logo search
учебник политологии

2. Свойства, типы и функции политической системы общества

Политическая система представляет собой внутренне организованное, субординационно-координационное структурное образование. Обеспечивая организацию, функционирование и реализацию политической власти она обладает рядом только ей присущих свойств, позволяющих эффективно воздействовать на социальные отношения. В современной политической науке принято выделять следующие основные свойства политической системы.

Целостность. Это свойство означает, что политическая система как единое образование функционирует и развивается, выполняет свое функциональное предназначение на основе тесной взаимосвязи и взаимодействия, составляющих ее элементов. Все слагаемые политической системы неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Целостность политической системы выражается также и в том, что каждый ее элемент занимает в ней строго определенное место и выполняет конкретную специфическую роль в механизме организации и реализации политической власти. Однако отдельные слагаемые системы никогда не существовали и не смогут существовать сами по себе, изолировано от других. И, наконец, целостность проявляется в совместимости всех элементов политической системы, в ее способности компенсировать или взаимодополнять функциональное предназначение отдельных элементов.

Структурность. Она выражается в наличии связей и отношений между элементами политической системы, имеющих формальный, строго регламентированный характер, независящий от конкретного содержания ее элементов. Например, как бы не менялся персональный состав правительства, его функции и задачи, в системе органов государственной власти в своей основе сохраняются. Кроме того, сами люди в политической системе часто действуют не в личном качестве, а выполняют предписанную им формальную роль. Так, в войне солдаты противоборствующих армий убивают друг друга не из-за личной ненависти, а потому, что поставлены в определенные политические условия и подчинены им. Структурность проявляется и в том, что части системы, оказываются взаимозависимыми: изменение одной из них, влечет за собой заметную перестройку всех остальных и системы в целом. Так, советская политическая система распалась, как только в ней была подорвана руководящая роль коммунистической партии.

Иерархичность. Политическая система обладает своей, только ей присущей, внутренней организацией и структурой. Каждый элемент этой структуры имеет свое предписанное ролевое предназначение, в соответствии с которым определяется его место в механизме функционирования политической системы. Безусловно, что ее ведущим системобразующим элементом является политическая организация. Она генерирует и определяет состояние и возможности других элементов политической системы, каждый из которых находится в определенной зависимости от нее, обладая вместе с тем относительной самостоятельностью. Проявлением иерархичности политической системы является также строго формализованный характер ее организации и функционирования, взаимодействия ее элементов.

Динамизм. Динамизм, как свойство политической системы проявляется в ее подвижности и гибкости, способности эволюционизировать и изменяться под влиянием внешних условий и внутренних импульсов. Политическая система, как правило, реагирует на поступающие на «входе» поддержку и требования, адекватными политическими решениями и действиями на «выходе». Она постоянно совершенствуется и модифицируется как по структуре, соотношению составляющих ее элементов, содержанию их взаимодействий, так и по характеру, глубине и направленности воздействий на общество. Глубинными источниками подвижности и изменений политической системы является наличие в обществе разнообразных интересов, носителями которых являются различные социальные группы (классы, этносы и т.д.). Они собственным политическим поведением стремятся внести в политическую систему свои ценности и приоритеты, соответствующие их интересам. Даже те системы, которые сохраняют привычные характеристики и выглядят вполне стабильными, постоянно претерпевают изменения, порой незаметные для обыденного сознания. В зависимости от того, в каких формах, и какими способами осуществляются изменения политической системы, они могут иметь реформистский, революционный или контрреволюционный характер, быть прогрессивными, регрессивными или реакционными. Процесс и результат развития современных обществ и их политических систем в науке называют трансформацией, модернизацией, постмодернизацией, транзитологией.

Многогранность. Многогранность политической системы заключается в ее всестороннем и всеохватывающем воздействии на общество. Она является ведущей системой общества. Выполнение принятых в ее рамках решений обязательно для всех других общественных систем, а выработанный ею политический курс определяет приоритеты и направления общественного развития. Политическая система любого общества является также составной частью мирового политического сообщества, оказывает влияние на решение глобальных проблем человечества.

Взаимозависимость политической системы и окружающей среды. Структура политической системы, ее организация и функционирование находятся в тесной взаимосвязи с внешними по отношению к ней условиями и факторами. Своевременная и точная реакция политической системы на поступающие из внешней среды импульсы, адекватность реакции на них, обеспечивают ее выживаемость, стабильность и развитие, эффективное обратное воздействие на внешнюю среду.

Внешние условия и факторы, с одной стороны, воздействующие на политическую систему, а с другой, являющиеся объектом ее влияния, условно можно разделить на две группы. Первую группу составляют те характеристики социума, создавшего данную политическую и другие системы общества (экономическая, социальная, культурная и т. д.). К ним относятся: уровень развития производительных сил общества; природные богатства страны и степень их освоения; господствующие формы собственности; численность населения; демографическая структура общества, его социальный и этнический состав; исторический опыт, традиции и образ жизни народа; национальный характер и национальная мораль; состояние науки и культуры и т. д. Они создают специфическое пространство, которое придает каждой политической системе собственное своеобразие и специфику, в чем-то сохраняющееся даже при смене господствующей в обществе элиты. Вторую группу составляют условия и факторы, являющиеся внешними по отношению к конкретному социуму. Это: географическая среда и геополитическое положение страны; международное право; международные правительственные, общественные, коммерческие и др. объединения (ООН, ОБСЕ, СНГ, ТНК, Движение неприсоединения и т.д.); международная обстановка и политика отдельных государств; место страны в системе международного разделения труда и другое. Политическая система постоянно адаптируется к этим факторам, влияет на них, изменяет их характер и содержание.

Перечисленные свойства присущи, как правило, всем политическим системам, хотя каждая из них обладает своими конкретными характеристиками и, по-своему, уникальна. В связи с этим для более глубокого понимания сущности и характера политических систем в науке принято выделять их различные типы. В исторической ретроспективе и в современных условиях классификация политических систем осуществлялась и осуществляется по различным основаниям.

Одной из первых стала разработанная в марксизме классовая типологизация политических систем. Ее основу составляли тип формации и характер социально-экономической структуры общества. С учетом этого основания выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая политические системы и политические системы освободившихся стран (в прошлом – страны национальной демократии). Отличительной особенностью данной типологии является жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

М. Вебер при классификации политических систем основывался на формах и способах их функционирования, доминирующем типе властвования и принципе его легитимности. С учетом этого основания получило признание деление политических систем на традиционные, в которых механизмы и способы властвования определяются обычаем, рациональные или бюрократические, в которых политическая жизнь зиждется на признании прав человека и роли государства в установлении и поддержании разумного порядка, харизматические, где власть основывается на личности лидера, которому приписываются исключительные черты.

В соответствии с особенностями политических традиций и менталитета народа американский политолог Г. Алмонд выделял англоамериканскую, континентально-европейскую, тоталитарную и доиндустриальную политические системы. Дж. Коулмен писал о конкурентной, полуконкурентной и авторитарной системах, а Д. Эптер – о диктаторской, олигархической, косвенно-представительной и прямой представительной системах. Л.С. Санистебан, используя исторический подход, описал в качестве существовавших в различные эпохи следующие политические системы: империя, конфедерация, современное национальное государство.1

Достаточно часто классификация политических систем осуществляется по типам политического режима. В этом случае выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Иногда к ним добавляют либеральный тип политической системы. По форме государства политические системы подразделяются на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские). По административно-территориальному устройству страны политические системы делятся на унитарные, в которых действует единая централизованная система органов государственной власти и правосудия и федеративные, в которых составляющие ее политические единицы, обладают некоторой политической самостоятельностью.

В современных условиях в зависимости от степени и направленности политических изменений различают традиционные и модернизированные политические системы. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость элементов гражданского общества и форм политического поведения, консерватизм в осуществлении общественно необходимых структурных изменений, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ властвования. Модернизированные политические системы отличаются провозглашением в качеств е общей цели членов общества модернизацию важнейших организаций, институтов и учреждений. Целью политической модернизации объявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе глубоких социальных контрастов.

Политическая система – живое, активно действующее образование, оказывающее существенное влияние на познавательную и предметно-практическую деятельность личности и общества. Свое социальное предназначение и роль она реализует посредством осуществления ряда функций. Знание функций политической системы, с одной стороны, позволяет понимать недоступные обыденному восприятию причинно-следственные связи и зависимости в общественно-политической жизни. Это позволяет субъектам политики вырабатывать реалистические практические решения, определять действенные формы и способы деятельности по преобразованию социальной действительности. С другой стороны, анализ функций показывает возможности и пределы политической системы в регулировании и регламентации общественных отношений.

В научной литературе имеются различные подходы к выделению и характеристике функций политической системы. Не останавливаясь подробно на их раскрытии, следует отметить достаточно часто встречающуюся неточность, которая в логике называется подменой тезиса. Так, по словам одного из авторов, ценность введения в научный оборот понятия политической системы состоит в том, что «акцент стал делаться не столько на том, какова сущность власти, сколько на проблеме ее конкретных функций, на том, что и как она делает».1 В действительности же функции власти и функции политической системы – суть разные вещи. Вторые призваны предупредить абсолютизацию власти, ограничить или корректировать её роль в обществе.

Политические системы организуются и функционируют не только по воле власти, но и при согласии всего населения с существующим порядком властвования. Это согласие основывается на исторических обычаях и традициях, безразличии людей к власти, их страхе или убеждении в том, что власть адекватно выражает интересы личности, государства и общества. Поэтому управление и подчинение являются взаимодополняющими аспектами любой политической системы и ее функции не сводятся только к отправлению власти.

К основным функциям политической системы относятся:

1. Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп общества. Интересы личности, общества, государства – явления относительно самостоятельные, требующие, для достижения и обеспечения социальной стабильности, постоянной координации и согласования. Известны ситуации, когда удовлетворение интересов одних социальных субъектов, ущемляет интересы других. Так, реализация права народа на самоопределение, находящегося в составе единого государственного образования, вступает в противоречие с интересами общества и государства, заключающихся в необходимости сохранения территориальной целостности страны. Или усиление в общественной жизни государственных начал, абсолютизация власти ведут к ущемлению прав человека и гражданина. Для предупреждения таких ситуаций и предназначена политическая система. Она призвана выражать и защищать интересы людей, с помощью имеющихся у нее возможностей и механизмов, координировать и согласовывать интересы личности, общества и государства. Наиболее оптимально выполняет эту функцию демократическая политическая система, в которой различные группы интересов имеют реальную возможность влиять на власть, участвовать в выработке решений.

2. Артикуляция и манифестация политических интересов различных групп населения. Эта функция осуществляется обеспечением со стороны политической системы передачи или предъявления обобщенных и систематизированных интересов и требований различных социальных групп и их предложений органам власти (государству) для принятия решений по их реализации. Требования и предложения могут предъявляться как отдельными людьми, так и социальными группами, институтами и организациями (ассоциированными и неассоциированными), по официальным и неофициальным каналам. Политическая система создает также пространство, в котором субъекты общественных отношений получают возможность заявить о своих чаяниях и интересах, предъявить свои требования к власти.

3. Выработка и утверждение легитимных принципов распределения материальных и духовных ценностей. Именно политическая система вырабатывает, утверждает и реализовывает в обществе публично сформированный порядок распределения материальных и духовных ценностей. Она обеспечивает действенность механизма принятия решений и создает условия, способствующие их эффективному проведению в жизнь, при необходимости перераспределяя материальные и духовные ценности в соответствии с приоритетами социально-экономического, культурного развития общества. При этом политическая система должна контролировать реализацию принципа справедливости в их перераспределении, не допуская возникновения или нарастания среди населения социальной напряженности. Например, Д. Истон рассматривал политическую систему как совокупность взаимодействий по поводу распределения ценностей. По его мысли, политика заключается в авторитарном распределении ценностей, а политическая система, реагируя на поступающие извне импульсы, предотвращает возникающие по этому поводу конфликты.

4. Обеспечение диалога между государством и гражданским обществом. Смысл и значение этой функции состоит в том, что гражданское общество, не подменяя государство, берет на себя часть его функций, например, в областях образования, благотворительности, экологии. Наряду с этим, создавая структуры, относительно независимые от власти, оно осуществляет контроль над государством и его органами. В свою очередь, государство в процессе диалога с гражданским обществом, получает возможность усилить собственную легитимность, получить общественную поддержку своей политики, а, следовательно, повысить ее эффективность.

5. Внедрение определенных правил политического поведения людей. Эта функция политической системы заключается в том, что политическая система обеспечивает предельно широкое регулирование поведения людей в обществе. Однако, уместно напомнить, что есть разные способы социальной регламентации и регулирования общественной жизни. Право и государственное принуждение – один из них. Другие (политическая мораль, политические традиции, политические идеалы и др.), вырабатываются невластными, негосударственными механизмами политической системы. Но все они вкупе служат средством обеспечения контроля за соблюдением законов и правил, пресечения действий, нарушающих политические нормы.

7. Обеспечение политического участия граждан, под которым понимаются все виды добровольных действий, с помощью которых отдельные индивиды, создаваемые ими группы и общности прямо или опосредованно включаются в дела государства, в его организацию и деятельность и тем самым в формирование публичной политики. В предельно широком значении политическое участие масс (от случайных разговоров о политике до активных целенаправленных действий политических партий и других образований) становится возможным благодаря наличию многогранной и диверсифицированной политической системы. Именно она обеспечивает мобилизацию ресурсов общества на достижение общественно значимых целей.

6. Политическая социализация членов общества. В процессе реализации этой функции политической системы в обществе складываются определенные условия приобщения людей к миру политики, усвоения политических традиций, норм и правил ее осуществления. В результате люди на всех этапах своей жизни, поддерживают или изменяют основные нормы политической культуры. Политическая социализация включает в себя все виды политического обучения: государственное, общественное и религиозное, формальное и неформальное, стихийное и управляемое. Она на протяжении более или менее длительного исторического периода обеспечивает относительное единообразие политико-культурных норм и стандартов поведения членов политической общности.

Социальная роль политической системы нередко в научной и учебной литературе рассматривается также и через анализ ее функционального предназначения, основанного на наличии у нее потенциальных исполнительских возможностей. В данном случае акцент делается не на реальных результатах функционирования политической системы, а на имеющихся у нее внутренних резервах и ресурсах. Принято выделять четыре группы исполнительских возможностей политической системы:

1) интегративные возможности – это возможности политической системы формировать общество национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических институтов;

2) интернациональные возможности – способность политической системы налаживать разного рода международные и межгосударственные контакты;

3) возможности участия – это резервы и ресурсы политической системы по формированию гражданской политической культуры и демократической политической структуры;

4) распределительные возможности – возможности политической системы по распространению определенных жизненных стандартов людей, согласованию принципов их реализации между политической, экономической и социальной структурами общества.

Политическая система своими функциями служит сплочению, консолидации общества и поддержанию стабильности его развития. При всей их относительной самостоятельности, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как действенность каждой из них зависит от степени реализации всех других. В то же время не только в теории, но и на практике возможна гипертрофия отдельных функций, что на деле будет означать не разрушение, а перерождение политической системы. Так в современных индустриально развитых странах существующие политические системы все более слабо осуществляют функцию привлечения граждан к политическому участию. Это проявляется в устойчивом массовом абсентеизме, нарастающем неприятии людьми политики и их отчуждении от нее, что дает основание говорить о несовершенстве демократии в постиндустриальных и информационных обществах.

Понимание сущности, структуры, свойств, типов и функций политической системы позволяет выделить и охарактеризовать особенности этого феномена в отдельных странах, в том числе и в современной России. Так, современная Российская политическая система не в полной мере адекватна уровню развития общества, не отражает содержания, характер и тенденции его функционирования и развития. Она является переходной политической системой, которая по распределению власти и взаимоотношению с обществом тяготеет к плюралистической, по методам ее организации и осуществления больше относится к авторитарной, а по принципу развития – ориентирована на перемены. Ей присущи неоформленность и незавершенность структурных элементов, нестабильность, несбалансированность взаимоотношений с другими общественными системами, гражданским обществом. Слабо обеспечивается реализация принципа разделения и баланса ветвей государственной власти, пока не оформились взаимодействие и распределение власти, как по вертикали, так и по горизонтали. Зарождающиеся демократические институты и процедуры власти, оказывают пока слабое воздействие на общественные отношения.

Сегодня России необходима стабильная и эффективная политическая система. Её формирование возможно на основе традиционных политических ценностей и приоритетов российского общества, опыта организации и функционирования политических систем демократических стран. Большое значение имеет также утверждение в общественной жизни России законности и правопорядка, широкого политического плюрализма, формирование основ гражданского общества.

* *

*

Политическая система общества – это сложный и многогранный организм. Она органически взаимосвязана со всеми сферами общественной жизни, составляет фундамент политики и политической власти. Политическая система обладает только ей присущими свойствами, позволяющими воздействовать на социальные отношения и зависящими от ее внутренней организации, характера функционирования и социального предназначения. Эффективность функционирования политической системы определяется адекватностью ее структур и социальной роли общественным потребностям, способностью к саморегулированию и самообновлению.

Политическая система по различным основаниям подразделяется на типы, каждый из которых обладает своими особенностями и степенью воздействия на общественные отношения. Тип политической системы и продуктивность ее функционирования определяются уровнем цивилизованности общества, степенью социальной зрелости господствующей в обществе политической элиты, избранным ею политическим курсом. Политическая система выполняет в обществе жизненно важные функции, обеспечивающие его стабильное и прогрессивное развитие, интеграцию в систему международных отношений. Магистральным направлением совершенствования современных политических систем является их демократизация, тесное взаимодействие с гражданским обществом.