34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов.Труд является главной предпосылкой и основным условием непосредственно самой человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни.
В отличие от животного мира, человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, не биологически приспосабливаясь к природе, а преобразует природу посредством труда, приспосабливая её под себя.
Таким образом, человеческий труд – это акт постоянного творчества, постоянного преобразования существующего и создания нового, это процесс напряженной интеллектуальной и духовной деятельности, непрестанного осмысления действительности и поиска оптимального решения задач различной сложности.
Благодаря этому труд стимулировал интеллектуальное развитие человека и выделение человека из животного мира.
Интеллектуализация человека, в свою очередь, привела к постоянному усложнению и непрерывному совершенствованию орудий и приемов труда, что обратной связью вновь потребовало интеллектуализации человека.
Таким образом, преобразуя трудом природу, человек одновременно преобразовывал и себя.Благодаря труду человек постоянно расширял свой познавательный потенциал, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Необходимость передачи знаний и навыков по наследству привела к появлению процессов социализации, благодаря чему человек уже с детства стал воспитываться как существо социальное, то есть неотъемлемо так или иначе включенное в общество в том или ином его виде.
Любой труд продиктован необходимостью и начинается с изготовления орудий. Наиболее древними орудиями являются орудия охоты, рыболовства и войны, которые возникли в ответ на главные необходимости того времени – питание и защита (как от хищников, так и от враждебных иноплеменников).
Со временем эти орудия из примитивных, полуобработанных подручных средств превратились в достаточно надежные и эффективные приспособления для решения ежедневных насущных проблем.
С появлением более совершенных орудий охоты и рыболовства в питании человека стала возрастать доля потребления мясной и белковой пищи,что увеличило физический потенциал человека, сделало его сильнее, конкурентоспособнее в мире животных,повысило выживаемость и численность. За счет поступления с мясной пищей в мозг большого количества необходимых для его развития и питания веществ,человек стал быстрее совершенствоваться умственно. Его всё более проясняющееся сознание и усиливающиеся способности к абстракциям и умозаключениям стимулировали новое совершенствование орудий и способов труда, развитие общественных отношений и способствовали появлению новых знаний о природе.
Решающимдля превращения человека в разумное и общественное животноестало пользование огнем и приручение животных.Это повлекло за собой появление такого нового вида труда, как скотоводство, к которому затем прибавилось земледелие. Вследствие этоготрудовая деятельность стала разнообразнееи искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д.
Из-за формирования богатой и насыщенной трудовой деятельности возникли излишки её продуктов,что привелосначала к обмену, а потомк торговле, и в результате –к дифференциации человеческого общества по производству того или иного полезного продукта. Всё это вызвало собой появление союзов племен, расширение межплеменных контактов, формирование наций, оформление их экономических и политических интересов, возникновение государств.
С появлением государств развились право и политика, расширились возможности человечества в совместной трудовой деятельности, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций.
Таким образом, труд непосредственно не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики человеческого общества, поскольку вся система общества является в своей основе тем или иным совместным трудом.
Таким образом, благодаря труду, бытие отдельного человека включено в общественное бытие.
Общественное бытие – это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости. То есть, общественное бытие можно понимать как некий набор общественно регулируемых практик – экономической, правовой, политической, гражданской, этической, идеологической, семейной, государственно-управленческой, научно-теоретической и т.д.
Естественно, что каждая из общественно регулируемых практик в силу своей сложности сопряжена с её общественным осмыслением, эмоциональным переживанием и духовным отношением.
Таким образом, общественное бытие сопровождается процессом его осознания со стороны самого же общества. Это осознание обществом своего общественного бытия происходитв форме общественного сознания.
Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.
УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ– это зоны накопления интеллектуального и духовного опыта общества, в иерархии их сложности:
1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознаниепроистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением и попытками оптимизации общественного бытия на повседневном уровне.
2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложный уровень общественного сознания, содержание которого не подчинено повседневным задачам жизни, превышает их потребности и включает в себярезультаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка– мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ– это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности:наука, философия, искусство, право, политика, мораль, религия и т.д.
Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием, поскольку и общественное сознание, и общественное бытие взаимно воздействуют друг на друга:
– общественное сознание осмысливает общественное бытие, вносит целенаправленные изменения в его состав и задает направления его развития;
– общественное бытие, со своей стороны, формирует приоритеты и задачи общественному сознанию, определяет его содержание и направления его работы.
Являясь зависимыми друг от друга,они одновременно и самостоятельны.
Их самостоятельность проистекает из того, что, как процессы общественного сознания, так и процессы общественного бытия во многом подчиняются внутренней логике именно своего отдельного развития:
– общественное сознание развивается в направлении,заданном не только общественной практикой, но ив логическом русле своих господствующих идей, воззрений и концепций, несмотря на то, что общественная практика может с ними явно расходиться;
– громоздкая и сложная общественная практика во многом развивается в направлениях, заданных инерцией своего собственного структурного состояния, несмотря на то, что общественное сознание может уже видеть и принимать к действию новые направления развития.
Основные термины
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ– совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ– процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.
ОРУДИЯ ТРУДА – устройства и предметы, созданные человеком для осуществления производственной деятельности.
ПРАКТИКА– чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека.
ПРИРОДА– совокупность всех внешних естественных условий существования человека.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ– процесс усвоения человеком системы необходимых знаний, позволяющих ему эффективно включаться в жизнь общества.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА– выражение того или иного сложившегося на тот или иной исторический момент единства производительных сил и производственных отношений какого-либо общества
ТРУД– целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов