24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
Пространство – это некая материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
Логически мыслимое пространство не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально.
Логически мыслимое пространство является средой, в пределах которой могут осуществляться только строго заданные отношения элементов какого-либо логически замкнутого на себе целого. Такими логически мыслимыми пространствами, например, являются различного рода математические пространства: евклидово, риманово, векторное, гильбертово, топологическое и другие пространства; или же пространственноподобные абстракции, наподобие «пространства языка», «пространства мысли», «информационного пространства» и т.д.
Таким образом, логически мыслимая среда реально не пространственна, но содержит в себе:
1. Понятия действительного пространства: расстояния, окрестности, центры, точки, фигуры, зоны и т.д.
2. Пространственные сравнительные характеристики:«равны», «выше», «ниже», «дальше», «ближе» и т.д.
3. Виды взаиморасположения пространственных объектов: «ряды», «надстройки», «перепады», «петли», «спирали», «пересечения», «симметрии», «асимметрии», «каскады» и т.д.
В отличие от логически мыслимого пространства, материальное пространство представляет собой среду действительного существования реальных материальных объектов.
Понятие реально материального пространствапо-разному понималось и понимаетсяразными течениями философии, ираспределяется по двум направлениям:
1. Самостоятельное пространство, существующее вне материи, не связанное с материей, и независимое от материи. Наиболее значительные концепции самостоятельного пространства следующие:
– бытие без атомов, некая небытийная пустота, благодаря которой возможно само бытие, то есть движение атомов(Левкипп, Демокрит);
– ничто с точки зрения реальности, в котором (в этом ничто) материально реализуются идеи вещей (Платон);
– порядок или форма индивидуального восприятия мирасознанием человека (Беркли, Юм);
– абсолютная, неизменная и однородная во всех точках пустота, вмещающая в себя материальные вещи и материальные процессы (Ньютон);
– всеобщий и необходимый способ представления мира, данный рассудку врожденно (Кант).
Все концепции самостоятельного пространства основываются на его трехмерности (длина, ширина, высота).
2. Пространство, существующее неразделимо с материей. Наиболее значительные концепции:
- протяженность мира, заполненная инертной и пассивной материей, однородная, бесконечная, безпустотная и беспредельно делимая(Декарт);
– порядок взаиморасположения множества существующих вне друг друга тел (Лейбниц);
– всеобщая форма существования материи (материализм, диалектический материализм);
– материальная, абсолютно неподвижная эфирная среда, заполняющая собою всю Вселеннуюи транспортирующая через частицы эфира физические силы взаимодействия материальных объектов (теория электромагнитного поля, Максвелл, Лоренц);
– четырехмерный пространственно-временной континуум, где искривленное пространство нераздельно со временем (релятивизм, Пуанкаре, Эйнштейн).
Концепции нераздельного с материей пространства могут предлагать его не только трехмерным, но и четырехмерным (например, релятивизм – длина, ширина, высота, время), или n-мерным в еще больших количествах, где каждое новое измерение отводится для того или иного отдельного физического взаимодействия фундаментального характера (современные физические модели наподобие теории струн и пр.).
Категория пространства неизменно соотносима с категорией времени, поскольку в само понятие пространства заложена мыслимо неустранимая одновременность реального или теоретического усмотрения присутствующих в нём тел.
Кроме того, составление детальной картины взаиморасположения этих тел по отношению друг к другу так же с обязательной необходимостью потребует сделать это на один и тот же момент времени.
Таким образом, категория пространства логически неизменно предполагает какие-либо отношения с категорией времени.
Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.
Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие:
1 Время, как форма проявления в мире деятельности некоей вневременной, вечной сущности (Платон, Гегель).
2. Время, как эталонная длительность и мера движения (Аристотель, Декарт, Ньютон).
3. Время, как специфический род отношений между объектами, процессами и явлениями (Лейбниц– как порядок последовательности событий).
4. Время, как форма восприятия мира(Августин– форма мысленной регистрации событий,Беркли– способ восприятия действительности,Кант– всеобщая и необходимая врожденная рассудочная категория,Хайдеггер– форма внутреннего осознания своего бытия человеком).
5. Время, как всеобщая форма существования материи (материализм, диалектический материализм).
6. Время, как неразделимо связанная с пространством субстанция, как пространственно-временной континуум (релятивизм, Эйнштейн, Минковский).
Время может быть соотносимо с пространством, поскольку понятие времени может содержать длительность или этапы изменений объектов в одном и том же месте пространства.
Полностью соотносятся между собой пространство и время в положении диалектического материализма о том, что пространство и время являются всеобщими формами существования материи:
1. Поскольку свойство материальных тел обладать протяженностью является всеобщим, то занимать определенную часть пространства является всеобщей формой бытия материи.
2. Поскольку способность материальных тел к движению (к изменчивости) является всеобщей, то время, как характеристика длительности, последовательности и смены процессов движения, также является всеобщей формой бытия материи.
3. Если пространство и время оба являются всеобщими формами бытия материи, то они не могут существовать независимо от материи и вне материи. Таким образом, пространство, время и материя неотделимы друг от друга.
4. Если пространство, время и материя неотделимы друг от друга, то пространство и время неотделимы также и от движения, поскольку движение тоже неотделимо от материи.
5. Таким образом, все они вместе – материя, движение, пространство и время – неотделимы друг от друга и существуют в единстве. А если материя, движение, пространство и время существуют в единстве, томатерия характеризуется:
– единством всех способов её существования;
– единством способов существования материи с самой материей.
Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция, находится в процессе единого мирового процесса развития.
Основные термины
ВРЕМЯ – некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания.
КОНТИНУУМ – непрерывность.
МАТЕРИЯ– то, из чего вещественно состоит мир.
НИЧТО– отсутствие собственного реального качества и состояния, сохраняющее способность вмещать в себя иные себе процессы.
ПРОСТРАНСТВО (общее понятие) – материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.
ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ – умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально.
ПРОСТРАНСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ – среда действительного существования реальных материальных объектов.
ПРОТЯЖЕННОСТЬ– свойство материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами.
ПУСТОТА– бескачественное состояние реальности.
СООТНОСИМОСТЬ – наличие неустранимых логических связей, отношений.
ТЕЛО– трехмерный материальный объект.
ФОРМАЛЬНОСТЬ – отвлеченное от конкретного содержания уподобление чему-либо только в его внешней форме.
ЭФИР– предполагаемое некоторыми концепциями естествознание невидимое вещество, заполняющее пустоту пространства и проникающее во все тела.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов