональных органов власти на этапе подготовки и подписания соглашения о разделе продукции обеспечивается в полной мере.
Что касается стадии реализации проекта, то согласно п. 7 ст. 7 в целях координации деятельности по выполнению работ в рамках соглашения сторонами может быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются соглашением.
Создание управляющего комитета должно предусматривать равное участие со стороны государства представителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это важное положение свидетельствует о стремлении законодателя закрепить паритетное участие центра и регионов на стадии реализации рассматриваемых соглашений.
Содержащееся в Федеральном законе предписание соответствующим властным органам заключить между собой договор в срок, не превышающий 30 дней с момента вступления в силу соглашения с инвестором, позволяет уже на стадии подготовки проектов этих документов блокировать возможные попытки представителей центра ущемить права и законные интересы регионов. Следствием подобных действий центральных властей может стать отказ органа власти субъекта Федерации скрепить своей подписью соглашение с инвестором, а также в случае пропуска Правительством срока заключения договора обжалование его действий в судебном порядке.
В этой связи закономерен вопрос о правовой природе договора о распределении государственной доли произведенной продукции, подлежащего заключению между Правительством Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Федерации.
Исходя из того, что сторонами договора выступают органы исполнительной власти государства, то есть носители административно-властных полномочий, такой договор следовало бы отнести к так называемым административным договорам, или к административно-правовым соглашениям
Возможность возникновения подобного сложного состава видится и в случае заключения договора о распределении государственной доли произведенной продукции. Наиболее вероятно, что реальное распределение продукции будет производиться после издания на основе и во исполнение договора индивидуальных правовых актов властного характера обоими органами исполнительной власти. По предварительному согласованию между этими органами возможно издание одного акта, например правового акта Правительства Российской Федерации.
Признание административно-правового характера такого договора не лишает стороны, прежде всего орган исполнительной власти субъекта Федерации как более уязвимую сторону данного договора, права защищать свои интересы в судебном порядке. В частности, такую возможность предоставляет Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, устанавливающий в ч. 1 ст. 22, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, в том числе споры между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
Итак, следует признать возможность двух разных подходов к определению природы указанного договора: административно - правового и гражданско-правового. По-видимому, вопрос требует дальнейшего осмысления с учетом всех последствий того или иного решения. На мой взгляд, проблема может быть разрешена в специальном правовом акте, что исключило бы возможность двоякого толкования.
Пристальный интерес, уделяемый нами взаимоотношениям центральных и федеральных органов власти, объясняется их растущим влиянием на процесс осуществления инвестиций в добывающие отрасли российской экономики. Условно разделив все договорные связи, возникающие при реализации конкретного проекта, на две группы: отношения между государством и инвестором, а также отношения между субъектами, представляющими государство, - центральным Правительством и регионом в лице органа власти субъекта Федерации - пришлось бы признать значительно большее влияние на успех дела на стадиях принятия принципиального решения и разработки проекта за второй группой отношений. Как уже указывалось, на стадии реализации проекта роль субъектов Федерации тоже достаточно существенна.
Суммируя сказанное, можно со всей определенностью сказать, что разумный и обоснованный учет интересов регионов служит залогом успешной инвестиционной деятельности в сфере недропользования, в том числе основанной на соглашениях о разделе продукции.
Вопрос № 6
Активизация процессов глобализации в настоящее время становится все более очевидной. Данные процессы затронули все сферы деятельности мирового хозяйства, совпав с закономерными этапами перехода экономики Российской Федерации от административно-командной к рыночной. Это не могло не отразиться на эффективности деятельности участников новых экономических отношений в нашей стране, в том числе и на начавших формироваться в этот период предприятиях малого бизнеса. Естественно, что все субъекты предпринимательства оказались не готовыми к мировым процессам ни экономически, ни юридически, ни психологически. Поэтому, высокие темпы внедрения международных норм сотрудничества стали наиболее актуальными и обоснованными, а главное позволили быстро адаптировать общемировые тенденции к реалиям России.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что франчайзинговый бизнес можно рассматривать именно как одну из форм обеспечения эффективного развития международного предпринимательства в условиях интеграции экономики Российской Федерации в международном экономическом пространстве. Стоит подчеркнуть, что даже отсутствие элементарных законодательных основ регулирования деятельности франчайзинговых предприятий не является препятствием для его развития, однако, несомненно, существенно сдерживает данный процесс.
Франчайзинговая форма сотрудничества, особенно в международном масштабе, обеспечивает максимальный уровень эффективности управления глобальной франчайзинговой сетью при минимальных начальных вложениях ее участников. При принятии решения о создании франчайзинговой структуры столь важные вопросы, как форма собственности и доля участия, способ сотрудничества и экономический эффект от него формируют своего рода ноу-хау и предоставляются в совокупности с иными правами франчайзером франчайзи. При этом происходит постоянное отслеживание минимальных возможностей корректировки схем работы в рамках франчайзинга. Универсальность и эффективность данной формы обоснованы и доказаны высокими темпами развития франчайзинга в мире.
Объектом данной работы является система возмездной передачи прав на осуществление бизнеса путем заключения франчайзингового договора с проникновением в новые регионы России и на международные рынки, а предметом - детальное изучение ее сущности, как в России, так и за рубежом.
В России процесс формирования франчайзинговых схем находится на начальной стадии, но многие торговые сети уже оценили и осознали эффективность и выгоду данной формы сотрудничества. Именно поэтому в настоящее время в нашей стране максимальное внимание уделяется формированию законодательной базы, разработке системы поддержки и пропаганды франчайзинга. Доказательством тому может служить деятельность Российской Ассоциации развития франчайзинга, а также проведение в ее рамках ежегодных международных франчайзинговых конференций.
Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся сущности международной концессии - франчайзинга.
Цель исследования определяет постановку следующих задач: изучение истории развития и сущности международных концессий, франчайзинга и рассмотрение документов, регулирующих все стадии международной концессии.
- Тема 1.
- 1.2 Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности
- 1.1. Понятие инвестиций
- 1.2. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций
- 2.1. Инвестиционный процесс и его участники
- 1.1. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- 1.2. Свойства субъектов инвестиционной деятельности
- 2.1. Инвесторы
- 2.2. Заказчики
- 2.3. Подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений
- 1.1. Объекты инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- 1. Понятие инвестиций. Виды иностранных инвестиций.
- 2. Динамика и современное состояние иностранных инвестиций в России.
- 2.1. Поступление иностранного капитала.
- 2.2. Структура иностранных инвестиций.
- 2.3 Организации с участием иностранного капитала.
- 2.4. Особенности инвестиционного климата в России.
- 3. Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций.
- 3.1. Правовое регулирование иностранного инвестирования в России.
- 3.2. Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций.
- 2.1. Правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в рф.
- 2.2. Административный аспект регулирования иностранных инвестиций в рф.
- 1.3 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
- 2.1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной
- 2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов.
- 2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
- 1. Общая характеристика закона о соглашениях о разделе продукции
- 2. Основные условия соглашений о разделе продукции.
- 2. Сущность международной концессии
- 2.1. Франчайзинг
- 3. Концессионное соглашение
- Тема 2.
- 1. Общая характеристика федерального законодательства
- 2. Федеральное законодательство об информационном обмене между государством и предпринимателями
- 1 Понятие рекламы как объекта предпринимательского права
- 1.1 Понятие и значение рекламы в предпринимательстве
- 1.2 Виды рекламы
- 2 Правовое регулирование рекламной деятельности
- 2.1 Роль Федерального закона «о рекламе» в организации и управлении рекламной деятельности
- 2.2 Правовое положение участников рекламной деятельности
- 3 Требования, предъявляемые к рекламе
- 3.1 Общие требования
- 3.2 Специальные требования
- 2.3 Государственный контроль Федерального антимонопольного органа в области рекламы
- Тема 4.
- 1.Понятие аудита и аудиторской деятельности. Цель аудита.
- 1.1. Понятие аудиторской деятельности
- 1.2. Цели и задачи аудиторской деятельности
- 2. Источники правового регулирования отношений в сфере аудита и аудиторской деятельности. Правовое значение стандартов аудиторской деятельности.
- 3. Особенности правового статуса аудиторов и аудиторских организаций.
- 4. Виды аудиторских проверок. Обязательный аудит субъектов предпринимательской деятельности.
- 5. Понятие оценочной деятельности. Источники правового регулирования отношений в сфере оценки и оценочной деятельности. Правовое значение стандартов оценки.
- 6. Требования к субъектам оценочной деятельности. Их права и обязанности, принципы деятельности.
- 7. Объекты оценки. Обязательность оценки.
- 8. Виды стоимости объектов оценки и методы оценки.