logo search
MChP_Tikhinya

10.3. Международные автомобипъные перевозки

К числу важнейших актов, регулирующих международ­ные автомобильные перевозки, можно отнести следую­щие транспортные конвенции:

Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 г. (действует редакция 1968 г.); Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1948 г. (действует редакция 1968 г.); Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом от 19 мая 1956 г. (далее - Кон­венция КДПГ); Европейское соглашение о международной автомобильной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ);Таможенная конвенция о международных перевозках гру­зов с применением книжки МДП от 15 января 1959 г. (в 1978 г. вступила в силу новая редакция данной Конвенции; да­лее — Конвенция МДП);Конвенция о договоре международной автомобильной пе­ревозки пассажиров и багажа от 1 марта 1973 г. (далее — Конвенция КАПП); Европейское соглашение о дорожных автомагистралях от 15 ноября 1975 г.; Международная конвенция о согласовании условий прове­дения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 г. и др.

Двусторонние соглашения, заключенные Республикой Беларусь с Болгарией, Литвой, Молдовой, Польшей, Ук­раиной и другими государствами, устанавливают ряд об­щих требований для международных автомобильных пере­возок:

во-первых, перевозки могут выполняться перевозчика­ми, которые согласно внутреннему (национальному) за­конодательству допущены к осуществлению такого рода перевозок;

во-вторых, перевозки должны осуществляться на осно­вании специальных разрешений, выдаваемых компетент­ными органами соответствующих государств;

в-третьих, перевозки должны производиться по шос­сейным дорогам, открытым для международного автомо­бильного сообщения;

в-четвертых, используемые в международном сообще­нии автотранспортные средства подлежат обязательному стра­хованию на случай причинения ущерба третьим лицам.

Конвенцией КДПГ определяются основные условия до­говора международной'автомобильной перевозки грузов. В частности, Конвенция устанавливает реквизиты автомо­бильной накладной, предусматривает порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, а также права и обязанности сторон при автомобильной перевоз­ке грузов международного сообщения.

Конвенцией КДПГ не предусмотрено обязательное предъявление претензии к перевозчику. Общий срок иско­вой давности определен в 1 год. Споры, возникающие при международных автомобильных перевозках, должны ре­шаться В'суде. По соглашению сторон допускается переда­ча спора на разрешение арбитража.

Конвенция МДП предусматривает при автомобильных перевозках грузов составление особого таможенного доку­мента — книжки МДП (международной дорожной пере­возки).

Международные автобусные перевозки пассажиров ре­гулируются Конвенцией КАПП. Согласно данной Конвен­ции международные автобусные перевозки могут быть ре­гулярные, нерегулярные, а также маятниковые.

Свидетельством заключения договора автобусной пе­ревозки пассажиров является билет, который может быть именным и на предъявителя.

'Пассажир пользуется правом: проезда в.автобусе со­гласно билету; бесплатного (или со скидкой) провоза с собой детей, ручной клади, домашних животных; провоза багажа за отдельную плату, предусмотренную тарифом; поль­зования другими услугами (ночлег, питание в пути и т. д.).

При повреждении здоровья пассажира общая сумма возмещения не может превышать 250 тысяч франков на одного пострадавшего. Вместе с тем внутренним (нацио­нальным) законодательством может быть установлен бо­лее высокий предел имущественной ответственности пе­ревозчика.

При несохранности багажа возмещение не может пре­вышать 500 франков на единицу багажа и 2 тысяч франков на пассажира.

Общий срок исковой давности при причинении вреда здоровью пассажира составляет 3 года, по другим требова­ниям — 1 год.

Иск может быть предъявлен в один из следующих су­дов: по месту нахождения ответчика или кощоры, при посредстве которой был заключен договор перевозки; по месту причинения вреда; по месту отправления либо на­значения груза.