42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
Политическое сознание – это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества, и на основе чего они занимают ту или иную политическую позицию.
Политическое сознание является непременным спутником функционирования и развития любой политической системы, поскольку любая политическая система строится осознанными действиями членов общества, исходя именно из реалий и целей преобладающего у них политического сознания.
Политическое сознание занимает особое место среди всех других форм общественного сознания, поскольку в нем отражены коренные интересы классов, социальных слоев и групп. Именно политическое сознание оказывает решающее воздействие на процессы политической борьбы за власть, потому чтоклассы, социальные слои и группы общества примыкают к той политической силе, чья программа наиболее полно соответствует содержанию их политического сознания.
Поскольку политическое сознание формируется исходя из жизненно важных интересов классов, социальных слоев и групп, то оно пронизывает и все другие формы общественного сознания, отражающие социальные процессы общества, в которые погружены субъекты политического сознания. Поэтому политическое сознание тесно взаимодействует с религией, моралью, экономикой, правом, наукой, национальным сознанием и т.д. Таким образом, в политическом сознании отражаются все стороны взаимоотношений классов, социальных слоев и групп в политической системе общества и в системе государственной власти.
Система государственной власти, её теоретические принципы и её практическое устройство – является главной проблемой политического сознания, поскольку именно в вопросах устройства и практического функционирования государственной власти сталкиваются политические интересы различных классов, социальных слоев и групп.
В результате столкновения политических интересов в государстве постоянно происходит политическая борьба, которая реализуется в различных формах: борьба партий за места в парламенте, парламентские дискуссии, экономические требования, забастовки, массовые акции, насильственные государственные перевороты, социальные революции и т.д.
Таким образом, политическое сознание общества содержит не только теоретическую составляющую(убеждения, идеи, цели, планы и т.д.),но и практическую составляющую(методы конкретного экономического воздействия, способы проведения актов неповиновения, переворотов, массовых акций, различные теории и стратегии политических выступлений, союзов, маневров и т.д.).
Обе эти составляющие включены в различные УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:
1. Обыденныйуровень. Возникает стихийно из повседневного жизненного опыта членов общества.
Политическое сознание этого уровня одновременно и нестабильно, и статично. Нестабильно, поскольку конкретные обстоятельства повседневной жизни всё время меняются, а вслед за этим у людей соответственно меняются эмоции и оценки существующего положения дел, что постоянно уводит политическое сознание то в одну, то в другую сторону.
Но, с другой стороны, политическое сознание данного уровня во многом статично, поскольку оно во многом же определяется стереотипами мышления, традициями быта, малым диапазоном насущных повседневных задач и стабильными в своей основе экономическими и политическими интересами того или иного класса, общественного слоя или группы.
На этом уровне сознания нет долгосрочных прогнозов ситуаций или масштабных теоретических осмыслений политической системы. Носителями обыденного политического сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях.
2. Теоретический уровень, идеология.ИДЕОЛОГИЯ – это совокупность идей, теорий и взглядов, формирующая систему духовных ценностей человека.
Идеологический уровень характеризуется масштабностью, полнотой, цельностью и глубиной отражения политической реальности. На нём уже происходит прогнозирование политических процессов и наблюдается устойчивая теоретическая систематизация политических взглядов.
Идеология призвана выработать обоснованную политическую программу и активно воздействовать на общественное сознание. Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни.
Наиболее тесно связано с политическим сознанием ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп.
Правосознание – это система знаний и оценок, посредством которых членами общества осознается сфера права.
Несмотря на близкое взаимодействие с политическим сознанием, правовое сознание, в отличие от него, формируется не только исходя из политических и экономических интересов, но и строится в значительной степени на рациональных основаниях социальной полезности и на нравственных устоях социальной справедливости.
Таким образом, правовое сознание занимает промежуточно-связующее положение между политическим сознанием, нравственностью и рациональными задачами правильной организации общества.
Если политическое сознание является делом личного выбора членов общества, как в части его содержания, так и вообще в части самого его наличия или отсутствия у отдельного индивида, то правовое сознание является необходимостью, так как любой член общества обязан иметь четкие знания о праве, чтобы соблюдать его.
Таким образом,
политическое сознание есть положительное явление культуры индивида, а правовое сознание – необходимое.
Правовое сознание подразделяется на ТРИ УРОВНЯ:
1. Обыденное правосознание, содержащее необходимые в повседневной жизни знания правовых норм и правовых ограничений.
Характеризуется значительным присутствием в нём эмоциональных и нравственных оценок существующих в обществе законов.
2. Профессиональное правосознание, содержащее знания практического применения норм и законов тех лиц, чья профессиональная деятельность располагается в сфере правоприменения.
3. Теоретическоеправосознание, содержащее результаты и процессы научного исследования права с точки зрения его политического содержания и соответствия задачам рационального общественного устройства.
Политическое сознание и правовое сознание образуют вместе ПОЛИТИКО-ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА.
Общество является демократическим, если его политико-правовая культура обеспечивает справедливое и гуманное право, поскольку именно такого характера право противостоит неравенству, произволу и беззаконию.
Право – это юридические законы и система общеобязательных социальных норм, охраняемых и обеспечиваемых силой государства. Таким образом,соблюдение права является основой политико-правовой культуры демократического общества, ибо соблюдение правовых норм обязательно для всех и обеспечивается государственной властью.
Основная задача права – регулировать общественные отношения с помощью правовых норм. Правовые нормы не допускают отклонений от предписаний закона в различных общественных отношениях, а за их нарушение предусмотрена гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность. Данная ответственность является демократическим по характеру явлением, поскольку в демократическом обществе законодательно закреплены основные права человека, такие, как право на жизнь, свободу вероисповедания, работу, отдых, личную и политическую свободу и т.д.
Рост политико-правовой культуры общества в последней трети ХХ века вызвал к жизни новый тип государства, отличительные признаки, которого позволяют характеризовать его как правовое государство, то есть как огосударствленную политическую систему, в которой на первом месте стоит право, а на втором – государство.
Правовое государство отличается от неправового государства содержанием и качеством законов. Законы в правовом государстве должны быть более справедливыми, гуманными, закрепляющими, как естественные права человека, которыми он обладает от природы, так и конституционные права людей.
В создании правового государства большую роль призваны сыграть политическое и правовое сознания общества, основанные на принципах демократии.
Основные термины
ИДЕОЛОГИЯ– совокупность идей, теорий и взглядов, формирующих систему духовных ценностей человека.
ПОЛИТИКА –деятельность, связанная с процессами получения власти, реализации власти или влияния на власть.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА– столкновения политических сил.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ– система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.
ПРАВО– юридические законы и система общеобязательных социальных норм, охраняемых и обеспечиваемых силой государства.
ПРАВОСОЗНАНИЕ – система знаний и оценок, посредством которых членами общества осознается сфера права.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов