logo
Seminar(1)

2.1. Франчайзинг

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит "освобождать"; первоначально оно означало "освобождать от рабства". Международная ассоциация франчайзинга IFA (Intarnational Franchise Association) определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью плюс помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзинга.

Субъектами рыночных отношений, основанных на франчайзинге, являются франчайзер - правообладатель торговой марки, ноу-хау, технологии, бизнес-концепции, - и франчайзи - пользователь указанных нематериальных активов. Кроме того, в правоотношениях могут участновать кредитно-финансовые орпганизации, которые представляют кредитные ресурсы для организации франчайзинговых сети или бизнес-единицы. Субъектами франчайзинговых отношений часто выступают консалдинговые компании, осуществляющие правовые и финансовые консультции, предоставляющие информационные, методические, маркетинговые и прочие услуги, а также юридические компании, осуществляющие защиту прав и интересов как франчайзера, так и франчайзи. [7, c.25]

Согласно данным Международной ассоциации франчайзинга в России и СНГ в единой базе данных франчайзинга сегодня насчитывается 393 франшиз. Всего в российской базе данных 394 франшиз.

Российская Ассоциация Франчайзинга была создана в 1997 году лидерами российского франчайзингового сообщества как некоммерческая организация для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России. Ассоциация франчайзинга (РАФ) является действительным членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC). На всех членов распространяется Этический Кодекс РАФ, и они должны соответствовать его принципам и следовать им.

Главные функции Российской Ассоциации Франчайзинга:

1. Устанавливать и утверждать стандарты этичного ведения бизнеса среди своих членов.

2. Собирать и обрабатывать необходимые данные по франчайзинговьм системам в России.

3. Координировать и предлагать образовательные программы, семинары и выставки, специально ориентированные на вопросы франчайзинга.

4. Продвигать франчайзинг как успешную концепцию маркетинга и ведения бизнеса.

5. Обеспечивать связь и диалог с государственными органами по вопросам франчайзинга и его применения

6. Служить в качестве форума для обмена опытом и проведения экспертизы среди своих членов.

7. Устанавливать и поддерживать отношения с родственными организациями на международной арене.

8. Развивать и поддерживать отношения с российскими промышленными и торговыми организациями, представляющими дистрибьюторов, розничную торговлю и сферу оказания услуг в целом

9. Принимать международные франчайзинговые торговые и инвестиционные миссии и содействовать им в ознакомлении с потенциалом России.

Крупнейшими мировыми экспортерами, осуществляющими сегодня торговлю по соглашениям о франчайзинге, считаются США, Канада, Япония, Австралия, Франция, Германия и Великобритания. Международная ассоциация франчайзинга предсказывает, что вскоре он будет преобладать в розничной торговле. Развитие данного направления объясняется, в первую очередь, повышенной устойчивостью предприятий франчайзинга. Так, если из 100 малых фирм в первые три года остаются работать лишь 15, а остальные становятся банкротами, то для компаний, работающих на основе франчайзинга, статистика совсем иная: из 100 малых предприятий, начавших свой бизнес, "выживают" 85.

По дан-ным статистики США, из общего числа пред-приятий 10% функционируют на основе фран-шизного соглашения и реализуют более 34% объема продаж розничной торговли. Из европейских стран франчайзинг наиболее широко развит в Германии, где функционирует 530 франчайзеров, которые лицензировали 22 тыс. видов деятельности. [8, c.46]

За последние пятьдесят лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы - от 5 до 30%. Объем розничных продаж предприятий, действующих на основе франчайзинга в США, составил более $1 трлн. Немецкая ассоциация франчайзинга прогнозирует стабильный прирост объектов франчайзи в первые десять лет текущего столетия на 10-15% ежегодно. Во Франции, которая занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран, насчитывается более 620 франчайзеров и 30 тысяч франчайзи. Французы охватывают 40% всего европейского рынка франшизы, емкость которого оценивается в $32-35 млрд.[, c.28]

Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно.

Независимо от вида деятельности правообладателя и выбранной им формы организации франчайзинговой сети заинтересованы вступить во франчайзинговую сеть в основном начинающие предприниматели.

Франчайзинг сегодня «в моде» по нескольким причинам:

· растет понимание среди крупных компаний преимуществ развития в регионах России с помощью франчайзинга,

· предпринимательская среда стала более информированной о значительных выгодах применения франчайзинга прежде всего для самих предпринимателей;

· значительно повысился интерес предпринимателей к диверсификации бизнеса;

· в последнее время очень активно возводятся крупные торговые центры в регионах России.

В экономической литературе франчайзинг чаще всего противопоставляют развитию компании увеличением дочерних предприятий. Действительно, в части управления дочерние структуры легче контролировать. Однако увеличение масштаба деятельности компании за счет собственных финансовых ресурсов увеличивает риски хозяйственной деятельности, что снижает стоимость бизнеса, так как предполагает более высокую ставку доходности, которую следует предъявить к данному бизнесу. Создание франчайзинговой сети экономически целесообразно, если развитие бизнеса сопряжено с более низкими факторами риска, а следовательно и с более низкой ставкой требуемой доходности.

Привлечение капитала для развития бизнеса, имеющего известную торговую марку и устойчивой финансовой положение, в нынешнем периоде развития экономики России перестало быть проблемой. Сегодня в нашей стране достаточно кредитных ресурсов, да и на фондовом рынке развивать права и обязательства для финансовой устойчивости компании нетрудно. В связи с этим привлечение дополнительного капитала в бизнес за счет франчайзинг привлекательно в той степени, в какой основные риски развития хозяйственной деятельности франчайзера принимает на себя франчайзи, т.е. собственник «франшизной точки». Важно, что франчайзингом могут воспользоваться только те компании, которые уже имеют известную торговую марку или владеют брендом, а также устойчивы финансово. [10, c.33]

Пивлекательность франчайзинга выражается втом, что она может рассматриваться как пилотный проект в освоении новых рисков. Потери для франчейзера при выходе из проекта принеудаче будут малы , так как основную инвестиционную нагрузку несет франчайзи. При проектировании франчайзинговых сетей поэтому необходимо учитывать интересы не только франчайзера, но независимых предпринимателей, выступающих в качестве франчайзи.

Рассматривая преимущества франчайзинга, нельзя не остановиться на том, какие последствия имеет для потребителя его широкое использование. С одной стороны, франчайзинг способствует насыщению рынка доброкачественными товарами и услугами. С другой - франчайзинговые соглашения могут привести к нарушению прав и интересов потребителей, Ведь сама идея франчайзинга основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фирменное наименование и товарные знаки. При такой ситуации права потребителя могут пострадать.

Франчайзинг, как форма ведения бизнеса, используется в более чем 120 странах, и везде, кроме России, она обознается как франчайзинг. С 1 января 2008г. вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса, статьи которого в большей части регулируют защиту интеллектуальной собственности в России - к сожалению, понятие франчайзинг в деловой оборот так и не было введено. [9, c.86]

Ряд франчайзеров выбрало договор коммерческой концессии для регулирования всех стадий франчайзинговых отношений (глава 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации), другие отказались от его использования. Такой выбор возможен, так как отсутствует законодательное понятие «франчайзинг» в России. Вместе с договором коммерческой концессии могут быть заключены: договор поставки, лицензионный договор, договор лизинга, договор на открытие салона, обучения персонала и т.п.

Типовой контракт международного франчайзинга представляет собой договор по организации международной сети коммерческой концессии, согласно которому правообладатель предоставляет находящемуся в другой стране пользователю исключительное право по открытию на согласованной территории торговых точек и/или право применить определенный комплекс прав.

Учитывая небольшое число стран, в которых договор франчайзинга урегулирован законодательно, Международной торговой палатой разработан типовой контракт франчайзинга, который содержит единообразные правила, рекомендуемые участникам данных правоотношений, предоставляющие им возможность согласовать основные права и обязанности и свести до минимума применение национального права какой-либо страны.

Развитие Франчайзинга в регионах России влечет за собой:

· появление новых продуктов и услуг;

· повышение культуры предпринимательских отношений;

· повышение правовой защищенности малого предпринимательства;

· создание новых рабочих мест, обеспечение занятости населения;

· создание системы практического обучения малому предпринимательству без создания каких либо специальных учебных структур и программ;

· насыщение регионов высококачественными товарами, услугами и современными управленческими технологиями ведения бизнеса;

· повышение активности в предпринимательской среде;

· увеличение уровня налоговых поступлений.

Активное развитие франчайзинга в России определяется, прежде всего, его преимуществами:

а) франчайзинг позволяет использовать рекламную мощь сети каждым участником;

б) минимизировать коммерческие риски;

в) позволяет в короткие сроки освоить дальние российские территории;

г) повысить экономическую эффективность каждого субъекта сети.

В течение 2007 года проходили следующие мероприятия по франчайзингу:

· 21 марта - конференция «Франчайзинг в сфере товаров и услуг для детей» в рамках международной выставки «Игрушки и игры 2007» (Москва, Гостиный двор.) Организатор - Центр раннего развития «Умница» при поддержке РАФ. Задача конференции: обмен опытом российских и зарубежных компаний, занимающихся франчайзингом в сфере товаров и услуг для детей.

· 26-29 марта - «Международная выставка моды», конференция «Франчайзинг в модной индустрии» (Москва, МВЦ «Крокус Экспо»). Организатор - компания «Джинс-Экспо» при поддержке РАФ. Рассматривались следующие вопросы: новые возможности развития бизнеса, юридическая составляющая отношений в рамках франчайзинга, обзор рынка франчайзинга в сфере fashion.

· 25-26 июня - 1-ая Международная Конференция «Франчайзинг в СНГ: бренд напрокат. Практика взаимовыгодного партнерства: максимум экспансии - минимум риска». Организатор - компания при поддержке РАФ. (Марриотт Гранд, Москва). Освещались тенденции развития франчайзинга в России и СНГ, обсуждались различные аспекты функционирования и развития франчайзинга в торговле, общественном питании и секторе услуг.

· 1 ноября - конференция «Франчайзинг: теория и практика». Организатор - газета The Moscow Times при поддержке РАФ (Марриотт Гранд, Москва). В рамках конференции обсуждались последние изменения в законодательстве и правовые особенности развития сетей по франчайзингу. Обсуждались ключевые вопросы управления франчайзинговой сетью.

Деятельность Российской ассоциации развития франчайзинга, а также проведение в ее рамках ежегодных международных франчайзинговых конференций говорит о повышенном интересе к франчайзинговой форме сотрудничества, а международный масштаб подчеркивает ее значение для бизнеса в целом. Количество потенциальных франзайзи, по оценке Российской ассоциации развития франчайзинга, составляет примерно 250 тыс. человек, но на российском рынке действуют, как правило, иностранные франчайзеры. Следует признать, что до настоящего времени франчайзинг так и не получил широкого распространения на российском рынке. Причин, которые сдерживают развитие франчайзинга в нашей стране несколько. Основной является отсутствие необходимой законодательной базы. Но вместе с тем основным законом, регулирующем франчайзинговую деятельность в Российской Федерации является Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».