43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
Нравственность–это понятие, которое является синонимом морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом.
Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике.
Благодаря сложившейся традиции неукоснительного соблюдения моральных устоев, мораль приобретает нормативно-регулятивную функцию, как в отношениях между людьми, так и в отношениях человека с обществом.
Таким образом, в морали аккумулируются правила поведения людей, а также их обязанности по отношению друг к другу и к обществу, не продиктованные законодательными нормами, а соответствующие коллективно принятым духовным устоям.
В моральных нормах отражены такие общечеловеческие нравственные ценности и принципы, как добро, гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие и т.д. Моральные нормы являются основными правилами любого общества, а мораль, таким образом, можно рассматривать как форму общественного сознания, включающую в себя общечеловеческие устои и правила отношений между людьми в частном общении и в социальных процессах.
Мораль, следовательно, в каком-то смысле является своеобразным вневременным и внеисторическимкодексом поведения людей, неким всеобщим идеалом их отношений, некоей абстрактной целью, к которой должно стремиться общество.
А нравственность, как понятие, относится к сфере конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике.Нравственность всегда привязана к той или иной конкретно-исторической ситуации и представляет собой мораль, практически осуществляемую в конкретно-исторической повседневной практике. Поэтому нравственные нормы, такие, как, например, категории добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности и т.д., всегда имеют конкретно-историческое содержание, ибо они всегда обусловлены состоянием и характеристиками данного общества.
Нравственное сознание изучается одной из философских дисциплин – этикой. Этика – это наука о морали.Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания и выделяет в нем два основных начала:
1. Эмоциональноеначало. Это начало нравственного сознания формируется из различных восприятий индивидом мира в моральном аспекте.
По большей части это различного рода моральныеоценки и переживанияокружающего мира, представляющие собой личный отклик индивида к сторонам и событиям жизни с точки зрения нравственности.
2. Интеллектуальноеначало. Это начало нравственного сознанияпредставлено в виде различных форм осмысления моральных норм, принципов, идеалов, понятий добра, зла, справедливости, совести и т.д.,а также в виде исследования причин возникновения этих норм, или законов их проявления.
Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, среди которых оно оказывает особое влияние на правовое сознание, политическое сознание, эстетическое сознание и религию.
Наиболее тесно нравственное сознание взаимодействует с религиозным сознанием и правосознанием. Однако если религия дает нравственному сознанию силу нравственной санкции, то право, само, являясь санкцией, не может придавать нравственности принудительного характера.
Таким образом, нормы морали опираются:
– либо на религиозные санкции (гетерономная мораль),
– либо на стихийно сформировавшееся общественное мнение (автономная мораль).
Нравственное сознание, и, как следствие, нравственное развитие людей, приобретает особенно важное значение в современном обществе, потому что современное общество становится всё более глобальным, общепланетным и технологически насыщенным до такой степени, что отдельные поступки небольших групп людей, стоящих у власти, или осуществляющих руководство производственными, социальными или научными отраслями, могут оказать самое серьезное воздействие на судьбы всего человечества.
В этих условиях понимание обществом общечеловеческих ценностей в качестве первоприоритетных, возможно лишь при условии формирования высоконравственной личности, то есть личности, развитой в социально-нравственном плане до уровня понимания необходимости абсолютного соблюдения социальной справедливости и осознания всей меры социальной ответственности. Подобного рода понимание невозможно получить только благодаря интеллекту, оно должно пройти через чувства человека, через его эмоции.
Наиболее эмоциональны по природе человека его духовные движения, относящиеся к эстетическому сознанию.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕСОЗНАНИЕесть отражение человеком окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.
В эстетическом сознании в одинаковой степени оцениваются и переживаются, как положительные стороны окружающего мира, так и отрицательные.
Эстетическое сознание является человеческой потребностью, то есть неодолимым стремлением человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.
Таким образом, структура эстетического сознания содержит:
1. Эстетические потребности:
– эмоционального характера, направленные на восприятие эстетических явлений мира;
– рационального характера, направленные, как на осмысление эстетических переживаний, так и на познание сущности и законов эстетики;
– деятельного характера, направленные на реализацию желания наслаждаться искусством и творить его объекты самому.
2. Эстетические чувства.
Это чувства, относящиеся к категориивысших чувствчеловека, то есть, к разряду сложных чувств,тесно связанных с интеллектом инасыщенных глубиной переживания.
В реальной практике жизни эстетические чувства – это различного рода эстетические переживания самого разного характера и самой разной силы.
3. Эстетические вкусы.
Эстетический вкус–это умение понимать и оценивать эстетические категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комическогов жизни и в искусстве.
Эстетический вкус определяется мировоззрением личности, и проявляется в любой её творческой деятельности, в поведении, в быту и т.д.
4. Эстетический идеал.
Эстетический идеал представляет собой некую высшую цель, некий образец стремлений, то есть является идеальным образом того, чего в мире вообще нет, или еще нет.
Эстетический идеал является, следовательно, опережающим мысленным образом мира и стимулирует практическую деятельность и мышление человека на совершенствование окружающей действительности в соответствии с собой. Таким образом, эстетический идеал выполняет прогностическую функциюи является мировоззренческим компонентом сознания, так как определяет характер и направление мышления личности.
Кроме того, эстетический идеал является критерием эстетической оценки явлений жизни или произведений искусства.
Насколько человек сопоставляет свои эстетические впечатления с имеющимся у него эстетическим идеалом, настолько эстетический идеал становится регулятором эстетического сознания, как отдельного человека, так и общества в целом.
Но при этом сам идеал постоянно меняется, поскольку меняется окружающая жизнь и меняется сам человек. Таким образом, процесс формирования эстетического идеала в эстетическом сознании сложен, никогда не заканчивается и противоречив, поскольку сложна, безостановочна и противоречива сама жизнь.
Тесно связано с формированием эстетического идеала и с формированием эстетического сознания искусство. ИСКУССТВО – это художественное творчество в целом, во всех своих формах: литература, изобразительные техники, музыка, архитектура, танец, театр, кино и т.д.
Искусствоне только приобщает человека к духовным переживаниям и формирует его взгляды на эстетические ценности, но и развивает эстетический вкус, пробуждает высокие чувства, развивает творческие способности. Всё это в совокупностиоказывает прямое воздействие на формирование эстетического сознания и эстетического идеала в его структуре.
Поскольку искусство обладает возможностью с огромной силой воздействовать на личность эмоционально и интеллектуально, то важнейшей функцией искусства является воспитательная, призванная обогащать духовный мир человека и формировать в нём идеалы высокой нравственности.
Таким образом, можно говорить о непосредственном взаимодействии эстетического сознания и этического сознания, в процессе которогонравственное сознание участвует в формировании эстетических идеалов, а эстетические идеалы формируют нравственное сознание общества.
Основные термины
ИСКУССТВО – художественное творчество в целом, во всех своих формах.
МОРАЛЬ – совокупность выработанных обществом идеальных норм и правил поведения людей.
МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ– этическая система, опирающаяся на стихийно сформировавшееся общественное мнение.
МОРАЛЬ ГЕТЕРОНОМНАЯ– этическая система, опирающаяся на религиозную или другого рода законодательную санкцию.
НОРМА МОРАЛИ– обязательная с точки зрения нравственности модель поведения человека.
НОРМА ЮРИДИЧЕСКАЯ– разработанная и узаконенная системой права модель правового поведения.
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ– система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.д.
НРАВСТВЕННОСТЬ– совокупность сложившихся норм конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике.
ЭМОЦИЯ– кратковременное психическое переживание.
ЭСТЕТИКА– система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ– неодолимое стремление человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС– умение понимать и оценивать эстетические явления в жизни и в искусстве.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ – эстетический образец и цель стремлений, формирующий эстетическое мировоззрение и выступающий критерием оценки эстетических явлений.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА– сложные и глубокие эстетические переживания, тесно связанные с интеллектом.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ– отражение окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.
ЭТИКА– наука о морали.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов