logo
Seminar(1)

2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов.

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратеги-ческих целей и приоритетов, в постановке задач инвести-ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предпола-гает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий госу-дарства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ-ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя-зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас-пределением и перераспределением между структурными подразделе-ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ-ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд-жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и уско-ренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субси-дий, субвенций, дотаций), создание оффшор-ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу-дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством эко-номических и правовых норм в процессе их хозяйст-венной деятельности. Госу-дарственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия -- долговременный курс государства, направленный на ком-плексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономи-ческих) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложе-ний;

3) обоснование направлений и способов использования инвести-ций (на-правлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инстру-ментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли-чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в кратко-срочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив-ных реше-ний каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирова-ния инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логиче-ским завершением.