29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
Количество – это понятие, объединяющее в себе все возможные свойства действительности, которые могут измеряться в каких-либо величинах или характеризоваться различной степенью своего материального проявления.
Таким образом, количественными характеристиками описывают те свойства какого-либо объекта или явления, бытие которых может быть выражено численным значением, интенсивностью проявления или внешними материальными признаками своего наличия (объем, скорость, размер, насыщенность, цветность, плотность, число, яркость, изогнутость, округлость, вес, масса и т.д.).
Следовательно, количество – это совокупность свойств действительности, которые определяют внешние характеристики того или иного объекта или явления, но не определяют их самих как таковых. Например, 12 м длины может быть и у металлической трубы, и у дерева, число 365 может выражать и количество дней в году, и количество сантиметров высоты здания, 5 км/час может быть и скоростью передвижения животного, и скоростью движения механизма, и т.д.
Таким образом, количественные характеристики определяют объект только количественно, только с внешней его стороны, но не определяют сам объект как таковой в его внутренней сущности.
Внутреннюю сущность объекта определяют качественные его характеристики. Качество – это цельная характеристика внутренней сущности объекта, которая определяет его именно как данный, и никакой другой, объект.
Таким образом, качество – это условие самой мыслимости объекта тем, что он есть в действительности.Соответственно,каждый объект, как единичный факт действительности,обладает одним качеством, неотделимым от него и отражающим его единичность.Изменение качества объекта означает изменение объекта вплоть до превращения его в другой объект, а исчезновение качества объекта означает его уничтожение, поскольку качество неотделимо от объекта.
Количественные же изменения объекта, то есть изменения его внешних свойств, не обязательно приводят к уничтожению объекта или к превращению его в иное себе. Но, поскольку внешние, количественные свойства объектаберутся не откуда-нибудь, апроизрастают именно из специфики его качества, то изменение внешних свойств объекта всегда говорит о том или ином соответствующем изменении и в его качестве.
Следовательно, изменение количественных характеристик свидетельствует об определенном изменении качества объекта, и, соответственно, можно говорить о единстве качества и количества.
Таким образом, любой объект действительности является единством своего качества и количества. Это единство качественных и количественных характеристик выражается в объекте:
1. с одной стороны, единством его качественной определенности, которая обнаруживается количественно,то есть во внешних его характеристиках, связях и отношениях,
2. с другой стороны, единством его количественных свойств, которое определено непосредственно его индивидуальным качеством.
Качество в этом единстве является устойчивой характеристикой, поскольку устойчив непосредственно сам объект, который оно определяет.
Кроме того, качество не может нарушать своего единства с количеством, поскольку количественные характеристики объекта есть не что иное, как внешние проявления самого качества.
Количественные же характеристики, наоборот, неустойчивы и подвижны, они постоянно меняютсяи, соответственно, если происходит накопление каких-либо количественных изменений, то из-за единства количества и качества тут же происходят соответствующие качественные изменения.
Если на каком-то этапе количественные изменения своим нарастанием вызовут качественные изменения, несовместимые с пределами устойчивости качества, то единство количества и качества нарушается, и качество создает новое единство, переходя в другое своё устойчивое состояние и догоняя накопленный уровень количественных изменений.
Вслед за переходом качествав иное устойчивое состояние, соответственно,переходит в иное устойчивое состояние и сам объект, совершая, таким образом, некий процесс своего развития.
Интервал, в пределах которого при всех количественных изменениях единство качества и количества не нарушается, называется мерой. Таким образом, мера – это граница существования объекта в диапазоне его количественных изменений, возможно допустимых для его качества.
За границей меры накопленные количественные изменения вызывают изменение качества, а объект, приобретая это новое своё качество, перестает быть тождественным самому себе прежнему и становится тождественными самому себе новому.
Таким образом, при превышении меры, количественные изменения переходят в качественные изменения такого уровня, которые сразу же приводят к переходу наличного качества в другое устойчивое состояние.
То есть, качество объекта или явления меняется резким сломом прежнего своего состоянияи мгновенной заменой его своим новым состоянием, то естьскачком. Скачок – это процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.
После скачка возникает новое качество, которое, в свою очередь, изменяет количественные характеристики объекта и образует новое единство количества и качества, то есть новую меру.
Следовательно, любое развитие объекта или явления связано с моментом изменения меры, с так называемой «узловой точкой изменения меры», а вообще любое развитие объекта или явления можно назвать, таким образом, историей узловых точек изменения меры.
Каждая узловая точка изменения меры содержит в себе:
1. Момент необходимого перехода количественных изменений в качественные при нарушении меры, и
2. Процесс необходимых новых количественных изменений, выражающих новое состояние качества.
Следовательно, говоря именно о необходимости основных процессов, происходящих в узловых точках изменения меры, можно говорить о некоем законе перехода количества в качества и обратно, поскольку любая необходимость свидетельствует о наличии некоего закона. Ведь любой закон есть не что иное, как именно проявление какой-то необходимости.
Таким образом, из необходимого характера внутренних процессов узловых точек изменения меры можно сформулировать закон перехода количества в качество и качества в количество:
Количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные изменения, которые, в свою очередь, с необходимостью приводят к новым количественным изменениям. Количественные изменения происходят поступательно, а качественные изменения происходят резко. Изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела, меры.
Этот законвскрывает наиболее общий механизм развития, носит объективный и всеобщий характер, но не является универсальным, поскольку развитие в одних случаях происходит точечным, моментальным скачком, а в других случаях медленным, эволюционным скачком.
Эволюция– это медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.
Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция. Революция– это полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.
Основные термины
ИЗМЕРЕНИЕ– сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины.
КАЧЕСТВО– условие самой мыслимости объекта тем, что он есть в действительности.
КОЛИЧЕСТВО – понятие, объединяющее в себе все возможные характеристики действительности, которые могут измеряться в каких-либо величинах или характеризоваться различной степенью своего материального проявления.
МЕРА– граница существования объекта в диапазоне его количественных изменений, предельно допустимых для его качества.
РАЗВИТИЕ – целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.
РЕВОЛЮЦИЯ– полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.
СВОЙСТВО– внешнее проявление того или иного качества объекта, отличающее его от других объектов, или, наоборот, роднящее с ними.
СКАЧОК– процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.
УЗЛОВАЯ ТОЧКА МЕРЫ– момент изменения меры, наступающий после скачка.
ЭВОЛЮЦИЯ– медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.
Трудности
Трудность первая, лексическая – постоянные указания на некий «объект», в котором происходят количественные и качественные изменения. Зачастую это приводит к пониманию сферы применения закона перехода качественных и количественных изменений только для некоего вещественного объекта. Здесь надо помнить, что в философии объект – это не вещественное тело, а всё, что познается. А познаются и любого рода процессы, и мыслимые формы, и различного рода состояния и т.д. То есть, всеобщий механизм развития здесь предлагается для всего, что может быть познаваемо. Это и есть объект с его количественными и качественными характеристиками. Например, объектом может быть целое государство, или даже цивилизация, объектом может быть отдельная вещь или состояние процесса и т.д.
Трудность вторая – узловая точка меры. Её постоянно понимают как момент нарушения меры, за которым начинает скачком формироваться новое качество. Следует твердо запомнить – узловая точка меры это момент, когда скачок уже произошел, когда произошло развитие, когда сформировалось новое качество и началось соответствующее изменение количественных параметров под это новое качество. Узловая точка меры – это свидетельство произошедшего развития и формирования новой меры. Эта точка, таким образом, относится уже к новому объекту, появившемуся в результате развития, а не к старому, которого уже нет.
- Шпаргалки по философии
- Предисловие
- Несколько слов об этих шпаргалках. Их отличие от других шпаргалок. Особенности работы со шпаргалками. Разделы текста, их содержание и назначение.
- 1. Предмет философии и специфика философского мышления. Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
- 2. Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
- Гераклит
- Эмпедокл из агригента
- Анаксагор из клазомен
- Школа пифагорейцев
- Атомисты
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема «эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки ее становления. Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- 6. Характеристика философии нового времени (XVI-хviii). Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
- 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
- 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
- 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
- 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
- 11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
- 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии.
- 13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
- 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
- 15. Аналитическая философия хх столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (н.Г. Чернышевский, д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции.
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (в. Соловьев, н. Бердяев, с. Булгаков, п. Флоренский, с. И е. Трубецкие).
- 19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (в.С. Соловьев, н.А. Бердяев, и.А. Ильин).
- 20. Космизм в русской философии (н.Ф. Федоров, к.Э. Циолковский, а.О. Чижевский, в.И. Вернадский). Его основные положения
- 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (п.Б. Струве, м.И. Туган-Барановский, г.В. Плеханов, в.И.Ленин).
- 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
- 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
- 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
- 26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
- 27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.
- 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
- 29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
- 30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
- 32. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.
- 33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
- 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
- 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.
- 36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.
- 37. Социальная структура общества и этнические общности. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
- 38.Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность.
- 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
- 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
- 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.
- 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
- 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
- 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
- 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности.
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
- 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
- Алфавитный Указатель Терминов