8. Требования к финансовым группам по вопросам под/фт
Интересным нововведением, на наш взгляд, является применение консолидированной групповой политики в области ПОД/ФТ. Согласно Рекомендации 18, императивно устанавливающей обязательность применения мер ПОД/ФТ для финансовых учреждений, для финансовых групп также устанавливается обязанность иметь единые программы ПОД/ФТ, включая принципы политики и процедуры по обмену информацией внутри группы для целей ПОД/ФТ.
Наличие групповой политики и программ по ПОД/ФТ автоматически предполагает, на наш взгляд, необходимость "аутсорсинга" мер по надлежащей проверке клиентов (включая привлечение агентов) и предполагает также необходимость полагаться на третьи стороны при реализации политики и мер ПОД/ФТ Важной оговоркой для стран ЕврАзЭС, по нашему мнению, является также требование о том, что финансовые учреждения обязаны обеспечить применение мер ПОД/ФТ посредством групповых программы по ПОД/ФТ зарубежными филиалами и дочерними компаниями с их контролирующим участием в соответствии с требованиями страны расположения по применению стандартов ФАТФ.
Мы полагаем, что в условиях, когда страны ЕврАзЭС имеют разную степень имплементации требований по ПОД/ФТ, высокий уровень реализуемого коррупционного потенциала, выработка групповых программ должна вестись не на уровне отдельно взятого финансового учреждения, и не на уровне отрасли, и даже не на уровне национальной юрисдикции, а на уровне субрегиональном - применительно к странам ЕврАзЭС нам видится оптимальным взаимодействие в формате ЕАГ. Применение же программ на более низком уровне, в том числе уровне национальной юрисдикции (который и будет "потолочным" при проведении процедуры взаимных оценок) может, на наш взгляд, приводить к ситуациям, схожим с имевшей место в одной из стран Центральной Азии, когда возникли неоднозначные, на наш взгляд, налоговые претензии к российской телекоммуникационной компании (оператор сотовой связи) в середине 2012 г.
Нужно также отметить, что введение налоговых преступлений в состав предикатных, о чем мы уже упоминали ранее, будет, по нашему мнению, более активно способствовать политически мотивированным претензиям правоохранительных органов по аналогии с деятельностью Федеральной службы налоговой полиции России на рубеже 2000-х годов. Ряд государств ЕврАзЭС сейчас проходят в своем развитии стадию, характерную для России на рубеже 2000-х годов. Этот фактор может существенно сказаться и на сфере ПОД/ФТ и имплементации стандартов ФАТФ в новой редакции в таких национальных юрисдикциях.
Учитывая, что конечная ответственность возлагается на сторону, эту ответственность делегировавшую, при наличии групповых программ, не имеющих статуса субрегиональных, мы полагаем, что количество политически мотивированных рейдерских захватов и передел собственности на постсоветском пространстве в пользу национальных элит будут набирать обороты, а стандарты по ПОД/ФТ станут инструментом такой борьбы, что отчасти может привести к их дискредитации. В этой связи особую обеспокоенность у нас вызывают регион Центральной Азии и существующие в нем финансово-промышленные группы, аффилированные с местными элитами.
Также вызывает вопрос реализации групповой политики филиалами и головными подразделениями транснациональных корпораций, имеющих юрисдикцией происхождения и/или регистрации развитые западные страны, режим ПОД/ФТ и национальное законодательство которых могут разниться, что будет вызывать, с одной стороны, давление таких корпораций на национальные юрисдикции, а с другой - препятствовать выработке консолидированной позиции, ориентированной на общие интересы стран ЕврАзЭС. Дополнительным осложняющим фактором будет выступать тот факт, что практически все такие транснациональные корпорации являются донорами для бюджета постсоветских стран, где они, собственно, и оперируют, что дает им существенные рычаги влияния на национальные элиты.
Учитывая имеющую место, на наш взгляд, запредельную коррумпированность режимов и их отдельных представителей в странах Центральной Азии, такое сотрудничество может нести в себе существенные риски с точки зрения ОД. Мы полагаем, что, как и в других сферах, транснациональные корпорации, фактически оперирующие в глобальном масштабе, должны осуществлять свою операционную деятельность на пространстве ЕврАзЭС, ориентируясь на выработанные государствами ЕврАзЭС на субрегиональном уровне (поскольку выработка подхода на уровне глобальном пока невозможна) и "вмененные" корпорациям подходы к данному вопросу.
- Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕврАзЭс Введение
- 1.2. Конвенция оон о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
- 2. Правовые и институциональные основы формирования системы под/фт в ес и других интеграционных образованиях
- 2.1. Рекомендации фатф как международный стандарт по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Опыт применения в ес
- 2.2. Деятельность иных международных организаций в области под/фт
- 3. Заимствование международного опыта для создания организационно-правовых основ под/фт в ЕврАзЭс
- Европейская система финансового надзора
- Европейский Комитет системных рисков
- Орган по банковскому надзору
- Объединенный комитет Европейских надзорных органов
- 1.2. Институциональные основы под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(48)
- 1.2.1. Сравнительный анализ современного состояния институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(49)
- Российская Федерация*(57)
- Белоруссия*(75)
- Казахстан*(77)
- Кыргызская Республика*(86)
- Республика Таджикистан*(88)
- Субрегиональный институциональный уровень под/фт на пространстве ЕврАзЭс*(95)
- Исследование путей и перспектив формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭс
- Рассмотрение вопросов взаимодействия национальных подразделений финансовой разведки в рамках ЕврАзЭс
- 2. На ключевое место в новой редакции Рекомендаций выходит проблематика внедрения и применения риск-ориентированного подхода (Рекомендация 1)
- 3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления
- 4. В соответствии с новой редакцией стандартов фатф (Рекомендация 5) уточнено понятие преступления финансирования терроризма
- 5. Повышение требований к прозрачности публичных должностных лиц / политически значимых лиц
- 6. Повышение прозрачности юридических лиц
- 7. Повышение прозрачности безналичных переводов
- 8. Требования к финансовым группам по вопросам под/фт
- 9. Расширение международного сотрудничества
- Особенности имплементации новых Рекомендаций фатф в национальное законодательство России и других государств - членов ЕврАзЭс
- 1.4. Актуальные вопросы взаимосвязи и координации политики в области под/фт/фрому и антикоррупционной политики в ЕврАзЭс*(152)
- Выводы в отношении гармонизации национального законодательства государств - членов ЕврАзЭс сфере под/фт
- В отношении развития институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс
- В отношении проблем и перспектив имплементации новой редакции Рекомендаций фатф в национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭс
- Глава II. Проблемы и перспективы развития национальной системы под/фт применительно к банковскому сектору России
- 2.1. Особенности реализации международных противолегализационных процедур в российской банковской практике
- 2.2. Сущность, факторы и виды банковских рисков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
- Особенности проявления операционного риска при реализации в кредитной организации внутреннего контроля в целях под/фт
- 2.3. Инструменты управления специфическими банковскими рисками в области под/фт
- 2.4. Развитие нормативно-правового регулирования деятельности российских банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем