20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» – направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом.
Истоки русского космизма, как и сама его логика, находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной:
1. Существует фундаментальный принцип бытия – микромир подобен макромиру. Микромир – есть человек, а макромир – вся Вселенная.
2. Согласно этому принципу, каждый человек подобен всей Вселенной, и, следовательно, любые, даже самые глобальные процессы во Вселенной, полностью тождественны локальным переменам, происходящим с одним человеком.
Следовательно, исходя из подобной тождественности, мы можем сделать предположение о наличие между человеком и космосом некоторой прямой связи, как между явлениями однородными в своей сущности.
3. Кроме того, исходя из подобного предположения, мы можем предположить и следующее – глобальные процессы во Вселенной определяют и биологическую жизнь человека, и все социальные изменения в его истории.
4. В свою очередь, в силу тождественности глобальных процессов Вселенной изменениям в одном человеке, можно предположить и следующее – деятельность человека также может воздействовать на Вселенную, как Вселенная воздействует на него.
5. Таким образом, центральные вопросы бытия, которые необходимо осмыслить:
– выявление и исследование единой природы человека и космоса;
– выявление и исследование характера зависимости человека от глобальных процессов Вселенной;
– выявление и исследование космического масштаба деятельности самого человека.
Таким образом:
– основным принципом русского космизма стал антропокосмизм,то есть признание нерасторжимой связи между космическими явлениями и человеческой жизнью;
– основной целью философии русского космизма стало выявление смысла вселенского предназначения человека и поиск путей к его естественному соединению с космосом.
Первым эту идею представил в «Философии общего дела» Николай ФЕДОРОВ.
Ключевую роль в учении Федорова играла идея преодоления смерти через воскрешение умерших. В отличие от ортодоксального христианства, воскрешение человека, по мнению Федорова, должно произойтине в потустороннем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически,в вещественном воскрешении тела.
Воскрешение предков, по Федорову, это есть главное дело всего человечества, всемирное «общее дело».
Воскрешение вовсе не означает ожидания чуда, а предполагает лишь первую ступень человеческой деятельности в рамках более обширного проекта:
1. Создать специальные научные центры,где ученыефизики, химики, астрологи, физиологи, археологи и представители науки о бесконечно малых молекулярных движенияхразработают программу получения человеком полной власти над всеми физическими процессамиприроды.
2. Собрать все атомы и молекулы, некогда входившие в тела умерших предковследующим образом:
вибрации молекул праха, содержащие в себе лучевое изображение предков, должны быть уникальными для каждого умершего, и на основании этой однородности вибраций праха каждого человека, отделить молекулы останков каждого умершего от останков других.
3. Воскресить всех умерших предков на основе молекул, некогда принадлежавших им при жизни.
4. После оживления мертвых, «оживить живых»,то есть переустроить человеческий организмтаким образом,чтобылюбой человек с помощью простой психофизической регуляциисмог быуправлять всеми природными процессами внутри своего тела.
5. После этогочеловек должен выйти на следующую ступень своих возможностей в регуляции природных процессов – не только полностью управлять своими внутренними физическими процессами, нои получить власть над любыми внешними себе физическими процессами всего космоса.
Таким образом, на этом этапе «общее дело» – воскрешение предков – переходит в главное общее дело всего человечества: в регуляцию природных процессов Вселенной и в полное управление ими.
6. Пользуясь достигнутым могуществом в управлении физическими процессами мира, превратить планету Земля в космический корабль и направлять его в любую часть Вселеннойпо любому желаемому курсу.
В завершении этого проекта, человек сделает всю Вселенную пригодным для жизни объектом хозяйственной деятельности, слившись, таким образом, полностью с природой исо всем космосом.
Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙвпервые высказал идею о возможности освоения человеком космического пространства и о расселении человека в космосе. Он разработал теорию движения ракет, теорию многоступенчатых ракет, теорию межпланетных сообщений и теорию орбитальных станций.
Философия Циолковского исходила из убеждения, что не только Земля, но и весь космос – это дом человечества. Для жизни в космосе человек должен создать такую науку, которая позволила бы ему овладеть биохимическими процессами и перестроить свою биохимическую природу.
Главная цельпроцесса биохимических изменений в организме человека – этопревращение человечества в мыслящую и вечную «лучистую энергию». Таким образом,человек станет бессмертным и сольется с космосом.
Александр ЧИЖЕВСКИЙ впервые высказал идею о влиянии солнечной активности на земную жизнь и подтвердил её научными исследованиями.
На основе научной статистики о влиянии на события земной жизни солнечных вспышек, пятен и протуберанцев, Чижевский предположил следующее:
1. В атмосфере найдены космические лучи, которые с огромной скоростью проносятся через всю Вселенную и проникают через любые физические тела. Следовательно, не только активность Солнца, но и активность других звезд, испускающих эти лучи, также влияет на процессы земной жизни.
2. Кроме того, следует учитывать и те факторы, которые влияют на активность нашего Солнца и других звезд, ведь все эти факторы затем напрямую сказывается на земной жизни.
Астрономические же данные показывают, что на характер активности Солнца, например, прямо воздействует характер обращения вокруг него планет. Следовательно, то же самое следует предположить и в отношении далеких звезд, чья активность также должна зависеть от характера движения их планет.
3. Таким образом,
на события земной жизни оказывают влияние буквально все космические объекты и генеральный принцип астрологии абсолютно верен.
А, в таком случае, астрология может стать генератором идей об органической связи человека с космосом и базой для развертывания теорий о влиянии космоса на жизнь человека.
4. Однако, будучи базой, генератором идей и указателем направлений научного поиска, сама астрология в одиночестве не справится с задачей полного раскрытия сути взаимодействия человека и космоса, потому что для раскрытия этой сути необходимо увязать в единую систему все космические и все геологические явления физического, биологического и социального характера.
Таким образом, для исследования взаимодействия человека и космоса необходимо не только комплексное применение самых различных наук, но и философское обобщение этой проблемы, необходим взгляд на неё в целом.
5. Взгляд на проблему в целом показывает, чтоВселенная существует потому, что вся она в целом находится в динамическом равновесии, в то время как в её различных участках происходят приливы и отливы энергии.
Одним из таких участков энергетической нестабильности является и Солнечная система, в которой уровень энергии периодически то повышается, то понижается.
6. Таким образом, можно говорить о том, что
в пределах Солнечной системы происходят энергетические приливы и отливы, во время которых вся земная органическая жизнь, начиная от микробов, и заканчивая человеком, отзывается на эти приливы и отливы изменениями своих физиологических свойств.
Это не мистический, а естественный процесс: приливы и отливы энергии сопровождаются соответствующими колебаниями уровня космической радиации, солнечной электромагнитной активности, температуры окружающей среды, степени влажности воздуха, атмосферного давления и прочих физических параметров, непосредственно влияющих на живой организм. Следовательно, все эти колебания становятся причинами соответствующих колебаний в состояниях живого организма и отражаются на его общем самоощущении и поведении.
Таким образом, исходя из общего смысла и общего взгляда на взаимодействие живого организма с космосом, необходимо сделать следующий важный вывод:
понятие среды, содержащей в себе жизнь, должно быть расширено за пределы Земли, и должно включить в себявсё околоземное пространство ивесь Космоссо всеми, располагающимися там физическими полями, эффектами, телами и потоками микрочастиц.
7. Выявив прямую связь между космосом и живым организмом, мы должны следующим шагом признать следующее:
околоземное пространство и весь Космос обладают определенной статистикой колебаний своих энергетических состояний, которая показывает, чтоданные колебания не хаотичны, а происходят с определенной периодичностью.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что с той же периодичностью должны происходить и соответствующие колебания в состояниях земных организмов.
Так, например, один раз на протяжении двух-трёх лет все явления земной природы приходят в возбуждение (магнитные и электрические бури, землетрясения, смерчи, наводнения, пожары лесов и т.п.). Это вызывает повышенную активность микробов и вирусов, из-за чего возникают эпидемии сельскохозяйственных животных и человека, обостряются хронические заболевания, а во всех странах повышается смертность. Всё это создает повышенные нагрузки на нервную систему человека, в результате чего меняется социальное поведение людей, начинают происходить политические, экономические, этнические и другого рода брожения в обществе.
Таким образом, можно говорить о том, что человеческий организм и психика человека в планетарном масштабе испытывают изменения, периодичность которых определяется, внешней космической средой, что позволяет сделать еще один важный вывод:
периодичность событий земной жизни есть качество не земное, а космическое.
8. Итак, поскольку, как мы выяснили, периодичность событий человеческой жизни, есть явление космическое, то периодичность событий в истории человека должна быть подчинена определенному ритму, в котором живет космос.
Например, так называемые биологические ритмы определяются ритмами движения Солнца, Земли и Луны. Но, ведь, помимо этого, вообще любая деятельность человека по своему роду ритмична, поскольку является чередованием мускульных напряжений и расслаблений, или интеллектуально-психических возбуждений и торможений.
Следовательно, процессы экономические, политические или творческие также подчинены определенным ритмам, поскольку ритмом пронизан весь космос,который определяет изначально всю деятельность человека.
9. Благодаря ритму, благодаря тому, чтооднотипные состояния сменяют постоянно друг друга, остаются устойчивыми биологические системы жизни и социальная история человека.
Ведь система каждый раз отклоняется от своего главного состояния незначительно, и сразу же устремляется к противоположному состоянию опять через главное свое состояние.
Таким образом, оставаясь постоянно в состоянии движения к главному своему состоянию,системагарантирована от опасных случайностей и от общего разрушения.
10. Итак, именно космические ритмы образуют стабильность всех систем мира, включая и события истории.
Математико-статистический анализ исторических событий показывает, что циклические колебания активизации или затухания социальных процессов совпадают с периодами колебаний солнечной активности.Это происходит из-за процесса превращения энергии,когда усиленный поток солнечной энергии увеличивает нервно-психическую энергию масс и требует выхода в социально-политических поступках (революции, брожение умов, реформы, народные волнения, поглощение какой-либо идеей целых народов и т.д.).
Чем выше солнечная активность, тем выше политическая и военная активность человечества, и наоборот. Каждый такой цикл повышения и понижения активности в среднем равняется 11 годам.
В качестве космического явления понимал жизнь и Владимир ВЕРНАДСКИЙ, но Вернадский выделял во всей космической Жизни участок, непосредственно связанный с Землей – биосферу:
1. Биосфера Земли содержит в себе живое вещество – совокупность всех живых организмов, населяющих планету.Живое вещество постоянно перепускает через себя неорганическое, неживое вещество и вовлекает его в непрерывный оборот (питание животных и растений).
2. С появлением человека,биосфера под воздействием научной мысли и разумного труда постоянно меняется, становится другой, эволюционирует, получает новое качественное состояние. Благодаря этому процессу вся биосферапереходит в своё новое эволюционное состояние – в ноосферу.
3. Ноосфера – это более высоко организованнаябиосфера, где естественная природная организация взаимодействия живого вещества и неорганической материи начинает зависеть от человеческого фактора. В итоге естественное природное развитие процессов сменяется разумными и целенаправленными процессами под воздействием человеческой деятельности.
Вместо естественных природных стихий теперь новой планетарной геологической силой становится мысль человека, в результате деятельности которой в биосферу начинают вбрасываться неизвестные ей ранее новые типы веществ и химических соединений.
Кроме того, вместо складывающейся естественно-природным образом биосферной целостности Земли, начинает складываться биосферно-ноосферная целостность, где жизнь и разум вступают в новые, неведомые ранее природе отношения: информационное взаимодействие, процессы управления, технологические производственные циклы и направленно организованные потоки энергии.
Человек становится преобразующей геологической силой природы, а поскольку ноосфера, зародившись на Земле, имеет тенденцию к постоянному расширению, то она превращается в фактор истории космического масштаба, аразумная деятельность, человека, таким образом, приобретает характер тоже космического значения.
Назначение ноосферы– стать определяющим фактором развития истории,гармонизировать отношения природы и человека, снять опасности возрастающего влияния человека на биосферу и остановить своими внутренними возможностями ухудшение окружающей среды в космическом масштабе.
Основные термины
АНТРОПОКОСМИЗМ– философский принцип нерасторжимой связи природных космических явлений с событиями в истории человечества и с жизнью отдельного человека.
АСТРОЛОГИЯ– учение, согласно которому звезды и планеты оказывают влияние на судьбы людей.
БИОСФЕРА– совокупность зон воздушного пространства Земли, её водной оболочки и верхнего твердого слоя, в которых протекает жизнь.
БИОХИМИЯ– химические процессы в составе живых организмов.
ВСЕЛЕННАЯ– весь существующий материальный мир.
ЗВЕЗДЫ– светящиеся плазменные шары во Вселенной (например – Солнце).
КОЛЕБАНИЯ– изменения однотипных состояний с той или иной повторяемостью.
КОСМОС (совр.) – пространство Вселенной.
ЛУЧ– линия, по которой идет излучение.
МОЛЕКУЛА– существующая самостоятельно материальная частица, образованная из атомов.
НООСФЕРА– стадия развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором мирового развития.
ПЛАНЕТЫ– крупные космические объекты, двигающиеся по эллиптическим орбитам вокруг своих звезд.
ПРОТУБЕРАНЦЫ– гигантские плазменные вздутия на поверхности Солнца.
РИТМ– чередование с определенной последовательностью.
СОЛНЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ– регулярное, с периодичностью примерно в 11 лет, возникновение в атмосфере Солнца гигантских процессов плазменного, магнитного, лучевого и т.д. характера.
СОЛНЕЧНАЯ ВСПЫШКА– самое мощное по выделению энергии проявление солнечной активности.
СОЛНЕЧНЫЕ ПЯТНА– кратковременные (10-20 суток) низкотемпературные образования в атмосфере Солнца.
ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ– полное равенство.
ФИЗИОЛОГИЯ– жизнедеятельность организмов.
ЭНЕРГИЯ (физическая) – способность тела выполнять работу.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов