36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны:
1. Производительные силы.
2. Производственные отношения.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ.
В структуру производительных сил входят:
1. Люди.
Люди, осуществляющие процесс материального производства, выступают субъектом труда. В материальном производстве труд людей всегда направлен на некое внешнее человеку природное вещество, которое подвергается обработке и изменению в процессе производственной деятельности. Это земля, полезные ископаемые, металлы, объекты растительного и животного мира, минеральные вещества и т. д.
Всё, на что направлен труд людей, это -
предметы труда.
2. Средства производства.
Чтобы воздействовать на предмет трудас целью его преобразования в нужный продукт, людям необходимо иметьорудия труда, склады, транспортные системы, системы связи, системы управления и планирования, производственные технологии, научная организация труда и т. д. Всё это образует собой
средстватруда.
Средства труда совместно с предметами труда составляют СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.
средстватруда+предметы труда=средства производства.
Итак, производительные силы – это люди, обладающие производственными навыками к труду, и средства производства, служащие для получения материального продукта.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ = ЛЮДИ + СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.
Количество материального продукта, создаваемого за единицу времени, является показателем уровня развития производительных сил, и выражается этот показатель критерием, который называется «производительность труда».
Поскольку материальное производство непредставимо без участия человека, то существенным фактором процесса производства выступают связи и отношения между людьми, складывающиеся в производственной деятельности. Эти связи и отношенияназываются производственными отношениями.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Производственные отношения имеют сложную структурную организацию, проявляющуюся в иерархически-соподчиненной системе взаимодействия участников производственной деятельности. Эта система включает в себя отношения собственности к средствам производства, отношения в процессе обмена, распределения и потребления произведенного продукта, отношения, обусловленные производственной специализацией работников, соподчинено-управленческие отношения, подбор и расстановку кадров и т.д.
Таким образом, в систему производственных отношений входят, как отношения между работниками, предопределенные мероприятиями по организации, управлению и техническому обеспечению трудового процесса, так и субординационные отношения между работниками и руководителями производства.
Вдобавок ко всему система производственных отношений включает в себя и отношения между предприятиями, ведомствами, отраслями, регионами и т.д., поскольку отношения этих административных или территориальных участников производства являются выражением интересов определенных групп людей.
Однако, привсём богатстве производственных отношений, их основным элементом являются экономические отношения.
Основой экономических отношений является отношение собственности участников производства к средствам производства. Средства производства всегда представляют собой чью-то собственность, что не только формирует характер производственных отношений, но и влияет на распределение материальных благ.
Таким образом, экономические отношения определяют не только производственные отношения, но и формируют социальные результаты от производственной деятельности.
В свою очередь социальные результаты от производственной деятельности формируют соответствующие процессы и отношения в самом обществе, то есть, экономические отношения следует расценивать в качестве системообразующих отношений, как для производственных, так и для социальных процессов общества.
Таким образом, производственные отношения есть всегда еще и глубоко социальные отношения людей.
Соответственно, развитие производственных отношений есть всегда одновременно и развитие социальных отношений, а развитие производства – это всегда развитие общества.
Однако, как бы ни испытывало производство на себе влияние производственных отношений, развитие самого производства происходит, прежде всего, в системе производительных сил.
А развитие производительных сил связано,в первую очередь, с совершенствованием орудий труда, то естьс прогрессом техники.
Таким образом, развитие техники совершенствует производительные силы, производительные силы совершенствуют производство, а всё это изменяет производственные отношения. Как следствие этому изменяются социальные отношения в обществе.
Таким образом, технический прогресс детерминирует, как прогресс производительных сил, так и прогресс производственных отношений, и, в конечном итоге,
технический прогресс детерминирует прогрессивные изменения в обществе.
Однако прогресс производительных сил начинает со временем опережать прогресс производственных отношений. Между ними образуется противоречие,котороевсе более углубляется, иразрешается в форме социальной революции, во время которой происходит изменение общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Структура общественно-экономической формации характеризуется наличием в её составе «базиса» и «надстройки».
Базис – это совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества и сложившихся в нём производственных отношений.
Надстройка это:
1. Совокупность духовной культуры общества: характер мировоззрения, философские концепции, религия, политическая культура, правовые нормы, мораль, наука и просто мысли, чувства и настроения людей.
2. Совокупность политических, правовых, нравственных и других общественных отношений между людьми.
3. Совокупность социальных институтов: государственные институты, политические партии, общественные фонды, объединения, церкви, суды, правовые структуры и т.д.
Основой господствующих в данном обществе мировоззренческих установок, идей, взглядов, политических предпочтений, системы государственных учреждений и общественных организаций и т.д., то есть основой всего того, что называется надстройкой, является именно базис.
Если меняется базис общественно-экономической формации, то это вызывает соответствующие изменения в надстройке. Таким образом, при изменении своего базиса существующая общественно-экономическая формация полностью изменяется и переходит в свою новую форму.
Происходит это с исторической закономерностью и с неизбежной последовательностью смен формаций:
– первобытнообщинная,
– рабовладельческая,
– феодальная,
– капиталистическая,
– коммунистическая.
Основные термины
БАЗИС – совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества.
НАДСТРОЙКА (марксизм) – совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ– исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
ОРУДИЯ ТРУДА – устройства и предметы, созданные человеком для осуществления производственной деятельности.
ПРЕДМЕТ ТРУДА – то, на что направлен труд человека.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ –совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т.д., и людей как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – количество материального продукта, создаваемого за единицу времени.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения людей в процессе производства.
ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ– процесс создания материального продукта.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества, административно и функционально обособленная система учреждений, организаций и отдельных групп людей.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически сложившийся способ добывания материальных благ.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – совокупность средств труда и предметов труда.
СРЕДСТВА ТРУДА– то, чем и с помощью чего оказывается воздействие на предметы труда в процессе производственной деятельности (инструменты, техника, оборудование, здания).
СУБЪЕКТ ТРУДА– тот, кто осуществляет трудовую деятельность.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов