В отношении развития институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс
Проблемами, препятствующими функционированию национальных подразделений финансовой разведки, являются, на наш взгляд, следующие:
1. Политическая "разнонаправленность" государств ЕврАзЭС, при которой страны проводят "многовекторную" политику, пытаясь одновременно ориентироваться и на российские инициативы, и на инициативы стран Запада (ЕС и США), которые зачастую противоположны. Такую же политику будут проводить в общем ключе своих правительств и подразделения финансовой разведки в рамках субрегиональных групп, что будет усиливать тенденции к фрагментации на постсоветском пространстве.
2. На уровне ЕврАзЭС и отдельных стран нет четкой стратегии развития национальной системы ПОД/ФТ и стратегии по развитию субрегиональных групп в сфере ПОД/ФТ, увязанных с другими интеграционными инициативами (включая смежные со сферой ПОД/ФТ). Иными словами, подразделения финансовой разведки живут в замкнутом пространстве, не взаимодействуя с другими институтами и интеграционными структурами в должной мере.
3. Практически во всех странах ЕврАзЭС ПФР преимущественно административного типа представляют собой замкнутые структуры с аналитическим уклоном и ограниченной ресурсной базой (личного состава, финансовых, информационно-технических и иных категорий ресурсов). Собираемая и представляемая ПФР информация практически во всех случаях реализуется другими ведомствами, сотрудники которых зачастую не знакомы со сферой ПОД/ФТ и ее спецификой на должном уровне.
4. На уровне законодательства ряда стран существует пороговый подход (устанавливается пороговое значение, при достижении которого происходит направление обязательного сообщения о совершаемой транзакции/операции в уполномоченный орган), на основе которого производятся сбор и анализ информации о проводимых финансовых транзакциях (операциях). Следствием такого подхода является тот факт, что часть информации не попадает в поле зрения ПФР, что существенно снижает потенциал и эффективность работы ПФР (в том числе в сфере обмена информацией между ПФР разных стран).
5. Имеют место тенденции "ручного управления" со стороны первых лиц государства в сфере ПОД/ФТ (рассмотренные на примере России "антикризисные" группы) как следствие недееспособной, на наш взгляд, национальной системы ПОД/ФТ и имеющей место в настоящее время ее институциональной основы. При этом такой режим может иметь тенденцию к воспроизводству как в рамках одной национальной юрисдикции, так и на субрегиональном уровне.
6. Отсутствие, на наш взгляд, четко выраженных приоритетов в деятельности большинства ПФР - таких как, например, пресечение каналов финансирования афганского наркотрафика, финансирования экстремизма (при сохраняющихся угрозах "цветных революций" и явной нехватке ресурсов ПФР). При этом, на наш взгляд, не происходит адекватного распределения ограниченной ресурсной базы с учетом специфики конкретной страны (географического положения, менталитета и межнациональных отношений и др.)
7. Предлагаемые к внедрению стандарты ФАТФ и адаптированные посредством ЕАГ практики их имплементации не находят, на наш взгляд, должного отражения в национальных системах стран региона Центральной Азии, что не позволяет данным странам ввиду существующей конструкции национальных систем ПОД/ФТ и откровенной слабости базиса таких систем стать полноценными членами ФАТФ и использовать существующие преимущества такого членства.
Рекомендации по совершенствованию институциональных основ ПОД/ФТ на национальном уровне государств-членов ЕврАзЭС:
1. В рамках ЕврАзЭС необходимо выработать общую стратегию для стран в сфере ПОД/ФТ, корреспондирующуюся с перспективным видением ЕАГ и создаваемого Совета руководителей подразделений финансовых разведок СНГ При этом помимо общего стратегического видения необходимо обеспечить постоянное рабочее взаимодействие и использование ресурсов таможенных органов (включая сеть зарубежных представительств) в интересах ПФР.
2. Необходимо обеспечить взаимодействие таможенных органов и ПФР, а также институциональных структур, в работе которых они принимают участие - прежде всего речь идет о взаимодействии с советами руководителей таможенных служб ЕврАзЭС и СНГ.
3. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос унификации структур ПФР стран-участниц по аналогии с обособленным правоохранительным блоком в составе ФТС России. Одновременно необходимо увеличить численность и ресурсную базу ПФР, особенно в свете предполагаемого расширения Таможенного союза и вынесения таможенного контроля на его внешний периметр.
4. В совместной работе ПФР и таможенных органов по линии ПОД/ФТ в рамках ЕврАзЭС необходимо выделить приоритеты, прежде всего финансирование афганского наркотрафика.
5. В работе ПФР надо выделить в качестве ключевых направлений линию "Э" - противодействие финансированию экстремизма и линию "Н" - незаконный оборот наркотиков (особенно афганский наркотрафик).
6. Следует выявить и нивелировать предпосылки и причины имеющего место "ручного управления" (рассмотренного нами на примере России) для устранения внутренних противоречий национальных систем ПОД/ФТ и образующих их институтов.
7. Необходимо рассмотреть вопрос о создании в рамках ЕврАзЭС, а в перспективе и СНГ единого центра данных о транзакциях, предварительно унифицировав законодательство, для того чтобы ПФР могли иметь доступ к любой транзакции любой страны участника (на основе международного договора).
8. На наш взгляд необходима координация деятельности ПФР и имеющихся в их распоряжении ограниченных ресурсов - прежде всего в рамках ЕАГ и ОДКБ*(183) (особенно по направлению "Операция "Канал"*(184)) для максимальной реализации потенциала в зависимости от специфики и географического положения стран. В первую очередь мы предлагаем обращать внимание на каналы транзита наркотических средств из Афганистана и не замыкаться в рамках одного ведомства/страны а, учитывая потенциал таможенных органов и наличие правоохранительного блока (прежде всего речь идет о ФТС России), осуществлять комплексное выявление и пресечение товарных и финансовых потоков, связанных с контрабандой. Связка ПФР - таможенные органы должна быть ключевым элементом институциональной структуры ЕврАзЭС в сфере ПОД/ФТ при наличии координации наднационального (субрегионального) уровня.
9. ЕврАзЭС целесообразно расширять географию сотрудничества в сфере ПОД/ФТ с вовлечением партнеров России в формате ЕАГ, прежде всего Индии и Китая, что может быть достигнуто в формате ЕАГ.
10. России, используя членство в ФАТФ и иные доступные рычаги в форме членства в международных институтах, целесообразно осуществлять продвижение интересов партнеров по ЕврАзЭС на международной арене, добиваясь максимально широкого формата представительства государств-партнеров по ЕврАзЭС в таких структурах по линии ПОД/ФТ и смежным. При этом необходимо обеспечить согласование позиций по ключевым для России и партнеров вопросам.
- Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕврАзЭс Введение
- 1.2. Конвенция оон о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
- 2. Правовые и институциональные основы формирования системы под/фт в ес и других интеграционных образованиях
- 2.1. Рекомендации фатф как международный стандарт по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Опыт применения в ес
- 2.2. Деятельность иных международных организаций в области под/фт
- 3. Заимствование международного опыта для создания организационно-правовых основ под/фт в ЕврАзЭс
- Европейская система финансового надзора
- Европейский Комитет системных рисков
- Орган по банковскому надзору
- Объединенный комитет Европейских надзорных органов
- 1.2. Институциональные основы под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(48)
- 1.2.1. Сравнительный анализ современного состояния институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(49)
- Российская Федерация*(57)
- Белоруссия*(75)
- Казахстан*(77)
- Кыргызская Республика*(86)
- Республика Таджикистан*(88)
- Субрегиональный институциональный уровень под/фт на пространстве ЕврАзЭс*(95)
- Исследование путей и перспектив формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭс
- Рассмотрение вопросов взаимодействия национальных подразделений финансовой разведки в рамках ЕврАзЭс
- 2. На ключевое место в новой редакции Рекомендаций выходит проблематика внедрения и применения риск-ориентированного подхода (Рекомендация 1)
- 3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления
- 4. В соответствии с новой редакцией стандартов фатф (Рекомендация 5) уточнено понятие преступления финансирования терроризма
- 5. Повышение требований к прозрачности публичных должностных лиц / политически значимых лиц
- 6. Повышение прозрачности юридических лиц
- 7. Повышение прозрачности безналичных переводов
- 8. Требования к финансовым группам по вопросам под/фт
- 9. Расширение международного сотрудничества
- Особенности имплементации новых Рекомендаций фатф в национальное законодательство России и других государств - членов ЕврАзЭс
- 1.4. Актуальные вопросы взаимосвязи и координации политики в области под/фт/фрому и антикоррупционной политики в ЕврАзЭс*(152)
- Выводы в отношении гармонизации национального законодательства государств - членов ЕврАзЭс сфере под/фт
- В отношении развития институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс
- В отношении проблем и перспектив имплементации новой редакции Рекомендаций фатф в национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭс
- Глава II. Проблемы и перспективы развития национальной системы под/фт применительно к банковскому сектору России
- 2.1. Особенности реализации международных противолегализационных процедур в российской банковской практике
- 2.2. Сущность, факторы и виды банковских рисков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
- Особенности проявления операционного риска при реализации в кредитной организации внутреннего контроля в целях под/фт
- 2.3. Инструменты управления специфическими банковскими рисками в области под/фт
- 2.4. Развитие нормативно-правового регулирования деятельности российских банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем