10.4. Международные воздушные перевозки
Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г., к которой Республика Беларусь присоединилась 4 июля 1993 г.
Чикагской конвенцией регламентированы следующие основные вопросы:
♦ порядок выполнения полетов и процедура регистрации воздушных судов;
♦ задачи и основные принципы деятельности ИКАО (Международная организация гражданской авиации);
♦ функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб;
♦ порядок урегулирования споров.
Вместе с Чикагской конвенцией Республикой Беларусь подписаны два соглашения:
1) Соглашение о международном транзитном воздушном сообщении;
2) Соглашение о международном воздушном транспорте. Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия воздушных перевозок пассажиров и грузов, является Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (далее — Варшавская конвенция). Участниками Варшавской конвенции являются свыше 100 государств, в том числе и Республика Беларусь.
Вопросы регулирования воздушных перевозок нашли отражение и в других международных конвенциях: Конвенция о воздушной навигации 1919 г.; Конвенция о международном признании прав на воздушные суда 1948 г.; Конвенция о вреде, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г.; Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов'1970 г.
Международные воздушные перевозки (кроме многосторонних соглашений) осуществляются также на основе двусторонних соглашений.
Согласно Варшавской конвенции, договор международной воздушной перевозки оформляется составлением проездного билета (для пассажира), багажной квитанции (для багажа пассажира) й авиагрузовой накладной (для груза). По общему правилу проездной билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купонов.
Варшавской конвенцией регламентированы права и обязанности участников договора международной воздушной перевозки, определен порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, установлены основные требования к перевозочным документам.
В соответствии с Варшавской конвенцией отправителю предоставлено право распоряжаться грузом в пути: он может задержать груз, потребовать его выдачи новому получателю и т. п. При этом отправитель груза обязан возместить авиаперевозчику все понесенные в связи с этим расходы.
По условиям Варшавской конвенции багаж и грузы, за исключением вещей при пассажире, должны находиться под охраной авиаперевозчика.
Варшавской конвенцией предусмотрена имущественная ответственность авиаперевозчика в следующих случаях:
во-первых, за причинение вреда здоровью пассажира;
во-вторых, за несохранность багажа и груза;
в-третьих, за просрочку в доставке груза.
Имущественная ответственность авиаперевозчика за причинение вреда здоровью пассажира наступает независимо от его вины. Авйаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что причинение вреда имело место вопреки всем мерам, принятым с его стороны, либо докажет, что такие меры принять было невозможно. Потерпевшему не требуется доказывать вину авиаперевозчика. Суд может освободить авиаперевозчика от ответственности или ограничить ее, если будет установлено, что вина потерпевшего явилась причиной вреда или содействовала его наступлению.
Предел имущественной ответственности авиаперевозчика за несохранность багажа и груза установлен в размере 250 франков за килограмм багажа (груза). В отношении предметов, оставляемых пассажирами при себе, ответственность авиаперевозчика предусмотрена в размере 5 тысяч франков.
Варшавская конвенция разрешает национальным авиакомпаниям повышать установленный предел имущественной ответственности. Например, ряд авиакомпаний США установили предел такой ответственности перед каждым пассажиром в размере 75—100 тысяч долларов.
Варшавская конвенция предусматривает претензионный порядок урегулирования .имущественных споров. В случае установления ущерба заинтересованное лицо должно обратиться с претензией в письменном виде к авиаперевозчику в следующие сроки: по багажу — 7 дней, по грузу — 14 дней, в связи с просрочкой в доставке груза — 21 день. Несоблюдение этих сроков лишает права на предъявление иска к авиаперевозчику.
По выбору истца иск может быть предъявлен в суд государства, в котором находится место нахождения авиаперевозчика или его контора, оформившая договор воздушной перевозки, либо в суд государства, в котором находится место назначения перевозки.
- 1.1. Понятие и задами
- 11.3. Международное частное и международное публичное право
- 1.4. Система науки международного частного права
- 2.1. Понятие и виды источников международного частного права
- 2.2. Международные договоры
- 2.3. Внутреннее (национальное) законодательство
- 2А. Международные обычаи и судебная практика
- 3.1 Коллизионная норма и ее строение
- 3.2. Типы коллизионных привязок
- 3.3. Толкование и применение коллизионных норм
- 4.4. Правовой режим и его виды
- 5.1. Общая характеристика
- 5.2. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан в Республике Беларусь
- 53. Правовой статус граждан
- 6.1. Национальность (государственная принадлежность) юридических лиц
- 6.2. Иностранные юридические лица и их представительства в Республике Беларусь
- 6.3. Белорусские юридические лица за рубежом
- 7.1. Иммунитет государства и его виды
- 7'2. Правовой статус торговых представительств Республики Беларусь за границей
- 73. Международные организации как
- 8.1. Коллизионные вопросы права собственности
- 8.2. Право собственности и другие вещные права иностранцев в Республике Беларусь
- 8.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 8.4. Защита права собственности Республики Беларусь за рубежом
- 9.1. Общие положения о сделках
- 2. Понятие и особенности внешнеэкономической сделки
- 93. Содержание и форма
- 9.4. Международные конвенции,
- 9.5. Коллизионные нормы
- Тема 10
- 10.1. Правовые основы
- 10.3. Международные автомобипъные перевозки
- 10.4. Международные воздушные перевозки
- 10.5. Международные морские перевозки
- 10J6. Международные перевозки грузов в смешанном сообщении
- Тема 11
- 11-1- Понятие и сущность международных расчетов
- 11.2. Международные расчеты
- 113. Виды документарного аккредитива
- 11А Международные расчеты в форме инкассо
- 11.5. Международные расчеты в форме банковского перевода
- 11J6. Основные виды платежных средств в международных расчетах
- 1Ы. Основные виды платежных средств в международных расчетах
- 11J. Защита от валютных рисков
- 113. Банковская гарантия
- 11.9. Правовое регулирование кредитных отношений во внешнеэкономической деятельности
- Тема 12
- 12.1. Международные конвенции, предусматривающие деликтную ответственность
- 12.2. Законодательство Республики Беларусь, регулирующее обязательства вследствие причинения вреда
- 123. Законодательство, регулирующее обязательства вследствие причинения вреда за рубежом
- Тема 13
- 13.1. Общие положения
- 13.2. Авторские права иностранцев
- 133. Международно-правовая охрана смежных прав
- 13.4. Охрана прав иностранцев на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки
- Тема 14
- 14.1. Коллизионные вопросы семейного права
- 14.2. Заключение брака
- 143. Правоотношения между супругами
- 14А Расторжение брака
- 14 J. Правоотношения между
- 144. Усыновление
- 14.7. Опека и попечительство
- Тема 15
- 15.1. Коллизионное регулирование наследственных правоотношений
- 15.2. Наследственные права иностранцев в Республике Беларусь
- 153. Наследственные права
- Тема 16
- 16.1. Правовое регулирование условий труда / иностранцев
- 16.2. Трудовые права иностранцев в Республике Беларусь
- 163. Трудовые права белорусских граждан за рубежом
- Тема 17
- 17.1. Право на судебную защиту иностранцев в Республике Беларусь
- 17.2. Подсудность гражданских дел с участием иностранцев
- 17.3. Исполнение поручений иностранных судов
- 17.4. Признание и исполнение решений иностранных судов
- Тема 18
- 18.1. Понятие и виды международного коммерческого арбитража
- 18.2. Арбитражное соглашение
- 183. Разбирательство споров
- 18.4. Исполнение иностранных арбитражных решений
- Тема 1. Понятие, предмет и система
- Тема 10. Международные перевозки грузов
- Тема 11. Международные расчетные и кредитные отншшшия..................................68
- Тема 12. Обязательства, возникающие
- Тема 13. Право интеллектуальной
- Тема 14. Брачно-семейные отношения....... 102
- Тема 15. Право наследования............................ 115
- Тема 16. Трудовые отношения.......................... 121
- Тема 17. Международный гражданский
- Тема 18. Международный коммерческий