6. Требования к субъектам оценочной деятельности. Их права и обязанности, принципы деятельности.
ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
Комментарий к статье 4
1. Оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные в соответствии с комментируемым Федеральным законом субъектами оценочной деятельности. Понятия "субъект оценочной деятельности" и "оценщик" равнозначны.
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона.
Таким образом, Законом установлены следующие признаки субъекта оценочной деятельности:
- является физическим лицом;
- членство в саморегулируемой организаций оценщиков;
- ответственность данного лица застрахована в соответствии с требованиями ст. 24.7 комментируемого Федерального закона.
В первоначальной и действовавшей до 11.08.2006 редакции ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признавались, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется данным Законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики). С принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" текст комментируемой статьи был изложен в новой редакции, действующей до настоящего времени.
Таким образом, произошло, с одной стороны, разделение понятий "субъект оценочной деятельности" и "субъект договора о проведении оценки", а с другой - был сужен круг субъектов, которые могут проводить оценку. Из числа субъектов оценочной деятельности были выведены юридические лица. Кроме того, действовавшая ранее система лицензирования оценочной деятельности была заменена обязательным членством специалистов-оценщиков в саморегулируемых организациях.
Субъектами гражданского права являются, как известно, физические, юридические лица и публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, участвующие в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи оценщиком может являться только физическое лицо. Как физическое лицо оценщик должен обладать полной дееспособностью. В соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Следующее требование к субъекту оценочной деятельности связано с его обязательным членством в саморегулируемой организации оценщиков. Кроме того, оценщик должен застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями ст. 24.7 комментируемого Федерального закона.
Согласно ст. 24.6 комментируемого Федерального закона в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившим договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности
- заключение предусмотренного договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем 300000 рублей;
- формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем 30000 рублей.
Объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.
Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба
В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.
Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 комментируемого Федерального закона саморегулируемая организация оценщиков определяется как некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.
Для получения членства в одной из саморегулируемых организаций оценщик обязан иметь документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности. Следует отметить, что оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков.
2. Федеральным законом не предусмотрено объединение в саморегулируемые организации оценщиков субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с российским законодательством об оценочной деятельности, как это было отмечено выше, оценщик является субъектом профессиональной деятельности. При этом физическое лицо, занимающееся профессиональной оценочной деятельностью, может одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность в статусе индивидуального предпринимателя.
Исключение из субъектов оценочной деятельности юридических лиц и перенос ответственности на специалистов-оценщиков, по мнению разработчиков комментируемого Закона, предполагали повышение личной ответственности оценщика и, как следствие, улучшение общего качества отчетов по оценке объектов оценки. Однако существует (и гораздо более распространена) противоположная точка зрения на данный вопрос. В частности, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин в интервью журналу "Экономические стратегии" отметил: "С сожалением констатирую, что Закон об оценочной деятельности с поправками, принятыми летом 2006 г., концептуально не создает должной правовой базы. Думается, что установление субъектом оценочной деятельности частных оценщиков - физических лиц вместо оценочных организаций не отвечает задачам создания адекватного интересам страны, конкурентоспособного российского института оценки. Необходимо установить субъектом деятельности оценочные организации и усовершенствовать ее регулирование в целях реализации национальной стратегии ускоренного развития России на основе фундаментального роста стоимости активов" <5>.
По мнению оппонентов существующей формулировки, проведение оценки сложных и особо крупных объектов силами одного специалиста-оценщика не реально. В этом случае договор на проведение оценки заключается с юридическим лицом (это разрешено статьей 9 комментируемого Федерального закона), которое, в свою очередь, заключает трудовые договора со специалистами-оценщиками. Другими словами, де-факто в качестве субъекта оценочной деятельности выступает юридическое лицо (как исполнитель по договору оказания услуг).
Исходя из этого, многие потребители оценочных услуг нарушают (вольно или невольно) положения комментируемой статьи. Например, в апреле 2008 года, уже после вступления в силу действующей редакции комментируемого Федерального закона, на заседании рабочей группы Ассоциации российских банков рассматривался вопрос о "разработке требований к физическим и юридическим лицам, осуществляющим оценочную деятельность"
3. Существует еще один момент, связанный с фактическим нарушением положений комментируемой статьи. Данная статья не содержит каких-либо ограничений на вид и объем работ по оценке, которые может произвести специалист-оценщик, занимающийся частной практикой. Однако в письме Минфина России от 21.12.2007 N 03-05-06-03/97 по вопросу относительно категорий лиц, имеющих право оценивать недвижимое имущество и транспортные средства, за подписью заместителя министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова указано следующее: "Учитывая изложенные нормы Кодекса и Федерального закона, нотариусы при исчислении размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий должны принимать оценочные документы в отношении транспортных средств и недвижимого имущества, подготовленные на основании договоров на проведение оценки, заключенных заказчиками с юридическими лицами, с которыми оценщики заключили трудовые договоры. Что касается оценки иного имущества, то в этом случае для исчисления размера государственной пошлины нотариусы могут принимать оценочные документы и от оценщиков, осуществляющих оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой". Иначе говоря, оценка недвижимого имущества и транспортных средств для исчисления государственной пошлины за нотариальные действия, произведенная частнопрактикующим оценщиком, нелегитимна.
Вышеуказанное письмо прямо нарушает положения ст. 4 комментируемого Федерального закона, однако на данный момент оно является руководством для всех нотариальных палат.
4. Часть 2 комментируемой статьи гласит, что оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.
В последнем случае оценщик выступает от имени юридического лица, с которым он состоит в трудовых отношениях. Причем юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, должно отвечать ряду требований, предусмотренных ст. 15.1 комментируемого Закона.
Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Содержание трудового договора с оценщиком должно соответствовать требованиям ст. 57 ТК РФ.
Перечень обязательных для включения в трудовой договор условий содержится в ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
Причем если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо из этих условий, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
В трудовом договоре с оценщиком обязательно должно быть указано, что работник принят на работу по должности оценщика. Формулируя трудовую функцию работника, необходимо определить требования к его квалификации, что может быть отражено как в трудовом договоре, так и в должностной инструкции. В этой связи работодатель может руководствоваться положениями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, которым предусмотрены должности оценщика и оценщика интеллектуальной собственности.
Применяя на практике положения Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, необходимо учитывать, что он разрабатывался с учетом законодательства, действовавшего на момент его принятия, и не корректировался с учетом изменившихся условий. Также следует принимать во внимание конкретные потребности работодателей и специфику оценочной деятельности.
Таким образом, исключив юридических лиц из числа субъектов оценочной деятельности, Закон оставил их в качестве субъектов договора на проведение оценки. Такое положение нельзя признать удовлетворительным, поскольку имеет место коллизия комментируемой статьи и ст. 307 ГК РФ, в соответствии с которой в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. А оценщиком является физическое лицо, которое несет ответственность за выполнение договора о проведении оценки, не являясь его стороной. Однако ст. 402 ГК РФ предусматривает иное положение. Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Закон прямо не запрещает оценщику осуществлять оценочную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Но, в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. А Департамент корпоративного развития Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в своем письме от 25.03.2008 N Д06-751 сообщает, что федеральным законом не предусмотрено объединение в саморегулируемые организации оценщиков субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с российским законодательством об оценочной деятельности оценщик является субъектом профессиональной деятельности. Другими словами, исходя из норм российского законодательства, индивидуальный предприниматель не может быть членом саморегулируемой организации оценщиков и, следовательно, не имеет права осуществлять оценочную деятельность
Формально закон разрешает оценщику заниматься частной практикой. Однако при попытке реализовать свое право на осуществление оценочной деятельности в качестве частнопрактикующего специалиста оценщик сталкивается с рядом проблем. Статья 85 НК РФ не предусматривает представление органами, учреждениями, организациями и должностными лицами сведений об оценщике, занимающемся частной практикой, а следовательно, не предусматривает и постановку на учет данной категории физических лиц. А поскольку частная практика оценщика подразумевает систематическое получение дохода, то к частнопрактикующему оценщику могут быть применены положения ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное предпринимательство", в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что действующая редакция комментируемой статьи дискриминирует права оценщиков - индивидуальных предпринимателей.
- Тема 1.
- 1.2 Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности
- 1.1. Понятие инвестиций
- 1.2. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций
- 2.1. Инвестиционный процесс и его участники
- 1.1. Понятие субъектов инвестиционной деятельности
- 1.2. Свойства субъектов инвестиционной деятельности
- 2.1. Инвесторы
- 2.2. Заказчики
- 2.3. Подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений
- 1.1. Объекты инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- 1. Понятие инвестиций. Виды иностранных инвестиций.
- 2. Динамика и современное состояние иностранных инвестиций в России.
- 2.1. Поступление иностранного капитала.
- 2.2. Структура иностранных инвестиций.
- 2.3 Организации с участием иностранного капитала.
- 2.4. Особенности инвестиционного климата в России.
- 3. Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций.
- 3.1. Правовое регулирование иностранного инвестирования в России.
- 3.2. Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций.
- 2.1. Правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в рф.
- 2.2. Административный аспект регулирования иностранных инвестиций в рф.
- 1.3 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
- 2.1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной
- 2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов.
- 2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
- 1. Общая характеристика закона о соглашениях о разделе продукции
- 2. Основные условия соглашений о разделе продукции.
- 2. Сущность международной концессии
- 2.1. Франчайзинг
- 3. Концессионное соглашение
- Тема 2.
- 1. Общая характеристика федерального законодательства
- 2. Федеральное законодательство об информационном обмене между государством и предпринимателями
- 1 Понятие рекламы как объекта предпринимательского права
- 1.1 Понятие и значение рекламы в предпринимательстве
- 1.2 Виды рекламы
- 2 Правовое регулирование рекламной деятельности
- 2.1 Роль Федерального закона «о рекламе» в организации и управлении рекламной деятельности
- 2.2 Правовое положение участников рекламной деятельности
- 3 Требования, предъявляемые к рекламе
- 3.1 Общие требования
- 3.2 Специальные требования
- 2.3 Государственный контроль Федерального антимонопольного органа в области рекламы
- Тема 4.
- 1.Понятие аудита и аудиторской деятельности. Цель аудита.
- 1.1. Понятие аудиторской деятельности
- 1.2. Цели и задачи аудиторской деятельности
- 2. Источники правового регулирования отношений в сфере аудита и аудиторской деятельности. Правовое значение стандартов аудиторской деятельности.
- 3. Особенности правового статуса аудиторов и аудиторских организаций.
- 4. Виды аудиторских проверок. Обязательный аудит субъектов предпринимательской деятельности.
- 5. Понятие оценочной деятельности. Источники правового регулирования отношений в сфере оценки и оценочной деятельности. Правовое значение стандартов оценки.
- 6. Требования к субъектам оценочной деятельности. Их права и обязанности, принципы деятельности.
- 7. Объекты оценки. Обязательность оценки.
- 8. Виды стоимости объектов оценки и методы оценки.