17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
В 50-60 годах XIX века в России сложился «революционный демократизм» – направление общественно-политической мысли, которое соединяло в себе идею крестьянской революции с утопическим социализмом.
Крестьянская революция понималась революционными демократами в качестве средства для уничтожения крепостного права, а социализм виделся ими в виде крестьянской общины, исторически настолько самодостаточной, что Россия придет к крестьянскому социализму, минуя капитализм.
Революционный демократизм в России проистекал из убеждения его сторонников, что в России невозможно придти к общенациональному согласию в отношении крестьянского вопроса. Когда часть интеллигенции встала в этом вопросе на позиции интересов крестьянства и пришла к необходимости его революционного решения, тогда и возник революционный демократизм.
Первым это сделал Николай ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.
Отрицательно оценив условия и политические последствия освобождения крестьян в российской реформе 1861 года, Чернышевский разрабатывает и печатает в подпольной типографии прокламацию, в которой изложена программа революционного выступления крестьян с оружием в руках против самодержавия за социализм.
Однако социализм,по мысли Чернышевского,будет установлен не сразу же после крестьянской революции, а после некоего «переходного состояния», поскольку для перехода от старого строя к новому понадобится ряд промежуточных мер экономического и политического характера.
Поскольку это «переходное состояние» будет периодом масштабных и сложных государственных реформ, то для их успеха понадобится система сильной государственной власти. Именно государство, которое возникнет в ходе крестьянского восстания, должно конфисковать земли у помещиков в пользу крестьянских общин на первом этапе после революции. Далее это государство должно финансово обеспечить образование промышленно-земледельческих товариществ и в течение одного года наладить их работу для налаживания экономической жизни страны. Параллельно следует создать систему государственных предприятий и сломать политические принципы существования старого государства, внедряя новую политическую систему. В этой ситуации, естественно, возникнут процессы попрания старых прав и столкновения нового права со старым государством, что необходимо делать решительно вплоть до самоуправства.
Рассматривая вопросы государства и права, Чернышевский исходит в них из теории стадий хозяйственной деятельности в истории человечества.Согласно этой теориичеловечество проходилонесколькоподобныхстадий:сначала рыболовство и охота, потом скотоводство, а затем земледелие. На этих начальных стадиях цивилизациисобственность была общинной, право заменяло племенное устройство, а государства вообще не было.
С появлением частной собственности возникли государство и право,так как частная собственность привела к столкновению интересов, что привело к вражде и к необходимости общих правил согласия, обеспечивающих совместное сосуществование.
Так возникли законы (право) и организация, призванная их обеспечивать (государство). С возникновением государства возникла и государственная власть, то есть правительство, наделенное правом принудительного обеспечения законов.
Таким образом, всё общество делится на саму власть (чиновники и полицейские) и на граждан, которые отстранены от власти. Устраняет эту несправедливость социализм, где не будет царя и его чиновников, а главным станет народ, который самостоятельно будет выбирать себе начальствона определенный срок. Задача этих выборных начальников – осуществить политическая права и свободы всех сограждан и навести справедливость, чтобы народу жилось лучше и богаче.
Другой революционный демократ Дмитрий ПИСАРЕВ не верил в способность крестьянства самостоятельно освободить себя и построить свободное общество, и полагал, что в России нет условий для революции.
Поэтому главную задачу Писарев видел в защите и пропаганде социалистических идей, предлагая, так называемый, «химический путь» к социализму, то есть путь внутреннего поэтапного превращения общества в свободное и справедливое через постепенные социальные изменения, повышение производительности труда, просвещение народа и постоянное увеличение его благосостояния.
При этом он не видел перспектив в общинном социализме, а полагал нужным и исторически необходимым развитие в России капитализма и появление в ней пролетариата.
На смену революционным демократам пришли революционныенародники. Они верили в сближение интеллигенции с народом и вовлечение народа в революционное движение с целью не только его освобождения, но и для противодействия буржуазному развитию общества.
Представителями революционного народничества были Лавров, Бакунин и Ткачев. В рамках народнической теории сложились три тактических направления–пропагандистское,бунтарскоеизаговорщическое.
ЛидеромПРОПАГАНДИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯв народничествебыл ПетрЛАВРОВ, которыйдвижущей силой истории считал критически мыслящих людей.
От самого первого дикаря, породившего внутри себя мысль о движении к прогрессу, и до сегодняшнего дня, все положительные изменения в истории человечества происходят под действием критического осмысления действительности отдельными личностями.
Поскольку критически мыслить может только интеллигенция, то интеллигенция должна сделать всё, чтобы распространить преимущества своего образа жизни на весь народ.
Таким образом, главной целью истории является солидарность всех людей ради равенства и благополучия всех, то есть – социализм.
Социализм нельзя устроить искусственновызванными революционными авантюрами, посколькународ должен сам созреть до идеи о необходимости социализма, а для этого необходимо соответствующее просвещение народа.
Отрицал Лавров не только бунтарские методы, но и заговорщицкие, всё на тех же основаниях – власть, которая придет на смену нынешней, должна быть естественным выбором большинства, а не навязываемой сверху системой, которую исповедует только кучка людей.
АнархистМихаил БАКУНИНбыл представителемБУНТАРСКОГО НАПРАВЛЕНИЯв народничестве.Фундаментальной категорией анархистской философской доктрины Бакунина является категория свободы, как главной, абсолютной ценностибытия.
Власть государства является насилием над свободой, и поэтому государство необходимо уничтожить, взорвать, а вместе с ним стереть с лица земли и весь старый мир, чтобы очистить место для нового мира, общества неограниченной свободы. Для этого необходим мощный разрушающий акт,необходима революция, после чего достигнутую свободу следует закрепить общинным землевладением, самоуправлением и упразднением государства, потому что государство это основной источник угнетения человека.
Для упразднения государства следует отнять власть у национальных государств, и передать еёособому органу, федеральному совету. Эта власть федеральному советудолжна передаватьсятолько для сферы экономических взаимоотношенийкрестьянских и рабочих ассоциаций, авсё остальное будет осуществляться людьми полностью свободнои без контроля со стороны каких-либо чиновников или государственных органов.
Лидер ЗАГОВОРЩИЦКОГО НАРОДНИЧЕСТВА, Петр ТКАЧЕВ,проповедовал все видытеррора: убийство шпионов, изменников, государственных чиновников и тиранов.
По мнению Ткачева ждать наступления капитализма в России не только не имеет смысла, но и опасно, поскольку буржуазные отношения только осложнят и отсрочат революцию.
Поэтому революция нужна немедленно, а, поскольку народ не готов, то революцию должны организовать особые люди – целеустремленное и сплоченное вооруженное революционное меньшинство, которое захватит власть и навяжет всем остальным свою политическую волю.
Методы агитации народа Ткачевым решительно отвергались, потому что народ должен стать просто материалом для революционного меньшинства. Сам народ тёмен, мало революционен и политически пассивен, но его можно поднять на борьбу с помощью террора. Таким образом, Ткачев первым стал исповедовать террор в качестве средства политической борьбы. С помощью убийства и запугивания государственных чиновников следует расшатать власть и уничтожить государство, а затем построить общинный крестьянский социализм.
Само понятие «народничества» в практике его применения разнолико и противоречиво, поскольку к этому движению относили себя или относятся историческими исследователями представители самого разного идейного направления. Можно дать общее значение «народничества» в качестве синонима крестьянского демократизма и политического внимания к нуждам народа.
Основные термины
АНАРХИЗМ – политическая теория, призывающая к отказу от всех форм государственной власти.
ВЛАСТЬ– способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.
ГОСУДАРСТВО– система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.
КРЕПОСТНИЧЕСТВО– система прикрепления крестьянина к земле с административным и судейским подчинением её владельцу.
НАРОДНИЧЕСТВО– политическое движение в России второй половины XIX века, преследующее цели вовлечения крестьян в революционную борьбу.
ОБЩИНА– исторически сложившийся орган крестьянского самоуправления в России.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.
ПРОПАГАНДА– распространение идей для формирования у масс определенных политических взглядов.
ПРОКЛАМАЦИЯ– оппозиционная политическая листовка.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ– политическое движение в России 50-60 годов XIX века, соединяющее в себе идеи утопического социализма и крестьянской революции.
СОЦИАЛИЗМ– учение о политическом устройстве общества, в хозяйственном правопорядке которого отсутствует частная собственность на средства производства и на продукты труда.
ТЕРРОР – политическая идеология достижения целей убийствами и другими насильственными действиями в отношении представителей государства.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – социальная мечта в форме теории общества имущественного равенства, обязательности всеобщего труда, коллективной собственности на имущество и справедливого распределения материальных благ.
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ– охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов