logo search
SGU_ekzamen_1

27. Государственные управленческие решения

 Государственное решение -- это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.

Государственное решение - акт социального управления, с помощью которого государство определяет основания возникновения, содержание или прекращения регулируемых общественных отношений. Государственное решение является выбором альтернативы будущего действия, направленного на достижение политических целей, организации деятельности объектов политического управления. Очевидно, что эффективной является та политика, которая может правильно оценивать настоящее, умело использовать политический опыт и предвидеть возможные последствия принимаемых решений.

Основными признаками государственно-управленческих решений являются:направленность на решение проблем государственного уровня; оформление в виде нормативно-правовых актов, программно-правовых документов (программ, концепций, сценариев, планов) и организационно-распорядительных решений (поручений, штатных расписаний и структур, инструкций и т.п.); государственно-управленческие решения являются элементами государственно-управленческих отношений; формирование на их основе государственно-управленческих воздействий; исполнения всеми лицами, предприятиями, организациями, учреждениями и органами власти;обеспеченность, в первую очередь, необходимыми государственными ресурсами.

Вообще под государственно-управленческими решениями следует понимать все управленческие решения, которые принимают высшие и центральные органы государственной власти с целью определения и реализации государственных целей, стратегии их достижения, основных функций государственной политики, а также решение проблем государственного уровня.

Признаки государственного решения:  Субъект принятия – государственный орган или должностное лицо

 Субъект – исполнитель государственного решения – аппарат государственной службы

 Объект – нижестоящие органы, политические и общественные объединения

 Авторитет государственного решения определяется статусом органа или должностного лица, принимающего решение

 Диапазон государственного решения – политическое пространство, в пределах которого оно действует

 Информационная обеспеченность государственного решения – состояние информационной базы при принятии управленческого решения

 Методы принятия (технология и стиль)

 Практическая значимость государственного решения.

Государственные решения могут быть:* Политические (решения общего характера, подчиненные достижению общих целей.) субъект – политическое руководство (Правительство, Парламент, Президент, исполком на своей территории) *Административные (решения по отдельным вопросам)

Классификация государственных решений 1. по юридическому содержанию: ˚ нормативные акты ˚ индивидуальные акты

2. по субъектам, принимающим решения: ˚ решения органов государственного управления ˚ решения органов, не входящих в систему государственного управления ˚ решения общественных организаций, которым государством делегированы полномочия

3. по территориальному уровню субъектов управления: ˚ решения центральных органов ˚ решения региональных органов ˚ решения местных органов

4. по форме: ˚ письменные ˚ устные

5. по функциональному содержанию: ˚ плановые ˚ прогнозные ˚ кадровые ˚ учетные

6. по степени сложности: ˚ простые ˚ сложные ˚ уникальные

7. по сроку полномочий: ˚ на основе постоянных полномочий ˚ на основе делегированных (временных полномочий)

8. в зависимости от даты начала действий: ˚ государственные регистрации и официального опубликования ˚ с даты подписи ˚ с даты, указанной в решении ˚ в срок указанный в другом решении

9. после в зависимости от процедуры принятия: ˚ коллегиальные ˚ единоличные.

Процесс принятия государственных решений распадается на отдельные этапы и функциональные фазы. Существуют различные точки зрения на определение границ и числа основных этапов принятия управленческих решений. В обобщенном плане можно было бы выделить следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных решений:

1. Определение приоритетных проблем и формирование политической 'повестки дня'. На этом начальном этапе собирается, селектируется и анализируется предварительная информация, необходимая для принятия политического решения. Изучаются интересы, запросы и требования отдельных индивидов, социальных групп и общественных объединений, отбираются приоритетные проблемы, требующие своего решения и создается общественно-политическая 'повестка дня' для ожидаемых от правительства или других государственных органов действий.

2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем. Выработка инвариантов решения связана как с объективной потребностью в оптимизации выбора наилучшего решения из нескольких альтернатив, так и с субъективными устремлениями и давлением на процесс принятия решения различных социальных сил, часто конкурирующих между собой и пытающихся 'продавить' свой проект того или иного политического решения.

3. Окончательный выбор, формулирование и легитимизация государственного решения. Это, по сути дела, и есть основной этап в процессе принятия решения, технологически осуществляемый субъектами государственного управления в демократических странах при помощи выясненных выше способов голосования или получения консенсуса. Здесь решение приобретает общеобязательную форму для всех граждан, попадающих в сферу его компетенции.

4. Реализация и проведение в политическую практику принятых государственных решений. Управленческое решение практически внедряется и претворяется в жизнь на данном этапе. Государственная администрация в зависимости от политического режима данной страны использует комбинацию способов (принуждение и убеждение) и отдельных социотехнических средств (манипулирование, маневрирование и так далее) для осуществления принятых стратегических решений.

5. Контроль за ходом осуществления решения и 'обратная связь' с его результатами. Это завершающий весь цикл принятия решения этап. Отсутствие контроля и 'обратной связи' приводит к тому, что государственное решение либо искажается, либо просто перестает выполняться, либо даже приносит обратные исходному его замыслу результаты. Сам же смысл контроля за реализацией тех или иных государственных решений заключается в постоянном сопоставлении практических мероприятий, технологических операций с исходной моделью политического решения, планами и программами. Контролю подлежит как выполнение законодательных решений, определяющих различные нормы и процедуры поддержания институционального порядка в обществе (борьба с коррупцией, другими формами преступности), так и решения органов исполнительной власти, занятых оперативным распределением финансовых и других материальных ресурсов согласно общим пропорциям, заложенным в государственном бюджете. На последних этапах происходит продвижение от выработки рефлексивной модели общеобязательного решения к его практическому внедрению.

Практика реализации государственных решений тесно связана с двумя, уже обозначенными аспектами публичной политики: регулированием общественных ресурсов и институциональными способами, инструментальными средствами руководства людьми, то есть с функционированием политического режима страны.

Особенности принятия государственных решений:

• многовариантность разработки

• экспертиза юридическая, политическая, социальная, экономическая.

• ориентация на стратегические политические решения и соответствие действующим программам осуществления политических решений

• оптимальный вариант — чтобы средства обеспечили выполнение (достижение) цели

• профессиональный, а не личностный отбор исполнителей.