40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.
Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные, который (переход) происходит скачком.
В переложении на социальное бытие исторический материализм видит действие этого закона в том, что эволюционное развитие общества на каком-то этапе должно совершать революционное по характеру, быстрое изменение всех своих сторон, и называет это «социальной революцией».
Таким образом, социальная революция означает резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом, в ходе которых происходит отрицание старого порядка новым порядком.
Социальная революция – это сложный процесс отрицания, в котором:
– уничтожается всё отжившее в обществе;
– сохраняется преемственность между новым и старым состояниями общества;
– появляются элементы, которых не было в старом, отрицаемом состоянии общества.
Социальная революция, таким образом, как и любое отрицание, это есть разрешение какого-то противоречия.
В социальной революции разрешается не какое-то, а основное противоречие любой общественной системы – противоречие между её производительными силами и производственными отношениями.
На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Когда, в результате этого противоречия, производственные отношения превращаются в оковы для стремящихся развиваться производительных сил, наступает эпоха социальной революции, которая, решая основное противоречие,меняет, прежде всего,экономические основы общества, то есть меняет базис общественно-экономической формации.
С изменением экономической основы общества, то есть с изменением базиса, более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройкеобщественно-экономической формации.
В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота материального производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и в иных сферах жизни, где люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение.
Если рассматривать ход человеческой истории, то социальные революции – это важнейшие этапы общественного развития, которые не только отделяют одну общественно-экономическую формацию от другой, но и сохраняют преемственность исторического движения. Без социальной революции не было бы исторического движения, поскольку ни одна общественно экономическая формация без нее не смогла бы занять место предшествующей формации.
Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сути естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, социальные революции являются законом истории, ее «локомотивами»и обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, в следующем порядке:
– первобытнообщинный строй;
– рабовладельческий строй;
– феодальный строй;
– капитализм;
– коммунизм.
Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы.
Эта повторяемость обнаруживается в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Поэтому социальная революция протекает в форме классовой борьбыи вообще, социальная революция – этоесть высший этап развития классовой борьбы, дошедшее до наибольшего ожесточения.
В ходе социальной революции решается вопрос о власти, и, следовательно,социальная революция свидетельствует, прежде всего, о политическом кризисе данного общественного строя, поскольку политическая устойчивость любого общества выражается в устойчивости его власти.
Именно политический кризис общества, если он переходит в кризис власти и сопровождается экономическим и социальным кризисом,свидетельствует о возникновении революционной ситуации в обществе, то есть о возникновении условий, формирующих возможность социальной революции.
Кратко революционную ситуацию можно назвать общенациональным кризисом, который, по разработкам Ленина, характеризуется следующими главными признаками:
1. Невозможность для господствующих классов сохранять в неизменном виде свое господство.То есть – «верхи больше не могут», хотя и хотят, жить по старому.
2. Обострение выше обычной степени нужды и бедствий угнетенных классов. То есть – «низы больше не хотят» жить по старому, потому что не могут.
3. Значительное повышение активности масс, приводящее к их самостоятельному историческому выступлению.
Для победы социальной революции недостаточно только наличия революционной ситуации. Необходимо также, чтобык этим объективным предпосылкам социальной революцииприсоединились субъективные предпосылки:
– способность масс к смелой, самоотверженной борьбе и
– наличие опытной революционной партии,осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство борьбой масс.
Основные термины
БАЗИС (марксизм) – совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ– марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.
КАПИТАЛИЗМ– общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.
КЛАССОВАЯ БОРЬБА– непримиримое столкновение классов.
КОММУНИЗМ(в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.
НАДСТРОЙКА (марксизм) – совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ– определенный, исторически сложившийся тип общества, основанный на том или ином способе производства.
ОТРИЦАНИЕ (диалектика) – переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС– состояние общегосударственного конфликта, сопровождающееся бессилием власти осуществлять руководство обществом.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ –совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т.д., и людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения людей в процессе производства.
ПРОТИВОРЕЧИЕ– момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ– общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.
РЕВОЛЮЦИЯ– полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.
СКАЧОК– процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ– общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов